Введение 3
1 Теоретические основы роли государственного сектора в экономике РФ 9
1.1 Понятие, сущность и структура государственного сектора экономики 9
1.2 Государственный сектор: социально-экономические аспекты развития и
планирования 13
1.3 Стратегическое планирование в государственном секторе 24
2 Трансформация и цифровизация государственного сектора экономики
Российской Федерации 32
2.1 Характеристика проникновения цифровизации в экономику РФ 32
2.2 Драйверы цифровой трансформации и методы измерения цифровизации
государственного сектора 37
2.3 Оценка текущего состояния цифровой трансформации государственного
сектора 48
3 Перспективы цифровой трансформации экономики государственного сектора 62
3.1 SWOT-анализ внедрения цифровых технологий в государственный сектор 62
3.2 Основные направления и возможности цифровой экономики и их
использование в государственном секторе 70
3.3 Ожидаемые эффекты от цифровизации государственного сектора и их социально-экономическая оценка 74
Заключение 82
Список использованной литературы 89
Приложение А 93
Приложение Б 94
Приложение В 95
Приложение Г 96
Приложение Д 97
Государственный сектор является неразрывным аспектом экономики каждой страны, который постоянно претерпевает трансформации под влиянием разнообразных факторов - экономических, социальных, политических, институциональных. Государственное регулирование показывает хорошие перспективы при формировании пакетов антикризисных мер. Принципы целесообразности, объективности, плановости и прогнозируемости становятся едва ли не единственным механизмом противостояния вызовам кризиса.
Государственный сектор постоянно претерпевает изменения, связанные с приватизацией, изменением управления и законодательной базы. Низкая эффективность работы государственного сектора объясняется ослаблением кадрового потенциала, устареванием производственных активов и неэффективным использованием ресурсов.
Национальная экономика представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, которая включает в себя множество элементов и функционирует как единое целое для достижения общих целей. Она характеризуется разными параметрами и является динамичной, формируясь со временем под влиянием внутренних и внешних факторов.
Различные факторы, такие как уровень развития производства, стремление к инновациям, государственная политика, чувствительность к внешним изменениям и другие, играют значительную роль в обеспечении стабильности национальной экономики.
Таким образом, государственный сектор определяется эффективными процессами воспроизводства, обеспечивающими устойчивое расширенное развитие и рост экономики на основе инноваций, а также улучшение благосостояния населения и окружающей среды.
Регулирование экономики государством и законодательное регулирование экономических отношений в странах с рыночной экономикой постоянно расширяются. Оно включает различные формы собственности, принципы рыночной экономики, правила государственного регулирования рынка и механизмы взаимодействия между частными и публичными интересами в экономике.
Законодательное регулирование государственного планирования в основном определяет субъекты и акты государственного планирования. Однако этот закон не отражает содержание государственного планирования с позиции конституционного и правового.
Однако современные тенденции требуют, чтобы планы социально-экономического развития обладали законодательным статусом. Планирование является важным элементом научного изучения и применения в экономике и имеет несколько определений. В целом, планирование — это процесс определения желаемого будущего состояния экономики. Для этого создаются активные образы и модели предполагаемого будущего состояния и определяются пути, средства и сроки достижения этих целей.
Процесс планирования основывается на создание такой структуры управления экономикой при которой намеченные цели соотносятся с имеющимися возможностями. Проектирование экономических действий и предположительный вектор развития мировой экономики направлены на структурирование будущих результатов.
Решения во всех сферах жизни общества приобретают долгосрочный характер и должны быть обеспечены четко согласованным комплексом мероприятий с учетом ресурсных и организационных возможностей. Данные меры становятся жизненно необходимыми при переходе к инновационной экономике.
Правовое и организационное регулирование государственного планирования имеет ряд противоречий и недоработок. При этом анализ существующих мировых практик показывает, что на сегодняшний день в мире существует проработанная система государственного планирования в экономической сфере...
В ходе исследования теоретических основ и практических аспектов функционирования государственного сектора в национальной экономике, было выявлено современное состояние и основные трудности его преобразования в экономике России. Государственный сектор непрерывно претерпевает трансформацию, что связано с приватизацией, изменением органов управления и нормативно-законодательной базы. Причинами низкой эффективности работы госсектора являются ослабление кадрового потенциала, устаревание производственных активов и недостаточная эффективность использования ресурсов.
Национальная экономика представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, которая включает множество элементов и функционирует как единое целое согласованно для достижения общей цели. Она характеризуется различными параметрами и является динамичной категорией, формирующейся на протяжении длительного времени под воздействием внутренних и внешних факторов.
Различные факторы, такие как уровень развития производственных сил, стремление к инновационному развитию, государственная политика, чувствительность к внешним изменениям и другие, играют значительную роль в обеспечении стабильности национальной экономики.
Таким образом, государственный сектор определяется эффективностью процессов воспроизводства, которые обеспечивают устойчивое расширенное воспроизводство и рост экономики на основе инноваций, а также улучшают благосостояние населения и окружающую среду.
Государственное регулирование экономики и конституционно -правовое регулирование экономических отношений в западных странах с рыночной экономикой. Такое регулирование постоянно расширяется, включая различные формы собственности, принципы рыночной экономики, правила государственного регулирования рынка и механизмы отношений между частными и публичными интересами в экономике.
Законодательное регулирование государственного планирования в основном сводится к определению субъектов и актов государственного планирования. Отсутствует содержательная часть и роль парламента в планировании. В этом законе не отражено конституционно-правовое содержание государственного планирования. Однако современная тенденция требует, чтобы планы социально-экономического развития имели законодательный статус.
Планирование является важным элементом научного изучения и применения в экономической сфере и имеет несколько определений. В общем смысле, планирование представляет собой процесс определения желаемого будущего состояния экономики. Для этого создается активный образ и модель предполагаемого будущего состояния и определяются пути, средства и сроки достижения этих целей...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс: Документы».
2. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (действ. ред.) // СПС «КонсультантПлюс: Документы».
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (действующая редакция) // СПС «Гарант».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября
2011 г. № 977 «О Федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс: Документы ».
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от
30.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (действующая
редакция) // СПС «КонсультантПлюс: Документы ».
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об
утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс ».
7. Абдрахманова Г. И., Бахтин П. Д., Гохберг Л. М. и др.; под ред. Гохберга Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации// Выпуск 5 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 260 с.
8. Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Кевеш М. А. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник// Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 320 с.
9. Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Демьяненко А. В. и др. Цифровая экономика: краткий статистический сборник// Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 96 с.
10. Аптекман А. В., Калабин В. П., Клинцов В. К., Кузнецова Е. М., Кулагин В. С., Ясеновец И. И. Цифровая Россия: новая реальность/ Отчет «МакКинзи»// М. 2020. - с. 132.
11. Бутенко В. С. Россия онлайн? Догнать нельзя отстать / The Boston Consulting Group, 2018. с.52.
12. Бутэн Н. М., Бутенко В. С., Вальтерманн Б. М. и др. BCG Review №37/ The Boston Consulting Group, 2018 - 68 с.
13. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2018. - 255 с.
14. Государственное участие в российской экономике: госкомпании, закупки, приватизация // Бюллетень о развитии конкуренции. - 2018. - Вып. 15. - 22 с.
15. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учеб. - М.: ГУ ВШЭ, 2018. - 495 с...30