ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ(НА ПРИМЕРЕ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы внутреннего финансового аудита денежных средств
казенного учреждения 6
1.1 Нормативно - правовое регулирование внутреннего финансового аудита
денежных средств 6
1.2Методика внутреннего финансового аудита денежных средств казенного
учреждения 15
2 Внутренний финансовый аудит операций с денежными средствами
Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения» 23
2.1 Организационно-правовая характеристика Краевого государственного
учреждения «Управление социальной защиты населения» 23
2.2 Планирование внутреннего финансового аудита операций с денежными
средствами 30
2.3 Методика внутреннего финансового аудита 37
3 Рекомендации по совершенствованию методики внутреннего финансового
аудита 43
3.1 Основные направления аудиторской проверки операций с денежными
средствами 43
3.2 Совершенствование методических подходов к организации внутреннего
финансового аудита 55
ЗАКАЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 2
ПРИЛОЖЕНИЕ В 3
Актуальность исследования заключается в том, что элемент государственной экономики, являясь основным институтом государственного управления и контроля, имеет тесную взаимосвязь с государственными финансами, с их эффективным функционированием. А это, в свою очередь, позволяет сделать лучше социальный статус личности, динамику ее развития и инвестиционный климат. Таким образом, появляется необходимость для определения новых подходов, позволяющих изучать методологию, теорию и практические проблемы в области контроля и аудита. Немаловажную роль здесь играет и государственный внутренний финансовый аудит.
Выстраивание системы внутреннего финансового аудита на современном этапе связано с появлением различных актуальных вопросов, среди которых можно отметить проблемы в области нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового аудита. В частности, это касается оценки бюджетных рисков, а также выстраивания эффективной и реально действующей системы, подтверждающей достоверность отчетности, как бюджетной, так и бухгалтерской.
Немаловажная роль отводится и внутреннему финансовому аудиту денежных средств в казённых учреждениях. Ведь он является важным инструментом финансового контроля, который позволяет обнаруживать и предотвращать недобросовестное использование бюджетных средств. Правильно проведённый аудит помогает повысить эффективность работы организации и сохранить доверие со стороны налогоплательщиков.
Главной целью аудита денежных средств является обеспечение прозрачности в финансовых операциях казённых учреждений и предотвращение нецелевого использования бюджетных средств. Одной из ключевых задач аудита является проверка правильности ведения учёта. Это включает не только проверку бухгалтерской отчётности, но и оценку качества использования программного обеспечения, которое управляет бюджетными средствами.
3
Цель исследования - систематизация практики организации внутреннего финансового аудита денежных средств в казённом учреждении, формирование предложений по его совершенствованию
Задачи исследования:
- проанализировать основные нормативно - правовые документы, регулирующие проведения аудита денежных средств в казенных учреждениях;
- исследовать методику аудита денежных средств казенного учреждения;
- проанализировать процесс планирование аудита операций с денежными средствами на примере краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения»;
- выявить основные направления государственного аудита операций с денежными средствами;
- сформировать рекомендации по совершенствованию методики внутреннего финансового аудита.
Объект исследования - Финансово-хозяйственная деятельность казенного учреждения Краевое государственное учреждение «Управление социальной защиты населения».
Предмет исследования - внутренний финансовый аудит денежных средств в Краевом государственном учреждении «Управление социальной защиты населения».
В основу теоретической базы положены такие исследования, как: В.В. Бурцев, Т.Г. Миронова, С.В. Панкова, С.Е. Прокофьев, В.Я. Соколов, О.Е. Федченко и некоторых других. Среди зарубежных исследователей можно отметить труды А. Аренса, Р. Адамса.
Структура работы представлена тремя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы аудита денежных средств казенного учреждения. В частности, рассмотрены вопросы нормативно - правового регулирования аудита денежных средств в казенных учреждениях и их методика. Во второй главе работы рассмотрена организация аудита операций с денежными
4
средствами на примере краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения». В третьей главе будут рассмотрены рекомендации по совершенствованию методических подходов к организации внутреннего финансового аудита. В заключение обобщены выводы и рекомендации.
Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению теоретических и практических основ внутреннего финансового аудита денежных средств в казенном учреждении. Для этого была поставлена цель работы и задачи, решение которых помогло нам достигнуть цели, а именно, были выявлены результаты внутреннего финансового аудита денежных средств в казенных учреждениях на примере Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защитой населения».
Нами были решены следующие задачи.
1. Была дана характеристика основным нормативным документам, согласно которым ведется бюджетный учет в казенном учреждении, а также проводится внутренний финансовый аудит: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н и Приказ Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н. Были также рассмотрены федеральные стандарты бухгалтерского учета и аудита.
2. Основным методом контроля за расходами бюджетных средств остается казначейское исполнение бюджета. Нами были отмечены следующие основные методы и инструменты внутреннего финансового контроля : проверка, инспектирование, наблюдение, запрос и другие. Методики внутреннего финансового аудита утверждены Приказом Минфина России от 27.12.2019 г. № 1657 «Об утверждении Методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита».
3. Планирование внутреннего финансового аудита было рассмотрено на примере Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защитой населения» города Красноярска. Внутренний финансовый аудит в учреждении проводит должностное лицо, назначаемое руководителем учреждения в рамках Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита. Проведению аудита предшествует планирование, которое начинается с разработки программы аудита.
4. В рамках аудита была проведена проверка годовой отчетности УСЗН города Красноярска. Проведена она была камеральным способом, на основании представленных документов.
По итогам выпускной квалификационной работы были даны следующие рекомендации и выводы для Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защитой населения» города Красноярска:
- усилить внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
- четко соблюдать Приказы Минфина РФ по бюджетному учету, отчетности, применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- своевременно устранить выявленные замечания и принять меры по их устранению;
- в дальнейшем не допускать подобных нарушений и замечаний.
5. Была решена задача, связанная с совершенствованием методов проведения внутреннего финансового аудита. В частности, были рассмотрены методы, проводимые в рамках Приказа Минфина России от 27.12.2019 г. № 1657 «Об утверждении Методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита». Также были предложен риск-ориентированный подход проведения внутреннего финансового аудита.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.);
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023 г.);
4. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022 г.) «О бухгалтерском учете»;
5. Приказ Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н (ред. от 28.10.2020 г.) «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
6. Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (ред. от 14.09.2020 г.) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
7. Приказ Минфина России от 27.12.2019 г. № 1657 «Об утверждении Методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита»
8. Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У (ред. от 05.10.2020 г.) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
9. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 г. № 256н;
10. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 274н (ред. от 30.09.2021 г.);
11. Федеральный стандарт внутреннего государственного
(муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 г. № 1235 (ред. от 02.03.2023 г.);
12. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
13. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств», утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 278н (ред. от 13.12.2019 г.);
14. Распоряжение Правительства Красноярского края от 01.09.2014 г. № 630-р;
15. Алиева Н.М. Проверка состояния учета и отчетности в казенных учреждениях // Актуальные вопросы современной экономики. 2018 г. № 8. С. 187-191....34