Развитие способности к согласованию движений учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках физической культуры с использованием подвижных игр (Московский Педагогический Колледж)
|
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…6
1.1. Особенности развития школьников с умственной отсталостью .……….....6
1.2. Характеристика развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью…8
1.3. Анализ методик развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью…10
Вывод по 1 главе……………………14
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПОДВИЖНЫХ ИГР, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ…15
2.1. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с использованием подвижных игр, направленных на согласованность движений у учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью………..15
2.2. Оценка эффективности представленных методик через анализ полученных результатов…18
Вывод по 2 главе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……23
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…6
1.1. Особенности развития школьников с умственной отсталостью .……….....6
1.2. Характеристика развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью…8
1.3. Анализ методик развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью…10
Вывод по 1 главе……………………14
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПОДВИЖНЫХ ИГР, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ…15
2.1. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с использованием подвижных игр, направленных на согласованность движений у учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью………..15
2.2. Оценка эффективности представленных методик через анализ полученных результатов…18
Вывод по 2 главе…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……23
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..26
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих задержку психического развития. При этом именно процесс адаптивного физического воспитания должен способствовать решению задач организации всесторонне направленных занятий через взаимосвязи в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств детей, имеющих задержку психического развития. Научная проблема исследования заключается в разработке новых подходов к одновременному формированию двигательных навыков и развитию физических качеств у детей с задержкой психического развития.
Актуальность исследования. Умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека. На современном этапе по всему миру насчитывается более 290 млн человек с умственной отсталостью. Значительную роль в процессе становления личности детей с умственной отсталостью играет развитие физической культуры. Для эффективного взаимодействия с такими детьми, необходимо формировать специальные методы развития физической подготовки, ориентированные на стимулирование, поддержку способностей детей в области согласования движений.
Для решения проблемы достижения цели по поддержке развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью представляют научный интерес изучение воздействия разнообразных подходов ученых, касающихся темы формирования физической культуры школьников с умственной отсталостью.
Научные работы А.А. Дмитриева, H.А. Козленко, В.М. Мозгового, С.Ю. Юровского отражают рекомендации по применению в образовательных программах в сфере развития физической культуры фрагменты разнообразных направлений в спорте, направленных на развитие двигательной координации. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся с умственной отсталостью предлагают систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок.
Координация движений напрямую связана с центральной нервной системой (ЦНС). ЦНС представляет собой высшею степень организации и осуществляет управление движениями. У детей с умственной отсталостью присутствуют врожденные или приобретенные нарушения в результате травмирующих воздействий. Развивая координационные способности детей с умственной отсталостью можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективного развития координационных способностей детей с умственной отсталостью и недостаточной научной обоснованностью методик занятий по физическому воспитанию, способствующих развитию координационных способностей школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования – проанализировать влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования – процесс развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования – методика с применением подвижных игр, направленная на развитие координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования – предполагается, что применение на уроках физической культуры, предложенной методики, будет расти уровень развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1.Определить особенности развития школьников с умственной отсталостью.
2.Проанализировать особенности развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
3.Провести анализ методик развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
4.Разработать методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с использованием подвижных игр, направленных на согласованность движений у учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью.
5.Оценить эффективность представленных методик через анализ полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и приложений
Актуальность исследования. Умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека. На современном этапе по всему миру насчитывается более 290 млн человек с умственной отсталостью. Значительную роль в процессе становления личности детей с умственной отсталостью играет развитие физической культуры. Для эффективного взаимодействия с такими детьми, необходимо формировать специальные методы развития физической подготовки, ориентированные на стимулирование, поддержку способностей детей в области согласования движений.
Для решения проблемы достижения цели по поддержке развития координационных способностей учащихся с умственной отсталостью представляют научный интерес изучение воздействия разнообразных подходов ученых, касающихся темы формирования физической культуры школьников с умственной отсталостью.
Научные работы А.А. Дмитриева, H.А. Козленко, В.М. Мозгового, С.Ю. Юровского отражают рекомендации по применению в образовательных программах в сфере развития физической культуры фрагменты разнообразных направлений в спорте, направленных на развитие двигательной координации. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся с умственной отсталостью предлагают систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок.
Координация движений напрямую связана с центральной нервной системой (ЦНС). ЦНС представляет собой высшею степень организации и осуществляет управление движениями. У детей с умственной отсталостью присутствуют врожденные или приобретенные нарушения в результате травмирующих воздействий. Развивая координационные способности детей с умственной отсталостью можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективного развития координационных способностей детей с умственной отсталостью и недостаточной научной обоснованностью методик занятий по физическому воспитанию, способствующих развитию координационных способностей школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования – проанализировать влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования – процесс развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования – методика с применением подвижных игр, направленная на развитие координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования – предполагается, что применение на уроках физической культуры, предложенной методики, будет расти уровень развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1.Определить особенности развития школьников с умственной отсталостью.
2.Проанализировать особенности развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
3.Провести анализ методик развития координационных способностей у школьников с умственной отсталостью.
4.Разработать методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с использованием подвижных игр, направленных на согласованность движений у учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью.
5.Оценить эффективность представленных методик через анализ полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и приложений
Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий.
Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
Значимость проблемы приобщения детей с умственной отсталостью к учебной деятельности направлена на развитие и формирование личности, что во многом зависит от знания особенностей развития двигательной деятельности школьников.
Под координационными способностями стоит понимать совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов детей с умственной отсталостью, единство которых обеспечивает продуктивную двигательную деятельность.
Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
1. Мы изучили основные направления совершенствования физического и умственного развития детей школьного возраста.
2. Определили уровень физического и умственного развития детей школьного возраста, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.
3. Разработали и экспериментально апробировали программу, обеспечивающую эффективность физического и интеллектуального развития При проведении занятий с детьми, имеющих диагноз «умственная отсталость» необходимо уделять большее внимание для развития таких качеств, как моторика, ловкость, координация, так как они существенно влияют на способность быстро овладевать новыми движениями и навыками.
Ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий.
Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
Значимость проблемы приобщения детей с умственной отсталостью к учебной деятельности направлена на развитие и формирование личности, что во многом зависит от знания особенностей развития двигательной деятельности школьников.
Под координационными способностями стоит понимать совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов детей с умственной отсталостью, единство которых обеспечивает продуктивную двигательную деятельность.
Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
1. Мы изучили основные направления совершенствования физического и умственного развития детей школьного возраста.
2. Определили уровень физического и умственного развития детей школьного возраста, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.
3. Разработали и экспериментально апробировали программу, обеспечивающую эффективность физического и интеллектуального развития При проведении занятий с детьми, имеющих диагноз «умственная отсталость» необходимо уделять большее внимание для развития таких качеств, как моторика, ловкость, координация, так как они существенно влияют на способность быстро овладевать новыми движениями и навыками.
Ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей.



