ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению 6
1.2. Особенности развития психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 11
1.3. Способы развития психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в образовательной организации 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 26
2.1. Определение уровня развития психологической готовности детей к школьному обучению 26
2.2. Результаты актуального состояния психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 33
2.3. Комплекс игровых упражнений, направленный на развитие психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Вступление в школьную жизнь - это ответственный этап в жизни каждого ребёнка. Наравне с этим важно понимать, что в современном мире требования к будущему первокласснику растут. При поступлении в школу, будущий ученик должен иметь не только определенный набор академических знаний, но и уровень развития высших психических функций. Если мы говорим о первом, то минимальный необходимый «набор» регламентируется документально. Более сложно обстоит дело с психическими возможностями ребенка. Без них ребенку достаточно трудно ориентироваться в школьном пространстве, адаптироваться, что ставит под вопрос успешность образовательной деятельности. Иными словами, готовность к обучению в школе подразумевает соответствие психических свойств и качеств ребенка требованиям, предъявляемым школой.
В современной отечественной и зарубежной педагогической психологии, одно из наиболее активно развивающихся направлений как теоретических, так и непосредственно прикладных разработок — это область исследования проблемы психологической готовности к школе.
Практика доказывает, что не во всех случаях переход от дошкольного образования к начальному общему происходит легко. Встречаются случаи, когда ребёнок психологически не готов к школьному обучению, и это влечет за собой трудности в освоении школьной программы, установлению контактов со сверстниками и др.
Одним из ярких примеров в подтверждение предыдущего тезиса является исследование Гуткиной Н.И.. В труде «Психологическая готовность к школе» приводит статистические данные, на основании которых был сделан вывод о том, что низкий процент детей, справляется с заданиями диагностических работ. Она отмечает, что подобные результаты являются причиной неуспеваемости по школьным предметам [12].
Безусловно, процесс подготовки ребенка к школе достаточно многогранен. Нами рассмотрены понятия, компоненты и условия развития психологической готовности к школьному обучению. Мы опирались на научные труды следующих учёных: Гуткина Н.И., Божович Л.И., Венгер Е. А. Бугрименко, Д.Б. Эльконину, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман.
Нами была выделена проблема развития психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
В ходе выполнения данной работы была составлена следующая логика исследования:
Цель исследования: определить актуальный уровень развития психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и предложить способы его повышения.
Объект исследования: психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.
Предмет исследования: актуальный уровень развития психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Гипотеза исследования: психологическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет является комплексным образованием, состоящей из нескольких аспектов: трудностью во взаимодействии со сверстниками, направленном на достижение общей цели; желанием сохранить дошкольный образ жизни; неумением выполнять кропотливую работу длительное время. Мы предполагаем, что готовность к школе у большинства школьников находится преимущественно на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности актуального состояния психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и способов её улучшения.
3. Определить критерии изучения психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и описать уровни состояния объекта.
4. Подобрать диагностические методики и определить актуальный уровень психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Составить комплекс игровых упражнений, способствующих психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и предложить методические рекомендации....
Нами был проведён анализ литературы по проблеме психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. По своей сути психологическая готовность представляет собой совокупность элементов, развитие которых приводит к наиболее быстрой социализации в новом коллективе, а также успешном усвоении школьного материала.
Рассматривались особенности актуального состояния психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Стоит обратить внимание на то, что дети переживают кризис 6-7 лет, эгоцентризм, что влечет за собой ряд затруднений при работе с детьми данного возраста.
Определялись критерии изучения психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и в соответствии с ними описаны уровни состояния объекта. Исходя из изучения литературы, было решено выбрать следующие критерии: произвольность поведения; умение взаимодействовать со сверстниками; внутренняя позиция школьника. В нашей работе составлена характеристика каждого изучаемого критерия, исходя из степени проявления показателей: низкий уровень - недостаточное проявление показателя; средний уровень - невысокое проявление показателя; высокий уровень - показатели развиты в должной мере.
Осуществлялся подбор диагностических методик, среди которых были определены следующие: «Рукавички» (Г.А. Цукерман); «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина); «Внутренняя позиция школьника» (Гуткина Н.И.). Проведение диагностики по развитию психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению проводилось в Муниципальном автономном образовательном учреждении средней школе №156 имени Героя Советского союза Ерофеева Григория Петровича. В исследовании принимали участие 24 ребенка, возраста 6-7 лет. Согласно полученными результатам, актуальный уровень развития психологической готовности детей - средний.
Большинство детей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению, однако результаты близки к низкому уровню.
Согласно полученным результатам, перед нами стоит задача в развитии у детей следующих умений: договариваться друг с другом в ходе совместной деятельности; сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время, а также развитие положительного отношения к школе.
Был составлен комплекс игровых упражнений, способствующих улучшению психологической готовности детей к школьному обучению. Комплекс состоит из 29 упражнений. Рекомендовано проводить занятия в игровой форме, наполняя их упражнениями, требующими ограничения непроизвольной речевой и двигательной активности; четкого соблюдения ряда правил и условий; непродолжительного, но сильного концентрирования на определённом объекте, а также организацию сотрудничества и распределения ответственности. Безусловно, стоит следовать принципам наглядности, безоценочности, поощрения активности и инициативы, системности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
1. Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. №6 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580(дата обращения: 07.10.2022).
2. Безруких М.М. Будущий первоклассник: готов ли ваш ребенок к школе? Просвещение: Вентана Граф, 2007
3. Безруких М.М. Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении // Начальная школа. 2008. №17.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М: Совершенство. 1998. С.298
5. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. С. 192.
6. Воробьёва У.Т. Подготовка ребенка к школе. О социальной готовности ребенка к школе // StudFiles [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/9954647/page:3/(дата обращения: 07.10.2022).
7. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Изд-во Эксмо, 2004. С.512.
8. Галкина И.А. Особенности развития ребенка 6-7 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/145-osobennosti-razvitiya-rebenka-6-7-let?ysclid=l8yf13u3zk938490486 (дата обращения 10.10.2022)
9. Гниденко О. А. Развитие произвольности дошкольников в играх с правилами [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. 2016. С. С. 23-25. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9415(дата обращения: 03.09.2022)
10. Голикова В. Психологическая готовность к школе ребенка. b17.ru. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. b17. ru/article/156380/#: ~:text=(Венгер%20Л. %20А.)%20Психологич еская%20готовность,сверстниками%3В%20в%20непосредственно%20образоват ельной%20деятельности (дата обращения 08.10.2022)
11. Гринёва М.С. Становление внутренней позиции школьника от пяти к семи годам. [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Курск, 19.02.2008. URL: http://jurnal.org/articles/2008/psih1.html(дата обращения: 13.09.2022)
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебнк 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2015.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С. 240
14. Дыбина О. В., Еник О. А., Пенькова Л. А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2013. С.64.
15. Игровые упражнения и их разновидности [Электронный ресурс] // Studopedia URL: https://studopedia.ru/15_91647_igrovie-uprazhneniya-i-ih-raznovidnosti.html (дата обращения: 13.09.2022)...(49)