ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты турбулентности в атмосфере 6
1.1 Общие определения, причины возникновения, виды турбулентности
1.2 Методы прогнозирования турбулентности 9
1.3 Влияние турбулентности на безопасность полетов 14
2 Аэродром Пулково: обзор и особенности 19
2.1 Сведения об аэродроме и пункте наблюдений 19
2.2 Физико-географическое описание района аэродрома 20
Санкт-Петербург (Пулково)
3 Анализ турбулентности в районе прогнозирования АМЦ Пулково
3.1 Анализ типовых синоптических ситуаций 38
3.2 Разработка программы для прогнозирования турбулентности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы заключается в том, что турбулентность в атмосфере является одним из основных факторов, влияющих на безопасность и комфортность воздушных перевозок. В зоне аэропорта Пулково, как крупного авиационного узла, особенно важно изучение и анализ турбулентности для обеспечения безопасных полетов. До сих пор существует очень немного методов прогнозирования атмосферной турбулентности. Среди них до сих пор наиболее надежным является сообщение о наличии турбулентности в определённом слое с воздушного судна. Учитывая рост пассажиропотока и увеличение числа рейсов, актуальность данной темы становится все более очевидной.
Целью данной работы является проведение анализа условий образования турбулентности в районе прогнозирования АМЦ Пулково с целью выявления основных факторов, влияющих на ее формирование, ее влияние на летательный аппарат во время взлета, посадки и следования по маршруту в районе прогнозирования АМЦ Пулково.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Создать архив данных бортовой погоды случаев турбулентности по зонам прогнозирования АМЦ Пулково за период с 01.01.2018 по 03.08.2023 гг.
2. Исследовать турбулентность по интенсивности, сезонам и характерным синоптическим ситуациям по зонам АМЦ Пулково.
3. Исследовать турбулентность по эшелонам
4. Апробировать графический метод прогноза турбулентности
5. Написать программу для выявления турбулентности.
Для достижения поставленной цели и решения задач будут использованы различные методы исследования, включая анализ литературных источников, сбор и анализ метеорологических данных, а также изучение географических особенностей района аэропорта. Комплексный подход позволит получить всестороннее представление о турбулентности в зоне аэропорта Пулково и разработать практические рекомендации для улучшения прогнозов данного явления. Для исследования использовались архивные данные сообщений с бортов воздушных судов, осуществлявших полеты в Санкт-Петербургском РПИ, полученные из архивов АМЦ Пулково.
В начале ВКР была поставлена цель: проведение анализа условий образования турбулентности в районе прогнозирования АМЦ Пулково.
Были решены следующие задачи для достижения цели:
1. Исследована турбулентность по интенсивности, сезонам и характерным синоптическим ситуациям по зонам АМЦ Пулково
2. Исследована турбулентность по эшелонам и по сопутствующим явлениям
3. Написана программа для прогнозирования турбулентности
4. Создан архив данных бортовой погоды случаев турбулентности по зонам прогнозирования АМЦ Пулково за период с 01.01.2018 по 03.08.2023 гг.
5. Апробирован графический метод прогноза турбулентности
В ходе выполнения дипломной работы была проведена важная исследовательская работа, направленная на изучение турбулентности и разработку программы для её прогноза. Полученные результаты имеют высокую значимость для обеспечения безопасности полётов и повышения комфорта пассажиров.
Турбулентность в районе прогнозирования АМЦ Пулково обычно умеренной интенсивности (95%). Наиболее опасные для гражданской авиации месяцы — февраль (27 случаев) и октябрь (13 случаев), так как именно в это время года наиболее часто отмечалась турбулентность. Наиболее характерные синоптические ситуации для возникновения турбулентности: циклоническая активность (71%) и размытое барическое поле (21%).
Программа прогнозирования турбулентности, разработанная на основе проведенного анализа, представляет собой инновационный инструмент, который может быть использован авиационными службами для повышения точности прогнозов турбулентности. позволит заблаговременно 47
предупреждать пилотов о возможных зонах турбулентности, что, в свою очередь, повысит безопасность полётов и снизит риск возникновения аварийных ситуаций.
Интеграция данной программы в работу аэропорта Пулково обещает улучшить процессы планирования полетов, снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций и повысить общую эффективность авиационных операций.
Таким образом, проведённое исследование не только способствует развитию научных знаний в области метеорологии и авиации, но также имеет непосредственное практическое применение, способствуя повышению уровня безопасности и комфорта полетов. Результаты данного исследования имеют высокую важность, поскольку позволяют оперативно реагировать на атмосферные явления, улучшая безопасность авиационных операций.