Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ КАК ВОЛЕВОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №172305

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Сущность понятия «воля» и «настойчивость» 6
1.2. Особенности проявления настойчивости в младшем школьном возрасте 14
1.3. Обоснование эффективности хореографических занятий как средства развития настойчивости 19
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Организация и методика исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Методические рекомендации по развитию настойчивости в хореографическом кружке 39
Вывод по Главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Актуальность исследования. Воля является важнейшим качеством личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать данное качество у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли личности ребенка. Под влиянием требований, предъявляемых к нему, интенсивное развитие волевых качеств начинается как основа для дисциплинированного поведения.
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает новые направления в поисках организации учебно-воспитательного процесса младших школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности учащегося с учетом его возрастных особенностей.
В младшем школьном возрасте развивается выносливость. У детей есть желание закончить начатую работу, долго преследовать цель, продолжать деятельность, когда они этого не хотят. Младшие ученики начинают сознательно преодолевать трудности. Настойчивость - это систематическое проявление силы воли для достижения долгосрочной мотивации как стремления человека достичь отдаленной цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Под настойчивостью понимается желание достичь «здесь и сейчас», т.е. желаемый или необходимый в то же время, включая успехи в деятельности, несмотря на трудности и неудачи.
Это по своей природе добровольные усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели, например, когда ученик пытается решить сложную математическую задачу, когда молодой музыкант изучает гамму или, когда спортсмен изучает новый элемент технологии упражнений и т. д. Про настойчивость говорят, когда человек терпит неудачу и пытается снова и снова.
Данная проблема является хорошо разработанной, среди авторов, работающих в данном направлении можно отметить таких как: Л.М. Веккер,
А.И. Высоцкий, М.М. Говоров, Э.А. Голубев, Г.А. Евтеева, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, И.В. Плахотникова, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.
Цель данной работы: исследовать специфику проявления настойчивости у младших школьников и составить программу по развитию настойчивости.
Объект данного исследования - волевая сфера личности.
Предмет исследования - особенности настойчивости младших школьников.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте настойчивость проявляется на среднем уровне и обладает такими особенностями, как доведение до конца выполнение задания, преодоление преград (способность с легкостью преодолевает преграды разного характера) и мотивация к действию (большое стремление к достижению желаемого или необходимого, несмотря на временные трудности)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к следующем выводам:
1. Настойчивость относится к волевой сфере личности и может являться фактором успешности в разных видах деятельности. Над данной проблемой работали Л.М. Веккер, А.И. Высоцкий, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, В.И. Селиванов и др.
2. Существует множество понятий, характеризующих положительные и отрицательные волевые качества человека, но сознательно личность использует не все из них. Рассмотрев такие понятия, как «воля», «настойчивость», мы можем сделать вывод, что воля - это сложный психический процесс, который вызывает активность человека и заставляет его действовать направленно. Воля проявляется в таких волевых качествах, как решительность, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д. Настойчивость относится к волевой сфере личности и может являться фактором успешности в разных видах деятельности. Для содержания и характера настойчивости большое значение имеет не только состав потребностей (физиологические, потребности в труде, признании, взаимопомощи, самореализации и т. д.), но и структура их взаимодействия (мотивационная сфера личности). Несмотря на то что очевидна связь и зависимость описанных динамических, мотивационных и результативных аспектов настойчивости, при реализации перечисленных подходов они, как правило, изучаются автономно.
3. Мы рассмотрели особенности проявления настойчивости в младшем школьном возрасте, где ведущий вид деятельности - учебная деятельность. Она определяет, формирует и влияет на важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей. Также формируется новый тип отношений с окружающими людьми. Мы пришли к выводу о том, что специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Так же, мы пришли к выводу, что у младших школьников настойчивость проявляется в разных видах деятельности при наличии интереса к данному виду деятельности.
4. Для изучения сформированности настойчивости младших школьников мы исследовали 43 учащихся 3 класса «В» и 4 класса «В» в СОШ № 98, г. Красноярск. Для определения уровня настойчивости нами были выбраны три критерия: доведение до конца выполнение задания, преодоление преград и мотивация к действию. Применялись следующие методики для выявления уровня сформированности настойчивости у младших школьников: диагностика волевых качеств ребенка (И.Ю. Исаева); методика «Неразрешимая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга); опросник для оценки своей настойчивости (Опросник разработан Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко); исследование волевого качества настойчивости (Опросник разработан А.В. Зверьковым и Е.В. Эйдманом).
5. По прохождению данных методик, мы пришли к выводу, что большинство детей (13 человек в 3 классе и 14 человек в 4 классе), могут стремиться к достижению целей, но в силу возрастных особенностей не всегда проявляют терпение, следовательно, они имеют средний уровень развития настойчивости. Из испытуемых, в 3 классе 5 человек показали низкий уровень развития настойчивости, а в 4 классе 3 человека, что говорит о минимальном стремлении достижения поставленных целей. И только 2 человека в 3 классе и 6 человек в 4 классе проявили высокий уровень, это свидетельствует о большом стремлении к преодолению трудностей на пути к желаемому результату.
6. По полученным результатам мы решили разработать программу внеурочной деятельности для формирования и развития настойчивости у младшего школьника. Данная программа представляет собой хореографический кружок, рассчитанный на один учебный год. Программа имеет свои цель, задачи, принципы работы. Занятия хореографией
50 предусматривают последовательность и непрерывность, тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Все занятия проходят примерно по одному плану: организация, приветствие, разминка, повторение пройденного материала, изучение новых танцевальных движений/танца, завершение занятия.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академический проспект, 2005. — 702 с.
2. Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам Теория и практика физической культуры. 2012. - C.39 - 40.
3. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / За ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. - Мн.: Высшая школа, 2010. - 176с.
4. Александрова Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж, 1996.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.
7. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии. - 2014. - №1. - С. 31-39.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
9. Афанасьев Д.А. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С.94-97.
10. Базарова Н. Классический танец. - Л.: Искуство, 1975.
11. Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1992.
12. Баранова С.В. Психофизические основы здоровья. - М.: Новая Реальность, 2014. - 140 с.
13. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 1988.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / - М.: Просвещение, 1988. - 322 с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна. / - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с....(75)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ