ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие «читательская грамотность» и ее связь с ключевыми компетенциями ФГОС 8
1.2. Особенности развития читательской грамотности у младших школьников 13
1.3. Уроки литературного чтения в рамках новых стандартов ... 18
Выводы по Главе I 25
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Изучение уровня развития читательской грамотности младших школьников 26
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Проведение работы, направленной на развитие читательской грамотности младших школьников 33
Выводы по Главе II 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как - средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе. Решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
В названных документах говорится о необходимости формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
Эта проблема на современном этапе развития педагогической науки пробуждает большой интерес исследователей (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, H.H. Светловская и др.). Данные авторы сходятся во мнении, что именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность. Решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).
Вопросы проблемы развития читательских навыков младших школьников описаны в трудах Д.Б. Эльконина, рассматривающего процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.Б. Занкова, З.И. Романовской, В.И. Яковлевой, раскрывающих механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанской, полагающей, что современный урок чтения - это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеева, Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой и др. авторов, изучающих чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Большой вклад в изучение проблемы чтения внесла H.H. Светловекая, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников.
Однако, в целом степень разработанности проблемы формирования основ читательской грамотности является недостаточной. Не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данной проблемы, необходимо определение критериального аппарата, для оценки уровней сформированности основ читательской грамотности младших школьников.
Вышеизложенное позволило нам констатировать, что накопленный психолого-педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью качественного изменения процесса и результатов обучения младших школьников чтению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования основ читательской грамотности младших школьников, потенциал которых является педагогической базой успешного приобщения обучающихся к чтению.
Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы формирования основ читательской грамотности у учащихся и определяет выбор темы исследования - «Специфика развития читательской грамотности у младших школьников»....
Данное исследование посвящено специфике развития читательской грамотности у младших школьников. На сегодняшний день проблема формирования этой компетентности является по-прежнему актуальной в системе образования.
В 2012 году в системе начального школьного обучения стали действовать федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, и именно развитие читательской грамотности школьников стало являться приоритетом всего процесса обучения. Читательской грамотностью является совокупность взаимосвязанных качеств, что задаются относительно определенного круга предметов и процессов и являются необходимыми для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Под читательской грамотностью принято подразумевать качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, позволяющее решать учебные, социальные и профессиональные задачи адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности, способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. В структуру читательской компетенции включены такие компоненты как компонент познавательный, компонент операционально-технологический, компонент ценностно-смысловой.
Ключевой составляющей уроков литературного чтения стало формирование грамотного, компетентного читателя, читателя, который способен получать необходимую информацию из книг. Уроки литературного чтения по новым стандартам нацелены на формирование читательской компетенции обучающихся, имеют ряд этапов: создание «ситуации успеха», возникновение ситуации «интеллектуального конфликта», фиксации места затруднения, формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
Принято выделять следующие методы, формы, приемы развития читательской грамотности младших школьников: систематическое использование уроков чтения по программе и внеклассного чтения, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, планирование системы письменных работ. Имеется ряд методов развития читательской грамотности обучающихся в начальной школе: метод «Дидактические игры», метод использования так называемых подсказывающих вопросов, метод «Соревнование, использование метода проектов. Целесообразно использовать такие приемы развития читательской грамотности как прием «Прогнозирование», прием «Ассоциация», прием «Да-нет», прием «Сочини загадку, стихотворение». Одним из эффективных способов развития читательской грамотности обучающихся у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Цель эмпирического этапа исследования заключалась в изучение специфики формирования читательской грамотности учащихся младшего школьного возраста. Также на данном этапе следовало подтвердить либо опровергнуть гипотезу исследования: мы выдвинули предположение о том, что читательская грамотность в младшем школьном возрасте:
1) находится на недостаточном уровне сформированности;
2) характеризуется способностью человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
3) может быть развита в процессе внеурочных занятий.
Для изучения уровня читательской грамотности младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе МАОУ «Школа №3» г. Ачинск, в котором приняли участие 25 учащихся 3А класса....
1. Антонов, А.А. Анафема «детской литературе» / А.А. Антонов // Грани. - М.: Нью Пресс. 2018. - № 168. - 2018. - С. 45-50.
2. Ахметжанова, Г.В., Воробьева, Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьева // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1 (23). - С. 302-304.
3. Балгазина, А.Н. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А.Н. Балгазина. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2017. - 246 с.
4. Болотов, В.А., Сериков. В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2016. - №10. - С.45-52.
5. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. Программа «Литературное чтение для 1-11 классов», УМК «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: Просвещение, 2015. - 289 с.
6. Бурнашева, П.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в 5-6 классах / П.А. Бурнашева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 66-70.
7. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2016. - 505 с.
8. Введение в литературоведение: хрестоматия / Под ред. П.А.Николаева, А.Я. Эсалнек. - М.: Самиздат, 2016. - С. 78-129.
9. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2017. - № 4. - С.3 - 8.
10. Гавриленко, Е. В. Опережающее образование как фактор повышения функциональной грамотности младшего школьника :дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Гавриленко. - Челябинск: 1я типография, 2017. - 220 с.
11. Галанжина, Е.С. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2018. - 90 с.
12. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). - C.34-57
13. Дусавицкий, А.К. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению / А.К. Дусавицкий. - М.: Вита- Пресс, 2015. - 233 с.
14. Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей школьного возраста / Н.В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - № 4. - С. 225-228.
15. Зенкин. С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие / С.Н. Зенкин. - М.: РГГУ, 2018. - 407 с....(61)