Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прагматемы в русской повседневной устной речи

Работа №172379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения прагматем в русской разговорной речи 8
1.1 Устная речь как объект лингвистических исследований 8
1.2 Устная речь как объект изучения прагмалингвистики Ошибка!
Закладка не определена. 11
1.3 Основные ресурсы для прагматического изучения устной речи
Ошибка! Закладка не определена. 15
1.4. Прагматемы как объект изучения прагмалингвистики 17
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Аналитическое описание прагматем в русской повседневной речи. 35
2.1 Грамматические прагматемы 35
2.1.1 Знаменательные части речи 35
2.1.2 Междометия 37
2.1.3 Служебные слова 39
2.2 Функциональные разряды прагматем разговорной речи 48
2.3 Фразеологические прагматемы 62
2.4 Прагматемы в высказывании 65
Выводы по 2 главе 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблемам исследования прагматического потенциала языковых единиц и специфики их употребления в повседневной речи.
Актуальность исследования. В последние десятилетия наблюдается рост интереса общественности и науки к методам овладения и совершенствования способности эффективного и успешного речевого общения. Включение в научную парадигму человека как пользователя языка, а также различных параметров речевой ситуации привело к развитию теории речевого взаимодействия, открывающей новые перспективы для изучения речевого поведения человека, выявления взаимозависимостей между использованием языковых единиц и целеустановками говорящих, разработки методик, связанных с повышением эффективности речевого общения. В поле зрения лингвистической науки оказываются «анализ явных и скрытых целей высказывания, внутренней установки говорящего и готовность слушающего «пойти навстречу» в достижении искомого смысла; изучение типов коммуникативного поведения; речевой стратегии и тактики, правил диалога, направленных на достижение эффективности общения, использование так называемых «непрямых» речевых актов» и т.д. Таким образом, одна из ведущих тенденций современной лингвистической науки - рассмотрение в первую очередь функционирования языковых единиц в дискурсе, в реальных процессах коммуникации.
Однако осуществить такой анализ достаточно сложно, так как в языке не всегда эксплицитно выражено прагматическое значение определенной единицы. К сожалению, до настоящего времени, как показало исследование теории вопроса, принципы прикладной лингвистической прагматики не были сформулированы и в полной мере реализованы. Возможности такой реализации следует усматривать в полном описании прагматических характеристик единиц различных языковых уровней. Эти принципы в предлагаемой работе апробируются на материале описания прагматем в повседневной устной речи.
Объектом исследования являются прагматемы русской устной речи.
Предмет исследования - особенности функционирования прагматем в русской повседневной речи.
Цель исследования - выявить и систематизировать функции прагматем в русской устной речи.
Задачи исследования:
1. определить содержание понятий «прагматика», «прагматический эффект», «прагматема», «повседневная речь» в современной лингвистике;
2. описать специфику русской устной повседневной речи;
3. дать характеристику русской устной речи в
лингвопрагматическом аспекте;
4. собрать и систематизировать записи повседневной устной речи представителей разных социальных групп;
5. выявить прагматемы в повседневной речи современных носителей русского языка, выполнить комплексный анализ этих единиц;
6. определить значение фразеологических прагматем;
7. охарактеризовать особенности функционирование прагматем в устной речи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Избрав тему выпускной квалификационной работы «Прагматемы в русской повседневной речи» и определив ее цель - выявить и описать функционирование прагматем в русской повседневной речи, мы пришли к следующим выводам.
В лингвистике прагматический аспект изучения понимается как исследование связи между адресатом и адресантом, воздействующей, или прагматической, функции текста на реципиента. Эта функция репрезентируется в тексте, в его содержании, в его языковых единицах. Языковые единицы, реализующие прагматическую функцию в тексте, называются прагматемами. Следовательно, прагматическая ценность текста зависит от прагматической ценности составляющих его прагматем, что, в конечном счете, измеряется прагматическим эффектом, то есть результатом воздействия текста на эмоции и поведение адресата.
В разговорной речи говорящие используют прагмалексемы, однако, в данной работе бы принят термин «прагматема», поскольку данные единицы, функционируют в речи не только единично, но и в составе целых конструкций. Они теряют свои денотативный и сигнификативный компоненты, становясь единицами коммуникативно-прагматического уровня. Прагматемы есть класс условно-речевых, чисто функциональных единиц, представленных только в разговорной речи.
По сути, прагматемы - это единицы языка, которые ранее обладали статусом определённой грамматической категории (части речи), однако, приобретая новое функциональное назначение в устной речи, утрачивают признаки этой категории.
В практической части данной работы были рассмотрены прагматемы согласно их грамматическим свойствам. Выявлены три субкласс этих прагматем. Для первого класса (модальные и перформативные глаголы) характерно наличие собственного лексического значения, а значит, они могут менять свой прагматический потенциал, являясь семантически значимой единицей, т.е. прагматемы этого субкласса могут формировать смысл высказывания. Второй класс прагматем не имеет значения. Именно поэтому первый субкласс может быть обозначен как семантико-прагматический, второй - как формально-прагматический. Инфинитив занимает промежуточное положение между двумя субклассами. С одной стороны, он всегда наделен собственным лексическим значением, а с другой стороны - он, как показал материал, всегда выступает индикатором «прагматической окрашенности» высказывания. Третий субкласс (указательные и личные местоимения) прагматем не имеют «вещественного» значения, однако грамматически изменяемы, поэтому единицы этого класса является прагматическими индикаторами.
В работе выделены группы прагматем согласно их функциональному назначению:
1) междометные прагматемы;
2) прагматемы, меняющие свою форму от намерений говорящего;
3) дискурсивные единицы, утратившие свое лексическое значение, приобретя прагматическое; в связи с этим они выполняют ряд коммуникативно-прагматических функций: заполнение пауз, поисковая, метакоммуникативная, дейксис, рефлексивная, структурирующая, корректирующая, ритмообразующая, компрессионная.
Отдельно рассмотрена прагматема блин. В настоящее время данная единица является коммуникативно-функциональной, утратившей значение междометной единицы, реализующая клитическую функцию.
Рассмотренью классы прагматем является преимущественно
лексикализованными конструкциями с местоимениями; они утратили свое основное значение в разговорной речи и далее приобрели прагматическое значение или функцию...


1. Абишева М.С. К вопросу о субъектной организации текста
информационной заметки [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.philol.msu.ru/—rlc2004/files/sec/17. doc/. - дата обращения:
12.03.2020.
2. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм. - М.: Элипс, 2008. - 271 с.
3. Аничков И.Е. Идиоматика и семантика // Вопросы языкознания. - № 5. - 1992. - С. 5-14
4. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - С. 629 - 650.
5. Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа, «Языки русской культуры», 1995. -
С. 135-155.
6. Апресян Ю.Д. Типы информации для поверхностно-семантического компонента модели «смысл <-> текст» // Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - С. 8-101.
7. Апресян Ю.Д. Перформативы в грамматике и словаре / Ю.Д. Апресян // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1986. - Т. 45. - № 3. - С. 208-223.
8. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 389-390.
9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.:
Русский язык, 2008. - 608 с.
10. Белянин, В. П. Живая речь. Словарь разговорных выражений / В. П. Белянин, И. А. Бутенко. М., 1994.
11. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Либроком, 2015. - 360 с.
12. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. - СПб: Фолио-Пресс, 1998. - 704 с.
13. Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и
семантические аспекты. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1980. - 216 с.
14. Богданова-Бегларян Н.В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета. - 2014. - 3 (27). - С.7-20.
15. Богданова-Бегларян Н.В. Лингвистические этюды (о некоторых особенностях русской разговорной речи) // Вестник Пермского научного центра УРО РАН. - 2014. - №1 (Январь - Март). - С.50-66...75

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ