Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы изучения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников 6
1.1. Понятия информационных технологии 6
1.2. Основные направления использования информационных технологий в
учебно-воспитательном процессе 11
1.3. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном
процессе младших школьников 29
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников (на примере первоклассника) 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этан 41
2.3. Контрольный этап 46
Выводы по 1 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Актуальность темы исследования. Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли такие ученые: О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В. Ф. Шолохович, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др [1, 96].
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.
Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Проблема исследования: каковы условия эффективности воспитания младших школьников с использованием информационных технологий.
Цель исследования: определить уровень роли использования информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: роль информационных технологий в воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: воспитание младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы использовать средства информационных технологий.
Для достижения поставленной цели и гипотезы исследования необходим решить ряд следующих задач:
1. Изучить научную, педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися, чтобы определить уровень роли использования информационных технологий в учебно - воспитательном процессе младших школьников;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективности использования информационных технологий в учебно - воспосасфлынот процфссф младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач будут использоваться следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно - методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: педагогическая работа, волеченное анкетирование, беседа, уроки, обобщение педагогического опыта; статистические: качественные и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Кызыл - Мажалык Барыын- Хетчикского кожууна, 1 «А» класс, дети в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Результаты анализа педагогической и методической литературы по теме исследования, а также педагогической практики позволяют говорить о недостаточной разработанности проблемы внедрения информационных технологий в начальных классах. В этой связи тема данной работы является актуальной и требует комплексной разработки.
Экспериментальная работа показала, что внедрение информационных технологий в учебный процесс в начальных классах зависит от многих факторов. Прежде всего, от организации учителем учебных занятий, внеклассных мероприятий и игровых занятий.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что использование информационных технологий на уроках позволяет проводить уроки интересней, у детей повышается интерес к уроку, повышается уровень знаний по темам, которые проходили с применение компьютера, также компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Информационные технологии способствуют повышению прочности знаний, повышению общей эффективности и интереса учеников к предмету, учителям информационные технологии позволяют сэкономить время на разработку дидактического материала. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю строить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. И использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленные задачи.
Таким образом, информационные технологии в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы.
1. Агапова Р.А. Про три поколения компьютерных технологий обучения в школе [Текст]: Информатика и образование / Р.А. Агапова. М.:2011. 99.
2. Андреева И. М. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований. / И. М. Андреева, Ю. С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Международная научная конференция. Краснодар -Новорасийск, 14-15 сентября 1995.: Тезисы доклады - Краснодар, 2010. - С. 98.
3. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е Вокунский // Психологический журнал. - 2008. - том 19, №1- 17.
4. Бахтина О. И. Информатизация гуманитарного образования. / О. И. Бахтина // Педагогика. - 2010. -№1.
5. Белавина И. Г. Психологические последствия компьютерилизации детской игры. / И. Г. Белавина / Информатика и образование. - 2011. - №3.
6. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. / П. П. Блонский. - Т.2. - М., 2009 - С. 75.
7. Бондаревская В., Повякель Н. Психолого-эргономического обеспечения программных средств / В. Бондаревская, Повякель Н. // ИНФО.- 2010. - №5.
8. Булгакова Е. С. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы. / Е. С. Булгакова//Информатика и образование. - 2014. №1- С. 52.
9. Буцин Е. С. Обучение младших школьников началам информатики. / Е. С. Буцин. - М.: Наука, 2011. - 552с.
10. Видерхольд К. А. Компьютер в начальной школе. / К. А. Видерхольд // Информатика и образование. - 2013. - №2 - С. 98
11. Видинеев Н. В. Природа интелектуальных способностей человека. / Н. В. Видинеев - М., 2009.
12. Витухновская А. А., Марченко А. С. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера. / А. А. Витхуновская, А. С. Марченко // Информатика и образование. - 2014.- №8. - С.83-87.
13. Возрастные и индивидуальные особенности обучения младших школьников. - М., 2009.
14. Волков И. П. Учим творчеству. / И. П. Волков - М., 2008.
15. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков // Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 128 с.
16. Воронцова Ю.Л. Компьютер и эстетическое воспитание. / Ю. Л. Воронцов // Информатика и образование. - 2015. - №8. - С.93-94.
17. Вохрышева М. Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста. / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 2008. С 324.
18. Гальперин П.Я. Внимание школьника / Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А.// - М., 2012. - 375 с.
19. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н.И.Гендина // Материалы областной научно¬практической конференции, г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 г. Под обш. ред. Н.И. Гендинон. Г.А. Стародубовой. Кемерово, 2013. С. 246.
20. Гендина Н.И. Основы информационной культуры / Н.И. Гендина // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 2010. - с. 356
21. Г ендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона. / Г ендина Н.И. // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 2008. - с. 253.
22. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор // Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 2009. С. 132.
23. Горлова И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики. / И.И. Горлова // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 2011. С. 387.
24. Гребенщикова В.Ю. Информатизация в организации творческой познавательной деятельности учащихся. /В.Ю.Гребенщикова //Сборник научных статей. Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2013. С.132.
25. Гречихин А.А. Информационная культура / Гречихин А.А. // (Опыт определения и типологического моделирования). Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 20089 С. 412.
26. Домрачеев В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий / В.Г. Домрачеев, И.В Ретинская Информационные технологии. - 2014. - № 2. - С. 10-13.
27. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии, - 2008,- №2.
28. Дрига, Рах. Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Дрига, Рах. // - М., 2014. С. 238.
29. Ефримов А. Н. Информационный взрыв / А. Н. Ефримов//Проблемы реальные и мнимые - М.: Наука, 2015. С - 7.
30. Журавлев И.К. Бок о бок с компьютером / И. К. Журавлев // Педагогика. - 2010. - 1.
31. Журин А. А. Информационная безопасность / А. А. Журин // Педагогика. 2015. №4 - С. 32.
32. Завьялова А. О. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / А. О. Завьялова // Начальная школа. 2015. №11.
33. Задо А. З. Развитие интилектуальных способностей у детей 6-7 л. / А. З. Задо // - М.,2013. С - 345.
34. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева // Введение в курс: Учеб, пособие для вузов - Краснодар: Краснодар, гос. акад. Культуры, 2011. С - 428.
35. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова // Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - С. 410.
36. Информатика и научно-технический прогресс. - М.: Наука, 2008.С- 154.
37. Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. тр. - М.,2012. С-88.
38. Кондаков А.М. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования - М.: Издательство «Просвещение», 2008. С- 27.
39. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2014. № 2. С - 287.
40. Клейман Т.М. Школы будущего / Т. М. Клейман //Компьютеры в процессе обучения. - М.: Радио и связь, 2007.
41. Копылов В. А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе:/ В. А. Копылов // Проблемы формирования, функционирования, совершенствования. // НТИ. - Сер.2, 2014. №9 - 75.
42. Красовский С. В. Информация в современном цивилизационном процессе. / С. В. Красовский // Науч. и техн. б-ки, 2012. № 6. С - 54.
43. Краткий словарь по социологии. - М.,2008. С. 258.
44. Кудрина Е.Л., Гендина Н.И. Новая парадигма образования и необходимость формирования информационной культуры личности. / Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей -Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 2009. С - 110.
45. Лапшина Н. Н. О курсе «Информационные технологии» / Н. Н. Лапшина / Начальная школа. - 2016. - №9. - с 90-91.
46. Палат К. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / К. С. Палат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева // Учеб.пос. М. 2011 - С. 31.
47. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб, для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. // Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд.,испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 512 с.
48. Педагогические технологии: Учеб, пособие для педагогических специальностей. / Под ред. В. С. Кукушкина.- М.:ИКЦ «Март»:- Ростов на Дону.- 2013. С - 349.
49. Первин С. П. Дети, компьютеры и комуникации. / С. П. Первин // Информатика и образрвание. 2014. - №4 - С. 102.
50. Пидкасистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П. И. Пидкасистый, О. Б. Тыщенко // Педагогика. - 2013. - №5.
51. Половина И. П. Педагогические программные средства. Часть 1. Основные идеи / И. П. Половина // Методические рекомендации для разработчиков ППС / Под ред. проф. М. П. Лапчика. - Омск: Республиканский центр НИТО, 2011.С - 195.
52. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса / Н. Г. Попова // Начальная школа. 2012. №11 - 47.
53. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. / И. В. Роберт // - М.: Школа-Пресс, 2011 - С. 60.
54. Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т. Е. Соколова // Начальная школа. 2014. №3 - С. 101.
55. Федяинова Н. В. Особенности создания кроссвордов как дидактических средств / Н. В. Федяинова // Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. тр. 3-го учеб, -метод, семинара (7июня 2003 г.) - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - С. 15-18.
56. Федяинова Н.В. Примеры использования Excel в учебном процессе / Н. В. Федяинова // Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. тр. 4-го учеб, -метод. семинара (20 сентября 2003 г.). - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - С. 14-17.
57. Федяинова Н. В. Разработка обучающих программ для младших школьников средствами PowerPoint / Н. В. Федяинова // Актуальные вопросы современного образования: Сб. ст. Вып. 2: Методология, педагогика, психология, методика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - С. 167-174.
58. Цветкова М. С. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе / М. С. Цветкова // Информатика и образование. - 2012. - № 6. -С. 12-14.