Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система лирических адресатов в ранней поэзии А. Блока

Работа №172361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ЛИРИЧЕСКИХ АДРЕСАТОВ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ А. БЛОКА 8
1.1. Понятие «лирический адресат» в литературоведении 8
1.2. Особенности ранней лирики А. Блока 15
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКИХ АДРЕСАТОВ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ
А. БЛОКА 23
2.1. Лирические адресаты в цикле «Ante lucem» 23
2.2. Лирические адресаты в сборнике «Стихи о прекрасной Даме» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ


Различные лирические стихотворения нередко рассматриваются с различных аспектов. Однако в качестве коммуникативного акта они исследуются достаточно редко.
Между тем любое стихотворение представлено с позиции осмысления его автором. Соответственно, оно для кого-либо или чего-либо предназначено. В связи с этим в нём присутствуют минимум два персонажа: имплицитный автор и имплицитный адресат.
Адресат в лирических произведениях имеет существенное значение: от него во многом зависит использование средств выразительности, особенности различных образов. Адресат часто является особый собеседником автора, благодаря чему можно проанализировать личные переживания поэта [35].
Несмотря на значимость лирического адресата, к настоящему времени исследований его проведено незначительно, что требует появления новых работ в данном направлении.
В рамках данного исследования рассмотрим особенности лирических адресатов на примере ранней лирики А.А. Блока. Это представляет существенный интерес, поскольку поэт на данном этапе находился в жанровых поисках. В истории русской литературы остался невыясненным целый ряд вопросов, связанных с изучением лирической поэзии Блока, в частности, с уяснением родовых и жанровых особенностей первых лирических работ, этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Степень разработки проблемы исследования. Изучение особенностей творчества А. Блока, в том числе его ранней лирики, проводилось многими авторами. В период с 1906 по 1914 г. о ней высказались А. Белый, С. Городецкий, Г. Чулков, Ю. Стеклов, В. Брюсов, П.И. Майгур, Ю. Соболев и другие.
В 1920-1930 гг. появились первые специальные исследования о творчестве Блока в работах М. Бабенчикова, Н. Волкова, П.Н. Медведева, Ю.Н. Тынянова.
В период с 1950-1960-е годы о творчестве Блока писали такие ученые как: Н. Вергеров, Ю.К. Герасимов, В.М. Жирмунский, В.Н. Орлов, А.Б. Рубцов, Л.И. Тимофеев.
В 1970-1980 годы сочинения Блока изучали Ю.К. Герасимов, Л.К. Долгополов, Ч. Добрев, М.З. Долинский, В.П. Енишелов, Е.В. Ермилова, Л.В. Краснова, Т.И. Круг, Ю.М. Лотман, Д.Е. Максимов, П.Н.Медведев, З.Г.Минц, К.А.Мочульский, Т.М.Родина, Н.К.Соколова, А.В. Федоров, А.А. Якобсон.
В 1990-2000-е годы творчество Блока остается в центре внимания таких исследователей, как А.П. Абраменко, О.В. Журчева, А.И. Ильенков, И.С.Приходько.
Новизна темы исследования связана с анализом лирических адресатов не только в контексте раннего творчества Блока, но и близких по жанру произведений предшествующих и современных авторов. Не рассматривалась ранее и динамика лирических адресатов в творчестве Блока...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для понимания лирических адресатов ранней поэзии А. Блока важна и проблематика этих стихотворений. Идейная сторона этих произведений оказалась актуальной, что получило подтверждение в предложении развить ее далее, в пьесе. Несмотря на затруднения разного рода, первая лирическая драма трилогии была написана. Можно уверенно сказать, что ее содержание гораздо глубже лирических миниатюр.
В ранних работах даны различные интерпретации смысла лирического адресата, предлагаются различные родовые и жанровые определения. Соответственно, остается ряд вопросов, связанных с определением особенностей лирического адресата. Представленный обзор научных и литературно-критических работ, посвященных лирическим произведениям Блока, показывает, что вопрос о лирическом адресате имеет долгую литературную традицию.
В рамках данного исследования проанализированы особенности лирических адресатов в сборниках «Стихи о Прекрасной Даме» и «Ante lucem». В рассматриваемых сборниках выявлены лирические адресаты разных типов. Так, природный лирический адресат возникает главным образом как обращение к романтическим традициям, сформированным под влиянием творчества В.А. Жуковского и положившим начало символизма. Антропоморфный лирический адресат в значительной степени формируется под воздействием представлений о женском идеале. Также при анализе лирических адресатов сборника «Стихи о Прекрасной даме» большое значение имеет использование цвета.
Итак, при анализе лирических адресатов сборника стихотворений А. Блока «Ante lucem», с одной стороны, выявлены сходные лирические адресаты с лирическими адресатами сборника «Стихи о Прекрасной Даме». В то же время здесь присутствуют новые лирические адресаты:
4. Обращение к произведению «Гамлет», а именно - создание собственного оригинального образа Офелии, которая имеет сходные черты с Л. Менделеевой.
5. Обращение к Л.Н. Толстому, в котором проявляется признание гениальности А. Блока по отношению к великому писателю
6. Использование образа матери в качестве лирического адресата.
В целом ранний этап творчества А. Блока отличается существенным многообразием лирических адресатов при эх определённой неустойчивости.



1. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. - М.: Наука, 1997-2014. Т.6. Кн.1 Драматические произведения, - 595с.
2. Бекетова М.А. Воспоминания о Блоке. - М.: Правда, 1990. - 672с.
3. Александр Блок в воспоминаниях современников. 2 т.-М.:
Художественная литература, 1980. - 1079 с.
Научная литература
4. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 246 с.
5. Блюмин Г.З. Из книги жизни: Очерк об А. Блоке. - Л.: Лениздат, 1982. - 150 с.
6. Борисова Л. М. Кризис символизма и творческая эволюция Блока- драматурга // Филологические науки. 1994. № 2. - С. 13 - 23.
7. Брюсов В.Я. Александр Блок // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1987. -Т. 2. С. 404 - 416.
8. Венгров Н. Путь Александра Блока. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 415 с.
9. Волков Н. Александр Блок и театр. - М.: ГАХН, 1926. - 157 с.
10. Волынский А. Л. Декадентство и символизм // Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Г. Соколов. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 51 -54.
11. Герасимов Ю.К. Александр Блок и советский театр первых лет революции // Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества Блока, май 1962. -Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1964. - С.321- 344.
12. Герасимов Ю.К. Жанровые особенности ранней драматургии Блока // А. Блок: Исследования и материалы. - Л.,1987. - С.21 - 36.
13. Герасимов Ю.К. Об окружении Александра Блока во время первой русской революции // Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества Блока, май 1962.-Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1964. - С. 539 -545.
14. Герасимов Ю.К. Театр и драма в критике А. Блока в период первой русской революции // Вестник Ленинградского университета. -1962, № 20. - С. 56-68.
15. Гинзбург Л. Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - 381 с...62

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ