Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика группового психологического консультирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Работа №172313

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА I Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников в психологической литературе 15
1.1 Феномен гиперактивности в психологической литературе 15
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с гиперактивностью 27
1.3 Специфика группового консультирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 34
Выводы по главе I 47
ГЛАВА II Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на коррекцию проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников в процессе группового консультирования 49
2.1 Методики, процедуры исследования проявлений гиперактивности у детей младшего школьного возраста 49
2.2 Программа коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с гиперактивностью 59
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 68
Выводы по Главе II 74
Заключение 77
Список используемых источников 80
Приложение 87

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью находятся в группе высокого риска по возникновению асоциальных состояний, психопатологических расстройств (Матвеев Е.В., Надежин Д.С.). Следует отметить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается не только у детей и подростков, но сохраняется и у взрослых (Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю.). Термин, обозначающий этот синдром, был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции», в основе которой лежит «минимальное повреждение мозга».
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется у 15% детей младшего школьного возраста.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3-х до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно. Если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают.
Проблемой гиперактивности занимались и занимаются сейчас такие ученые как: Л.Голдмен, Е.Тэйлор, Р.М.Левин, Н.Н.Заваденко, И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, Г.Монина и др.
В происхождении СДВГ играет роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Но, до сих пор нет четкой информации о том, какой фактор является ведущим при появлении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Поэтому необходимо рассматривать группу факторов.
Многие психологи считают, что основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения. По их мнению, все остальные механизмы вторичны. Тормозящее поведение или задержка моторной реакции обеспечивает развитие следующих исполнительных функций: оперативная память, так как она позволяет удерживать текущую информацию, сравнивая ее с прошлыми событиями и планируемыми будущими действиями; саморегуляция аффекта как способность контролировать проявление эмоций и чувств, внутренняя речь и воспроизведение как анализ и синтез поведения, креативность.
Изучением особенностей развития детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.К.Маркова, В.С.Мухина. Следует отметить, что младший школьный возраст - это новый и важный этап социализации. Меняется социальная ситуация развития, которая ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. Ребенок приобретает новую статусную позицию - «ученик». В связи с этим происходит перестройка все систем отношений с действительностью. Меняется ведущая деятельность. Обычному ребенку 6-7 лет очень сложно вливаться в новый коллектив, принимать новую роль, переживать кризис. Еще труднее это переживает младший школьник с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Чтобы ребенок мог в силу своих возможностей справляться со школьными трудностями важна вовремя оказанная психологическая поддержка. Мы считаем, что с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходима систематическая работа.
Цель исследования - выявить особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста, разработать и апробировать программу групповых психологических встреч с младшими школьниками.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Предмет исследования: коррекция проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста в процессе группового консультирования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются все участники воспитательного процесса - родители, воспитатели, педагоги и т.д. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, логопеды и психиатры), большая часть общества не принимает гиперактивность ребенка как психолого-педагогическую проблему. Среди родителей и педагогов до сих пор существует мнение, что гиперактивность является всего лишь проблемой поведения ребенка, его излишней двигательной активности, результатом неправильного или неумелого воспитания, а иногда просто его "распущенностью". Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в детском саду, в школе или в быту излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.
В ходе работы над исследованием изучены и проанализированы теоретические материалы, касающиеся понятия синдром дефицита внимания с гиперактивностью, особенностей развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, специфики консультативной и коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их родителями.
Для проведения экспериментального исследования был подобран и адаптирован под выполняемую работу диагностический комплекс, выявляющий особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста и проведению коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с СДВГ и гиперактивностью.
В результате констатирующего эксперимента выявлены особенности проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста.
Опираясь на литературные и экспериментальные данные в психологии, а также полученные результаты констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа «Бегунок» для детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которая была направлена на коррекцию психологических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а именно произвольного внимания, импульсивности, гиперактивности, а так же развития коммуникативных навыков. Программа включала в себя следующие задачи:
1. Развитие свойств внимания младшего школьника, таких как концентрации, переключаемость, распределение;
2. Тренировка психомоторных функций;
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Развитие приемов саморегуляции;
5. Развитие навыков общения.
Мы предполагаем, что реализация поставленных задач обеспечит возможность младшим школьникам с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью быть более успешными в учебной и во внеучебной деятельности.
Проведенное нами исследование показало, что групповое консультирование детей младшего школьного возраста с СДВГ возможно, если соблюдать ряд условий:
Яркие, красочные, весёлые, образовательные материалы, которые отличаются от скучных тетрадей и сухих текстов, а также незнакомые игры, способствуют заинтересованности и лучшей включенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в рабочий процесс;
Дети с СДВГ лучше концентрируются на заданных игрой правилах, упражнениях, поставленных задачах и проявляют при их выполнении интерес и упорство в тех ситуациях, когда им дают частое вознаграждение. В этом случае, у некоторых детей результаты могут быть такими же, как у ребенка без СДВГ;
Ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью проявляет себя лучше и работает эффективнее при частом повторении инструкций/правил и под постоянным, доброжелательном наблюдении;
Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть комфортным, просторным, светлым, с необходимым набором игрушек и демонстрационно- иллюстрационного материала....


1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма “Класс”, 2000.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Международная конференция памяти А.Р. Лурия / Ред. Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина. - М., 1998. - С. 201 - 208.
3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - СПб., 1993. - №3. - С. 74-90.
4. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.
5. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Причины гипеактивности у детей // Ь11р://^^^.рзхсйо1одоз.ги/Причины=гиперактивнрсти=у=детей
6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002. - 128с.
7. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Пи тер, 2002.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992, 255 с.
9. Вальтрауд Киршке. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / Перевод. Русское издание, май 2010 Авторское право © 2010 для русского издания Moritz Egetmeyer - ОН Verlag Postfach 1251, D - 79 196 Kirchzarten, www.OH-Cards.com
10. Возрастная педагогическая психология/ Хрестоматия. Составители Дубровина Н.В. и др. - М.: Владос, 2000 - 386 с.
11. Возрастная психология / Под ред. Т. Марцинковской. - М.: Академия, 2011. - 336с.
12. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройств у детей и подростков. - М., 1995. - с. 8 - 11.
13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993. - 223с.
14. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., М.:1990. 173 с.
15. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1996. - №3. - с. 3¬22....(74)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ