Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация эмоций в повести Вацлава Михальского «Баллада о старом оружии»

Работа №172285

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Вербализация эмоций в русской языковой картине мира: теоретические аспекты исследования 7
1.1. Эмоции как предмет лингвистического изучения 7
1.2. Подходы к классификации эмоций 14
1.3. Эмоции в языковой картине мира 20
Выводы по главе 1 26
Глава II. Средства вербализации эмоций в произведении Вацлава
Михальского «Баллада о старом оружии» 29
2.1. Повесть В. Михальского «Баллала о старом оружии» как источник
вербализации эмоций 29
2.2. Анализ средств вербализации эмоций в произведении В. Михальского
«Баллада о старом оружии» 39
Выводы по главе II 51
Заключение 55
Список использованной литературы 62
Приложение 68


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию особенностей вербализации эмоций в повести Вацлава Михальского «Баллада о старом оружии».
Эмоции, занимая важное место в жизни человека, относятся к числу существенных социокультурных и психологических феноменов и находят отражение в различных языковых средствах. Художественный текст является одним из важнейших источников, концентрирующих в своём содержании эмоциональное пространство человека через языковые средства, соотносящиеся с миром чувств и эмоций, ведь эмоции - это абстрактная категория мира повседневности. Через героев происходит распознавание эмоциональной составляющей человека. Особенно ярко эмоции проявляются в различных обстоятельствах, особенно в сложных. Произведение В. Михальского «Баллада о старом оружии» буквально пронизано эмоциональными ситуациями, что неудивительно: во-первых, действие происходит во время Великой Отечественной войны, во-вторых, в произведении переплетены судьбы героев - представителей разных национальностей, в-третьих, в условиях войны эмоции проявляются с наибольшей силой, что отражается в вербализующих их языковых средствах. Помимо этого, лингвистическое описание эмоциональной сферы относится к феноменам, которые актуализируются современной наукой о языке в контексте антропоцентрической парадигмы.
Актуальность работы, таким образом, обусловлена тем, что, во- первых, эмоции являются социокультурным и психологическим феноменом и важной абстрактной категорией культуры повседневности, значимой в контексте лингвистических исследований, предусматривающих реализацию принципа антропоцентризма; во-вторых, художественные произведения, являясь источниками языковых средств, соотносимых с миром эмоций и чувств человека, являются важными носителями эмотивной лексики; в- 3
третьих, репрезентация эмоций и чувств автора происходит именно через созданный им текст.
Объект исследования - средства вербализации эмоций в русском языке.
Предмет исследования - средства вербализации эмоций в произведении В. Михальского «Баллада о старом оружии».
Цель исследования - выявить и описать средства вербализации эмоций в произведении В. Михальского «Баллада о старом оружии»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявление и описание средств вербализации эмоций в повести Вацлава Михальского «Баллада о старом оружии».
В первой главе, посвящённой теоретическим аспектам исследования языковых единиц, вербализующих эмоции в русской языковой картине мира, эмоции были рассмотрены как предмет лингвистического изучения, проанализированы подходы к классификации эмоций и их специфика в контексте языковой картины мира.
Во второй главе, посвящённой особенностям вербализации эмоций в повести В. Михальского «Баллада о старом оружии», приводится краткий анализ творчества писателя, анализируемое произведение было рассмотрено как источник вербализации эмоций, приведены результаты комплексного анализа языковых средств, формирующих эмоциональную картину мира указанного произведения.
В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром. Оценка человеком окружающего мира основывается на системе ценностей, принятой данным обществом.
2. В языковой картине мира психическая жизнь человека представлена как сложная система взаимодействующих и взаимообусловленных психических реакций. Данные языка не противоречат современным специальным знаниям об изучаемом предмете, но в то же время языковые (лексические) знаки образуют самостоятельную систему. В связи со сказанным представляется актуальным обращение к сравнительному анализу вербальной системы эмоций конкретного языка и невербальной знаковой системы, характерной для проявления эмоций в данной культуре.
3. Языковые обозначения эмоций используются в речи при их осознанном употреблении или описании, то есть при намеренном словесном выражении говорящим своего эмоционального состояния. При этом данные языковые обозначения эмоций варьируются в четырех лексико¬грамматических классах: существительных, глаголах, прилагательных и наречиях.
4. В процессе отбора языковых средств, участвующих в вербализации эмоций в повести В. Михальского «Баллада о старом оружии», все языковые средства были распределены по трём группам. В первую группу вошли языковые средства, относящиеся к зоне отрицательных эмоций. Во вторую группу вошли языковые средства, относящиеся к зоне положительных эмоций. Третью группу образуют языковые средства, относящиеся к зоне амбивалентного выражения эмоций. Кроме того, были обнаружены такие средства, которые указывают на национально-культурную специфику выражения эмоций.
5. В зоне положительных эмоций оказались следующие языковые средства: радость, сочувствие, гордость, любовь, восхищение. В зоне отрицательных эмоций - страх, испуг, гордыня, гнев, злость. Сочувствие оказывается в контексте реализации и упрёка, и гнева. Здесь особенно ярко проявляется амбивалентный характер средств выражения эмоций. Например, в сцене, участниками которой стали наблюдающие за девушкой- санинструктором Кирюшка и земляк Патимат. С одной стороны, участники данной сцены наказаны главной героиней и должна доминировать отрицательная оценка, однако и со стороны героини, и со стороны русского и дагестанского участников данной сцены очевидна положительная оценка. Это достигается через понимание ценностной картины мира героев. Так, если в случае с носителем русской культуры очевидна снисходительность, то в случае с юношей-соотечественником Патимат очевидно проявление суровости, что обусловлено национальным менталитетом: чем больнее, тем поучительнее, по-матерински...


1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. М.: Гнозис, 2005.-326 с.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация / Е.Е. Анисимова. - М.: Знание, 2008. - 120 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания, культуры. М.: Academia, 2002. - 285 с.
4. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. М.: Гнозис, 2005.-326 с.
5. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация / Е.Е. Анисимова. - М.: Знание, 2008. - 120 с.
6. Антипов, К.В. Основы рекламы: Учебник / К.В. Антипов. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.
7. Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. 1988. 2. С. 113-116.
8. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 184 с.
9. Беляева М.С. Особенности выражения эмоций в языке и тексте // https://scipress.ru/philology/articles/osobennosti-vyrazheniya-emotsij-v- yazyke-i-tekste.html (дата обращения: 12.06.2022).
10. Богдасарова 11.А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур: Дис. ... канд.филол.наук. - М., 2004.
11. Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности: (Основы эмотивной стилистики текста). Ташкент : Фан, 1981. — 116 с.
12. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ., под. общ. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. С.33-88.
13. Виноградов В.В. РУССКИЙ ЯЗЫК (Глава I. Введение в
грамматическое учение о слове): [Электронный ресурс] // Русский филологический портал Philology.ru. URL:
http://philology.ru/linguistics2/vinogradov-72.htm (Дата обращения:
07.06.2022).
14. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.,1985.
15. Вульфсон. Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст // Русский язык в школе. 1991. №4. С.33-36...78

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ