Введение 3-5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6-26
1.1 Психологические характеристики процесса внимания 6
1.2 Критерии и уровни развития внимания 13
1.3 Особенности развития внимания гиперактивных младших школьников 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27-91
2.1. Этапы опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Выявление актуального уровня развития внимания гиперактивных младших школьников 31
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие внимания у гиперактивных младших школьников 37
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Приложения 52
Список литературы 88
Необходимость изучать особенности внимания у детей с гиперактивным поведением в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что данное внимание является одной из частых причин обращения за психологической помощью. Исследующие проблему внимания у гиперактивных младших школьников как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у детей, считают, что основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания». (Н.Н. Заваденко).
Наиболее полное определение гиперактивности дает Г.Б. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность,
отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивного поведения могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [37].
Актуальность послужила поводом для выбора темы нашего исследования: «Специфика развития внимания гиперактивных младших школьников».
Цель исследования: изучить специфику развития внимания гиперактивных младших школьников и составить методические рекомендации.
Объект исследования: внимание гиперактивных младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что специфика развития внимания гиперактивных младших школьников будет проявляться в неспособности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности; в низкой степени сосредоточенности внимания на одних и тех же объектах; в высокой скорости перевода внимания с одного объекта на другой.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу развития внимания гиперактивных младших школьников;
2) определить наличие гиперактивности у младших школьников;
3) подобрать методики работы с гиперактивными младшими школьниками;
4) выявить актуальный уровень развития внимания гиперактивных младших школьников;
5) разработать методические рекомендации по развитию внимания гиперактивных младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение документации, констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального автономного образовательного учреждения Гимназия № 5 г. Красноярска. В эксперименте участвовало 25 гиперактивных младших школьников.
Данный эксперимент проводился по запросу школьного психолога. Работа по установлению гиперактивности предварительно была проведена школьным психологом (имеется справка-подтверждение).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научного, методического и педагогического опыта в области развития внимания гиперактивных младших школьников....
Данная работа рассматривает актуальную в современной психологии проблему - развития внимания гиперактивных младших школьников. В работе содержатся как теоретические аспекты изучения внимания и гиперактивности в психолого-педагогической литературе, так и описание опытно-экспериментальной работы, проведение и результаты исследования по развитию внимания у гиперактивных младших школьников.
В первой главе данной работы мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировали особенности внимания учеников младшего школьного возраста в норме и с гиперактивнотью. Дали определение понятию «внимание» и «гиперактивность», определение психологическим особенностям внимания, рассмотрели свойства и виды внимания. Выявили особенности развития внимания у гиперактивных младших школьников, изучен процесс развития внимания, особенности формирования внимания.
Изучая научную литературу, можно увидеть множество определений внимания, ставших более или менее общепризнанными и устойчивыми. Большинство ученых отмечают, что внимание - универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Высокий уровень развития всех свойств внимания способствует успешной деятельности, обеспечивает успешность учебных и трудовых процессов.
Внимание - это важное условие эффективного познания окружающей действительности, так как оно обеспечивает активность мышления, полноту и глубину зрительного восприятия, концентрацию волевых усилий на изучение того или иного объекта, явления. Одну из главных ролей играет внимание в познавательно - трудовой деятельности человека, так как познавательные процессы участвуют во всех видах деятельности людей.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития внимания гиперактивных младших школьников и его свойств - устойчивости, концентрации, переключаемости.
Использовались такие диагностические методики как, тест «Перепутанные линии», тест Пьерона-Рузера, методика «Запомни и проставь точки».
Разработаны методические рекомендации и занятия по развитию внимания у гиперактивных младших школьников для учителя и психолога. Как уроки, так и дополнительные занятия, в руках опытного педагога, могут стать важнейшим инструментом в развитии познавательных психических процессов гиперактивных детей младшего школьного возраста.
Опираясь на выше сказанное и завершая наше исследование, можно сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась. Используя занятия и методические рекомендации, педагог может привести в гармоничное соответствие наблюдательную и изобразительную деятельность, активно развивая внимание и используя различные методические средства.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1999.
2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности.
3. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001, 2002. - с. 93 - (Мой ребенок). - Лит.: с. 91-93.
4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2002. - с.128.
5. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2000.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 186.
7. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
9. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
10. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. - М., 1987. - С. 169-175.
11. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
12. Грицкевич И.Д. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей: Родительское собрание в 1 классе / И.Д. Грицкевич // Начальная школа. - 2011. - № 7. -С.28-32.
13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3.
14. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Ор¬лова Л.М.: Институт практической психоогии; Воронеж: НПО «МО- ДЭК», 1998. - 256 с. - (Серия «Библиотека школьного психолога»).
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. - М.: Флинта, 2015. - 255 с....(54)