Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №172419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы51
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко» с. Логовское Первомайского района Алтайского края.
Выборка: 12 воспитанников первой младшей группы.

Введение 3
Глава 1 Теоретические и практические основы развития мелкой моторики детей 2 – 3 лет по изобразительной деятельности 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста 7
1.2 Особенности развития изобразительной деятельности детей третьего года жизни 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выявленных педагогических условий развития мелкой моторики детей 2 – 3 лет детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности 26
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению развития мелкой моторики детей 2 – 3 лет 26
2.2 Задачи, содержание и методика проведения формирующего эксперимента по развитию мелкой моторики детей 2 – 3 лет детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49


Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет мелкая моторика в жизни человека: наукой давно доказана тесная взаимосвязь между мышечной подвижностью пальцев рук и уровнем интеллекта, логического мышления, памяти, речи. Разработкой данного вопроса занимались такие физиологи, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов; психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж.Б. Эльконин и др. Педагоги детских садов уделяют большое внимание данному вопросу. Воспитатели организовывают игры, используют упражнения и различные задания, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук. Тем самым решаются сразу две задачи: оказание влияния на общее интеллектуальное развитие ребенка и постепенная подготовка к овладению навыками письма, что в дальнейшем предотвратит ряд проблем школьного обучения. Дошкольники, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, как правило, хорошо рассуждают, составляя целостные логические цепочки; говорят без артикуляционных искажений. В том случае, если подвижность пальцев недостаточна, дети затрачивает много времени на выполнение операций, требующих высокой подвижности фаланг: нанизывание бусин, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и проч. Вполне очевидно, что систематическая работа по развитию мелкой моторики должна осуществляться с ранних лет.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) по этому поводу сказано, что задачи обучения и воспитания подчинены специфике возрастного развития воспитанников. В частности, в группах от 1 года до 3 лет приоритет отводится освоению предметной деятельности, для чего малышей вовлекают в экспериментирование с водой, песком, тестом; в простые подвижные и дидактические игры. Содержание работы с детьми более детально раскрываются в федеральной государственной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО). В группах от 2 до 3 лет воспитанникам предлагаются игрушки, которые имитируют орудия труда. Например, собрать каталку с помощью деревянных или пластмассовых винтов; нанизать на пирамидку кольца; разобрать и сложить трехместную матрешку; создать из конструктора постройку, используя крупный и мелкий материал. Отдельно следует обратить внимание на образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Педагог учит детей правильно держать карандаш (тремя пальцами выше отточенного конца) и кисть (чуть выше железного наконечника); знакомя с формой, показывает движение рук по предмету. Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях по лепке путем сплющивания комочка глины, раскатывания, соединения палочки в кольцо, создания шара и диска из него.
Степень изученности темы. Этапы становления изобразительной деятельности в период дошкольного детства описаны в трудах Н.А. Ветлугиной, Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, М.М. Кольцовой, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Б.П. Юсова и др. Среди зарубежных исследователей отметим вклад Б. Джефферсона, Д. Дьюи, Р. Штейнера, Э. Эйснера: согласно содержанию их публикаций, благодаря продуктивной изобразительной деятельности происходит становление восприятия. На его основе при помощи речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и складываются в стройную систему. Запоминание, мышление, воображение также строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Говоря иначе, происходит сенсорное развитие ребенка, или же развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
В занятии изобразительной деятельностью ведущим каналом является зрительный, например, при рассматривании картины нельзя задействовать слух, осязание, обоняние, вкус. Только посредством глаз происходит восприятие внешних признаков предметов, объектов, явлений, их удаленности друг от друга, расположение в пространстве. На протяжении раннего возраста восприятие тесно связано с предметными действиями. Ребенок с удовольствием окунает пальчики в краску и оставляет следы на бумаге, берет карандаши, цветные мелки и пробует применять их на практике. Не меньше радости вызывает контакт с полимерной глиной, пластилином, соленым тестом. Подобные занятия становятся не только увлекательной игрой, но и средством развития мелкой моторикой.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики детей 2 – 3 лет.
Предмет исследования – влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет.
Гипотеза исследования – развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективным, если одновременно проводится работа по сенсорному воспитанию.
Цель исследования – составить методические рекомендации по развитию мелкой моторики детей 2 – 3 лет на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста;
2. описать особенности развития изобразительной деятельности детей третьего года жизни;
3. организовать и провести констатирующий эксперимент по изучению уровня развития мелкой моторики детей 2 – 3 лет на занятиях по изобразительной деятельности;
4. представить методические рекомендации по сенсорному развитию детей третьего года жизни на занятиях по изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, классификация собранных данных) и эмпирические (наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, формирующий эксперимент, качественная и количественная оценка полученных результатов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, а адресованных разным субъектам образовательного процесса – педагогам детских садов и родителям воспитанников. Содержание методических рекомендаций включает описание игр с ребенком по изобразительной деятельности, помогающих осуществлять сенсорное воспитание (формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве), и стимулирующих мелкую моторику рук. Методические рекомендации могут быть полезными не только педагогам и родителям, но и старшему воспитателю при планировании индивидуальной работы с детьми раннего возраста.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически описать и подтвердить опытно-практическим путем эффективность занятий изобразительной деятельностью в развитии мелкой моторики детей раннего возраста. Мелкая моторика обеспечивает тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок возводит башни из кубиков, наряжает куклу, пользуется ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Достаточный уровень подвижности пальцев позволяет завязать шнурки ботинок перед прогулкой, наклеить аппликацию для мамы, собрать конструктор из мелких деталей. Мелкая моторика является основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Почти все, чем занят ребенок, есть не что иное, как операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом, поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий, способствующих совершенствованию навыков.
Особенность изобразительной деятельности детей раннего возраста проявляется на разных уровнях. Во-первых, это характер манипуляций: ребёнок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге, пластилину, глине) и выполняет действия, напоминающие игру; изображение предметно-вещного мира пока ещё нет, так как назначение многих незнакомо. Во-вторых, на уровне последовательности освоения движений: ребёнок постепенно овладевает дифференцированными, всё более преднамеренными движениями; рука становится более послушной, гибкой и подвижной. В-третьих, на уровне речевой деятельности: в период от полутора до двух лет в процесс рисования включается слово; вербализация мысли выполняет различные функции: проговаривание, подчёркивающее ритм движений, звукоподражание, называние предметов, сходство с которыми ребёнок усматривает в рисунке. В-четвертых, на уровне образного воспроизведения очертаний и форм реальных предметов: образ в рисунке становится всё более узнаваемым благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм; возникает сюжет, который дополняется словом.
На основе теоретических представлений о теме настоящей работы проведено опытно-эмпирическое исследование; выбрана база, обозначено количество участников, указан возраст. Сформировано две группы – контрольная и экспериментальная. Отобраны методики, используемые в диагностике детей раннего возраста. В ходе констатирующего этапа установлено, что в контрольной группе большинство имеет достаточный уровень развития мелкой моторики (почти половина состава участников). Это означает соответствие возрастной норме. В экспериментальной большинство составляют дети, чей уровень развития мелкой моторики близок к достаточному. Это означает некоторое отставание от нормы. На этапе формирующего эксперимента реализован план работы с воспитанниками экспериментальной группы: организованы занятия по изобразительной деятельности. По завершении работы проведена повторная диагностика. В ходе контрольного этапа исследования выявлена динамика в обеих группах, однако в контрольной каждый шестой ребенок остался на уровне, не соответствующем возрастной норме; в равных долях представлены дети с достаточным уровнем и близким к нему. В экспериментальной группе большинство составили дети с достаточным уровнем развития мелкой моторики, остальные находятся на уровне, близком к нему. Таким образом, работа, проведенная на формирующем этапе, может быть признана эффективной.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. С изменениями и дополнениями от 08 августа 2024 года.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155. В редакции от 17 февраля 2023 года.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения. Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
4. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: методическое пособие для педагогов ДОО. – М.: Сфера, 2020. – 64 с.
5. Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
6. Вахонина О.В., Козлова О.А. Развитие изобразительных умений у детей 2-3 лет / под общей ред. О.Д. Лукьяненко – Армавир, 2021. – 67 с.
7. Григорьева Г.Г. Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях // Современное дошкольное образование. – 2012. – №2. – С. 36-42.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: методическое пособие. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Скрипторий, 2017. – 80 с.
9. Демчук О.В. Методы и приемы развития мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях // Солнечный свет: международный педагогический портал. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/metody-i-priemy-razvitiya-melkoy-motor/. – Дата обращения: 20.01.2025.
10. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: методическое пособи / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.
11. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 360 с.
12. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Челябинск: Изд-во ЮУГГУ, 2019. – 282 с.
13. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет: методическое пособие. – М.: РИПОЛ классик, 2020. – 256 с.
14. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. – 2017. – №11(41). – С. 13-16.
15. Колдина Д.Н. Способы аппликации, используемые при работе с детьми 2 – 3 лет // Современное дошкольное образование. – 2010. – №5. – С. 74-77.
16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 192 с.
17. Котлованова О.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – №2. – С. 102-109.
18. Куделина Е.М. Социально-личностное развитие ребенка третьего года жизни // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 3. – С- 28-31.
19. Лашкова Л.Л. Методическое сопровождение педагогов в развитии детей раннего возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1(70). – С. 48-54.
20. Лебедева С.А. Психология дошкольного образования: монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 104 с.
21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2018. – 208 с.
22. Овчинникова А.А. Возрастные и психологические особенности развития внимания детей дошкольного возраста // Новое слово в науке: стратегии развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2021. – С. 91-95.
23. Озерова В.П. Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при обучении детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3(6). – С. 142-144.
24. Развитие изобразительных умений у детей 2 – 3 лет: методическое пособие / под общей ред. О.Д. Лукьяненко. – Армавир, 2021. – 67 с.
25. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет – М.: АНО «ПЭБ», 2018. – 128 с.
26. Сорокоумова Е.А., Артемьева Т.В. Проблемы развития мышления и речи детей раннего возраста // Коллекция гуманитарных исследований. – 2020. – №3(24). – С. 6-9.
27. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие. – Орск: ОГТИ, 2019. – 131 с.
28. Тихонова О.Г. Изобразительная деятельность как условие успешной адаптации детей третьего года жизни к ДОО // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сб. статей науч.-практ. конф. – Уфа, 2021. – С. 151-153.
29. Уксусникова, П.И. Развитие мелкой моторики дома. Советы для родителей // Всероссийский журнал «Современный урок». – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30939. – Дата обращения: 21.01.2025.
30. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет: пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 48 с.
31. Халик А.А. Возможности использования психомоторных игр и игровых действий для развития мелкой моторики дошкольников // Проблемы современной психологии. – 2015. – № 30. – С. 647-657.
32. Чернышева А.С. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 78-82.
33. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1 – 3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 351 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ