Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ)

Работа №172252

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСВИЙ 15
1.1. Сущность понятий «универсальные учебные действия» и их функции, характеристика познавательных универсальных учебных действий и их функции 15
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 6 классов на уроках истории 24
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГУСИТСКГО ДВИЖЕНИЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 29
2.1. Особенности изучения гуситского движения в отечественной и зарубежной историографии 29
2.2. Изучение гуситского движения на уроках истории в рамках концепции «проблемного обучения» 53
2.3. Роль групповых игр и межличностной коммуникации в процессе изучения материалов о гуситском движении на уроках истории 60
ГЛАВА 3. ИКТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 64
3. 1. Использование программного комплекса «ОС3 Хронолайнер» в процессе изучения гуситского движения на уроках истории в 6 классе 64
3.2. Использование видео и аудио материалов в процессе изучения гуситского движения 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 77

Актуальность проблемы
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) привело к переосмыслению и трансформации организационных и методических аспектов образовательного процесса. Во ФГОС ООО внимание уделяется проблеме развития универсальных учебных действий (далее - УУД), достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов, что в целом и отражает ключевые задачи образовательного процесса в школе. К тем задачам, в частности, относится формирование умений школьников к самостоятельному и критическому мышлению, способности принимать решения в рамках поставленных задач. Важную роль в этом процессе играют и коммуникативные навыки. УУД представляют собой действия обучающегося в процессе учения, которые распространяются на все учебные предметы в образовательной организации.
Проблема улучшения процесса развития познавательных УУД у обучающихся актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремления к познанию нового и расширения кругозора.
Современная психолого-педагогическая и методическая литература предлагает педагогу значительный выбор приемов формирования УУД. Однако в практике массовой традиционной школы обнаруживается отсутствие целостного подхода к выбору приемов, являющихся оптимальными для обеспечения успешного развития высокого уровня учебных действий школьников с целью дальнейшего развития у них устойчивого интереса к образовательному процессу.
Задача развития УУД достигается путем сознательного, активного усвоения обучающимися социального опыта. При этом, знания умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это подход к осуществлению требований к результатам начального общего образования конкретизируется в «Концепции развития универсальных учебных действий».
В методических материалах, акцентируется вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной деятельности. «В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассникам. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения».
Все это придает особую актуальность задаче формирования в средней школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных,
познавательных).
Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные универсальные учебные действия, так как именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные универсальные учебные действия, включающие учебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, готовят школьника к решению любой проблемы-задачи. Однако на современном этапе развития общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся. Именно поэтому, новый ФГОС третьего поколения призван конкретизировать и прояснить некоторые проблемные вопросы, касающиеся образовательного процесса....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги можно отметить, что гуситское историческое наследие будучи одним из ключевых символически значимых этапов чешской национальной истории и при этом является значимой частью общеевропейской истории. На современном этапе историография гуситского движения отличается как усложнением методологического инструментария, так и развитием сравнительно локальных кейсов, что в перспективе способствует культивации сложной и комплексной картины изучаемого периода. Так перечень затрагиваемых сфер и вопросов применительно к истории периода как никогда отличается многообразием: от исследований по вопросам гуситского богословия до репрезентации гуситской идентичности в кинематографе.
В той или иной степени, это нашло свое отражение в становлении ситуации сосуществующих прочтений актуального периода в преподавании в школе, где контекстом неизменно выступает развитие стран Центральной и Восточной Европы, а гуситизм и его влияние прочитывается как одна из альтернатив социальной консолидации обществ в контексте становления национальных государств и предтеча Реформации, спустя менее чем столетие охватившей регион. При этом спектр предлагаемых УМК не демонстрируют фундаментальных расхождений по основным вопросам, что касается как определения предпосылок, так и итогов войны. В свою очередь обращение к вопросам, связанным с преподавание данной темы в рамках школьного курса, прежде всего, в силу своей многоплановости, предполагает потенциальное многообразие различных форм организации учебной работы, в том числе в отношении используемых методов. Так, например, обращение к элементам проблемного обучения на этапе формулирования цели урока и рефлексии, по его окончании; игровым технологиям применительно к театрализации суда в Констанце и т.д. все это на практике является закономерным следствием ориентации на соответствие потребностям своего времени.
В рамках работы мы пришли к выводу о том, что на формирование познавательных УУД влияет множество факторов. Прежде всего, речь идет о социально -психологических предикатах успешного усвоения материалов о гуситском движении в рамках школьного курса истории. К таким факторам относится психолого-педагогическая подготовка педагогов и умение выстроить коммуникативное взаимодействие со школьниками. К еще одному фактору относится наличие исторических источников, позволяющих заинтересовать учеников в рамках усвоения курса истории. Источники о гуситском движении немногочисленны, но достаточно информативны и наглядны, что также необходимо учитывать. Использование ИКТ также является фактором формирования познавательных УУД, так как с их помощью можно представлять ученикам различные материалы в наглядном виде, демонстрировать различные аудио и видеосюжеты по теме, позволяющие лучше запомнить необходимый материал. Тем не менее, урок - это сложный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в рамках которого необходимо учитывать множество факторов. Однако именно визуальные и аудио источники являются приоритетными при работе с темой о гуситском движении в Чехии. В зарубежной практике все чаще образовательные программы реализуются сквозь призму применения на уроках образовательных игр, отрывков из исторических фильмов, что позволяет лучше заинтересовать школьников к изучению темы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что познавательные УУД формируется непосредственно с помощью различных образовательных технологии, которые необходимо использовать в комплексе. Концепция «Проблемного обучения» позволяет лучше понять, каким образом формируются УУД, поэтому основные положения этой теории должны составлять теоретический и методический базис знаний педагогов средней школы.


1. Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий / Сост. и вер. Л.П. Лаптева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 96 С.
2. В России появятся новые учебники всеобщей истории // Парламентская газета. - 2016. - 8 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/interview/2016/04/08/v-rossii-poyavyatsya-novye- uchebniki-vseobshhey-istorii.html(дата обращения: 06.03.2022).
3. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника/ Предисловие и примечания И.Мацека; Перевод В.С.Соколова. М., 1962.
4. Пражанам. 1412 г. С. 83-88;
5. Послания магистра Яна Гуса .М., 1903
6. Петр из Младонёвиц. Повествованиео магистре Иерониме Пражском. С 59-74.
7. Прекрасная хроника о Яне Жижке. С. 74-82.
8. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027? (дата обращения: 10.04.2022).
9. Официальное заявление. 1414 г., 26 августа. С. 121;
Список литературы:
10. Абдулаев, Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 10. - С. 7-15.
11. Абрамов, А.В. Всеобщая история. История Средних веков: 6-й класс: учебник / А.В. Абрамов, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин; под общ. ред. В.Р. Мединского. - М.: Просвещение, 2021. - 271 С.
12. Агибалова, Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 288 С.
13. Ашнин, Ф.Д. «Дело славистов»: 30-е годы / Отв. ред. Н.И. Толстой; Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. Горького. - М.: Наследие, 1994. - 284 С.
14. Бучанов, И.И. Гуситское движение: отечественная историография: 1945-2005: автореферат дис. канд. ист. наук: 07.00.09; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. - Москва, 2010. - 26 С.
15. Бучанов, И.И. Современная российская историография гуситского движения (1990 - 2005) // Славянский альманах, 2005. - М.: ИС РАН, 2006. - С. 188-209....(74)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ