ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы межличностных отношений потенциально одаренных младших школьников со сверстниками 8
1.1 Проблема межличностных отношений в психологии 8
1.2 Специфика межличностных отношений в младшем школьном возрасте 13
1.3 Особенности межличностных отношений потенциально одаренных младших школьников со сверстниками 17
Выводы по Главе 1 23
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений потенциально одаренных младших школьников со сверстниками 25
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Результаты эмпирического исследования 28
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений потенциально одаренных младших школьников со сверстниками 37
Выводы по Главе II 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Младший школьный возраст является одним из самых сложных и увлекательных этапов жизни каждого человека. Ребенок поступая в учебное заведение меняет свой социальный статус, окружение и интересы, меняется ведущая деятельность, процесс социализации усиливается и стремительно развивается. Все вышеперечисленные факторы отражаются на эмоциональном состоянии детей, появляется тревожность. Кроме того, новый коллектив обязывает ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
Большая часть детей обнаруживает схожесть со сверстниками, общие интересы и уровень развития. Это несомненно помогает в установлении тесных связей. Но у детей, чьи интересы гораздо шире чем у сверстников возникают проблемы.
Потенциально одаренный ребенок - это ребенок, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени. Следовательно, это дети с повышенными способностями, талантами или по-другому признаками одаренности. Они превосходят сверстников в мотивационной сфере, учебной или социальной деятельности. Очень важно на данном этапе заметить и помочь таким детям реализовать свой потенциал. Именно их незаурядные способности могут стать причиной конфликтов или недопонимания среди сверстников.
Как правило, изучение развития специфики межличностных отношений младших школьников находится в контексте поиска психологических резервов у потенциально одаренных детей адаптационных механизмов. Источником проблем выступает противоречие между необходимостью развития межличностных отношений и недостаточная изученность их специфики в рамках адаптации потенциально одаренных школьников. Стремление к решению данного противоречия породило проблему нашего исследования.
Проблемой одаренных детей занимались такие ученые как , Н.С. Лейтес, А.И. Савенко, Б.М. Теплов и другие. Тема является актуальной на протяжении многих десятилетий, однако остается не полностью изученной. С каждым годом возрастает процент одаренных детей, однако дефицит квалификации преподавателей в этой области остается по сей день. В связи с этим возникает необходимость изучить и выявить проблемы взаимоотношений потенциально одаренных детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Степень научной разработанности темы. Тема межличностных отношений и проблем потенциально одаренных детей в детском коллективе достаточно разработана в отечественной науке. К ней мы можем отнести труды Л.С. Выготского и его приемников (Л.И. Божович, Н.А. Менчинской, Л.С. Славиной и др.), а также последователей идей Б.М. Теплова (Н.С. Лейтеса, В.С. Мерлина, Э.А. Голубевой и др.). Получили развитие гуманистические идеи Л.С. Выготского, Р. Бернса и др. о недопустимости односторонней оценки личности ребенка по его умственным способностям.
Имеется большой пласт работ в области исследования одаренности и гениальности: о механизмах персонализации и самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, В.С. Мухина, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.); о субъектной сущности человека (А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский и др.); о единстве внешних воздействий и внутренних позиций личности (С.Л. Рубинштейн и др.); о закономерностях становления одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, Н.В. Гончаренко, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Кедров, В.И. Панов, Я.А. Пономарев, Е.Р. Тоггапсе, Е.М. Торошилова, Е.Л. Яковлева и др.);
Цель: теоретическое и эмпирическое изучение специфики межличностных отношений потенциально одаренных детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Объект исследования: межличностные отношения младших школьников....
В рамках исследования, нам удалось достичь поставленной цели, а именно изучить межличностные отношения потенциально одаренных детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Для реализации поставленной цели, нами были решены следующие задачи:
1. рассмотрен процесс межличностных отношений в психологии.
2. Изучены возрастные особенности межличностных отношений младших школьников со сверстниками.
3. Проведен анализ межличностных отношений потенциально одаренных детей младшего школьного возраста со сверстниками во время практики.
Межличностные отношения представляют собой сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых имеет свое время и место в жизни отношений, поскольку это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы. В отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения «являются», актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. В начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений; в конце младшего школьного возраста в представлениях детей дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности.
Одаренные дети обладают рядом специфических особенностей психо-социальной сферы (неконформность, обостренное чувство справедливости, широкие системы личностных ценностей, демонстративность, погружение в философские проблемы, недостаток эмоционального баланса, негативная Я - концепция, стандартная совокупность поведенческих моделей, познавательный эгоцентризм, особенности самооценки, диссинхрония развития, хорошее чувство юмора, стремление к лидерству и т.д.). Данные особенности оказывают воздействие на характер межличностных отношений со сверстниками в гетерохронных детских коллективах. Это воздействие может быть как позитивными, так и негативными в зависимости от микросоциальных условий.
Теоретическое исследование сущности понятия одаренности показывает определенный прогресс в области разработки теории и моделей одаренности. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности, особый потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
В ходе практического исследования, мы провели тесты и выявили 4х одаренных детей в 4Х классе МАОУ ХХХХХ. В ходе исследования нами было выявлено 4 потенциально - одаренных ребенка. Только один из детей является лидером класса. Один ребенок получил низкие результаты по социометрии. Наблюдение за классом показало, что эти дети находятся на разных стадиях популярности и трем из четырех детей не интересны сверстники.
Мы можем связать это с тем, что ребенок с высоким интеллектуальным потенциалом достаточно далеко отрывается от сверстников. У него вырабатываются особые интересы, отдаляющие его от коллектива. Попадая в школу, дети испытывают стресс и давление. Им необходима помощь в усвоении навыков общения, познания сотрудничества и коллективизма. В случае Респондент 6, обладая набором общественно признаваемых качеств, в частности инициативы и понимания, она стала лидером класса, к которой часто обращаются за советом.....
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. 239 с.
2. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла. Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1993. 40 с.
3. Апьберти, Роберт Э., Эммонс, Майкл Л. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази!: Пер. с англ.. Спб.: Гума-нитр, 1998. 187 с.
4. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопросы психологии. 1999. № 1. С.5-12.
5. Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. М., 1997. 137с.
6. Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров O.K. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1999. N 2. С. 91-96; N 3. С. 42-55.
7. Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. 1991. № 4-5. С.26-31.
8. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей.-М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 144 с.
9. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Б.Б.Финкельштейн. СПб: «Детсво-пресс», 2000. 128 с.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С.Мацковского. М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997. 336 с.
11. Блатнер Г.А. Психодрама. Ролевая игра. Методы действия. Ч. 1 и 2. Пермь, 1993. 74с.
12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд.-во Рост, ун.-та, 1983.176 с.
13. Богоявленская Д.Б. Современные концепции одаренности и творчества. М.: Молодая гвардия, 1997. 402с.
14. Богоявленская Д.Б., Ильясов И.И. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся. Научные и методические проблемы работы с умственно одаренными учащимися // Гуманизация образования. 2000. № 1. С.196-209.
15. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с. С. 91, 94-95, 187....(48)