Роль информационных технологий в воспитании младших школьников (на примере первоклассника)
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы изучения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников 6
1.1. Понятия информационных технологии 6
1.2. Основные направления использования информационных технологий в
учебно-воспитательном процессе 11
1.3. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном
процессе младших школьников 29
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников (на примере первоклассника) 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этан 41
2.3. Контрольный этап 46
Выводы по 1 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Глава 1 . Теоретические основы изучения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников 6
1.1. Понятия информационных технологии 6
1.2. Основные направления использования информационных технологий в
учебно-воспитательном процессе 11
1.3. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном
процессе младших школьников 29
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников (на примере первоклассника) 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этан 41
2.3. Контрольный этап 46
Выводы по 1 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Актуальность темы исследования. Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли такие ученые: О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В. Ф. Шолохович, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др [1, 96].
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.
Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Проблема исследования: каковы условия эффективности воспитания младших школьников с использованием информационных технологий.
Цель исследования: определить уровень роли использования информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: роль информационных технологий в воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: воспитание младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы использовать средства информационных технологий.
Для достижения поставленной цели и гипотезы исследования необходим решить ряд следующих задач:
1. Изучить научную, педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися, чтобы определить уровень роли использования информационных технологий в учебно - воспитательном процессе младших школьников;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективности использования информационных технологий в учебно - воспосасфлынот процфссф младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач будут использоваться следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно - методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: педагогическая работа, волеченное анкетирование, беседа, уроки, обобщение педагогического опыта; статистические: качественные и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Кызыл - Мажалык Барыын- Хетчикского кожууна, 1 «А» класс, дети в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли такие ученые: О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В. Ф. Шолохович, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др [1, 96].
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.
Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Проблема исследования: каковы условия эффективности воспитания младших школьников с использованием информационных технологий.
Цель исследования: определить уровень роли использования информационных технологий в процессе воспитания младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: роль информационных технологий в воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования: воспитание младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы использовать средства информационных технологий.
Для достижения поставленной цели и гипотезы исследования необходим решить ряд следующих задач:
1. Изучить научную, педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися, чтобы определить уровень роли использования информационных технологий в учебно - воспитательном процессе младших школьников;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективности использования информационных технологий в учебно - воспосасфлынот процфссф младших школьников.
Для решения поставленных в исследовании задач будут использоваться следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно - методической литературы по проблеме исследования; эмпирический: педагогическая работа, волеченное анкетирование, беседа, уроки, обобщение педагогического опыта; статистические: качественные и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Кызыл - Мажалык Барыын- Хетчикского кожууна, 1 «А» класс, дети в возрасте 6 - 7 лет.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Результаты анализа педагогической и методической литературы по теме исследования, а также педагогической практики позволяют говорить о недостаточной разработанности проблемы внедрения информационных технологий в начальных классах. В этой связи тема данной работы является актуальной и требует комплексной разработки.
Экспериментальная работа показала, что внедрение информационных технологий в учебный процесс в начальных классах зависит от многих факторов. Прежде всего, от организации учителем учебных занятий, внеклассных мероприятий и игровых занятий.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что использование информационных технологий на уроках позволяет проводить уроки интересней, у детей повышается интерес к уроку, повышается уровень знаний по темам, которые проходили с применение компьютера, также компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Информационные технологии способствуют повышению прочности знаний, повышению общей эффективности и интереса учеников к предмету, учителям информационные технологии позволяют сэкономить время на разработку дидактического материала. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю строить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. И использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленные задачи.
Таким образом, информационные технологии в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы.
Экспериментальная работа показала, что внедрение информационных технологий в учебный процесс в начальных классах зависит от многих факторов. Прежде всего, от организации учителем учебных занятий, внеклассных мероприятий и игровых занятий.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что использование информационных технологий на уроках позволяет проводить уроки интересней, у детей повышается интерес к уроку, повышается уровень знаний по темам, которые проходили с применение компьютера, также компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Информационные технологии способствуют повышению прочности знаний, повышению общей эффективности и интереса учеников к предмету, учителям информационные технологии позволяют сэкономить время на разработку дидактического материала. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю строить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. И использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленные задачи.
Таким образом, информационные технологии в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования компьютерной грамотности учащихся, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы.
Подобные работы
- Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса у учащихся в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2025 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи у первоклассников с задержкой психического развития с помощью информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



