ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ 6
1.1. Исторический подход 6
1.2. Сопоставительный подход 7
1.3. Функциональный подход 10
1.4. Лингвокультурологический подход 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д. РУБИНОЙ 16
2.1. Цветообозначения в произведениях Д. Рубиной как объект
лингвистических исследований 16
2.2. Лексико-семантические группы цветообозначений в произведениях
Д. Рубиной 17
2.3. Грамматические особенности цветообозначений в произведениях
Д. Рубиной 23
2.4. Функции цветообозначений в произведениях Д. Рубиной 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Цветообозначения (колоративы) неоднократно становились предметом изучения в различных отраслях знаний, в том числе и в лингвистике. В настоящее время в науке о языке сложилось большое количество направлений, посвященных этой группе слов: историческое, сопоставительное, когнитивное, психолингвистическое и др. Это обусловлено тем, что цветовая лексика разнообразна по своему составу, заключает в себе большое количество значений, включая символические, обладает большим стилистическим потенциалом.
Особенно ярко возможности цветообозначений проявляются в художественных текстах, поскольку в них колоративы - это средства создания образности, а также средства выражения мировидения автора. Так, уже были описаны колоративы в произведениях К. Паустовского,
A. Куприна, Л. Толского, В. Высоцкого, М. Цветаевой, Л. Андреева, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Булгакова, Е. Замятина, И. Бродского,
B. Набокова, С. Есенина, А. Блока, М. Шолохова и др.
Проза Д. Рубиной также насыщена различными колоративами. Эта группа слов в некоторых новеллах уже попадала в фокус внимания исследователей [см. об этом: Печетова, Филиппова, 2017; Васиярова, 2019]. Однако работы подобного рода единичны и не содержат комплексного анализа. Это обуславливает актуальность данного научного сочинения.
Объект данного исследования - цветообозначения в художественных текстах Дины Рубиной.
Предметом исследования являются семантические и грамматические особенности, а также специфика функционирования цветообозначений в произведениях Дины Рубиной.
Цель бакалаврской работы - провести комплексное описание цветообозначений в произведениях Дины Рубиной.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие цветообозначения в лингвистике.
2. Установить основные подходы к изучению цветообозначений.
3. Выявить лексико-семантические группы цветообозначений в произведениях Д. Рубиной.
4. Проанализировать грамматические способы выражения цвета в произведениях указанного автора.
5. Определить функции цветообозначений в текстах Д. Рубиной.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация,
контекстуальный анализ, статистический метод.
Материалом исследования послужили такие произведения Д. Рубиной, как «Русская канарейка», «Синдром Петрушки», «Почерк Леонардо», «Высокая вода венецианцев». Всего было выявлено около 100 контекстов.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании стилистики, лексикологии, лингвистического анализа художественного текста.
Теоретической базой стали работы Н.Б. Бахилиной, С.В. Кезиной, В.Г. Кульпиной, Е.А. Горн, Ю.В. Дюпиной, Е.А. Масоловой, К.Э. Садриевой, О.А. Васияровой, М.Г. Волковой, Е.В. Каменской, Ю.А. Карташовой, И.В. Макеенко, Н.А. Мартьяновой, В.С. Мощинского, О.Н. Ольховой, Н.Ю. Печетовой и А.И. Филипповой, Л.В. Сосиной и др.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цели и задачи работы, указываются научные методы, теоретическая база и материал исследования.
В певрой главе работы дается определение понятия цветообозначения; описываются исторический, сопоставительный, функциональный и лингвокультурологический подходы к изучению цветообозначений.
Во второй главе выявляются лексико-семантические группы колоративов, употребленных Д. Рубиной; анализируются грамматические способы выражения цвета в текстах указанного автора; определяются функции цветообозначений в текстах Д. Рубиной.
В заключении приводятся основные результаты исследования.
Целью выпускной квалификационной работы было проведение комплексного описания цветообозначений в произведениях Дины Рубиной.
Исследование проходило в два этапа.
На первом этапе была изучена научная литература для определения основных понятий работы. В процессе анализа лингвистических источников было дано определение понятия «цветообозначение», которое трактуется как особый разряд языковых единиц, объединенных как способы выражения цвета. Также были рассмотрены некоторые подходы к изучению цветообозначений, а именно: исторический, сопоставительный, лингвокультурологический, функциональный.
Данное научное сочинение выполнено в рамках функционального подхода.
На втором этапе был проведен анализ, учитывающий семантические, грамматические, функциональные характеристики цветообозначений, употребленных в текстах Д. Рубиной. По результатам этой работы были сделаны следующие выводы.
В произведениях указанного автора выделяются следующие лексикосемантические группы и подгруппы: цвет природных объектов (небо, облака, тучи, небесные светила, вода, растения и деревья, птицы и животные и др.); описание человека (волосы, глаза, цвет кожи, лица, рот, губы и др.); описание предметов в широком смысле (посуда, одежда, аксессуары и др.).
В текстах Д. Рубиной встречаются колоративы разных частей речи, а также сложные цветообозначения. Наиболее частотным грамматическим способом выражения цвета является объективация указанного значения через простые по структуре прилагательные.
Колоративы в романах и новеллах используются Д. Рубиной в прямом значении и называют цвет объектов окружающего мира, частей тела человека (номинативная функция), а также в переносном значении для создания ярких образов и пейзажей (экспрессивная функция).
Данное исследование имеет перспективы. В дальнейшем возможно проведение сравнительного анализа цветообозначений в более ранних и поздних текстах Д. Рубиной. Эта работа позволит проследить, как менялись состав цветовых слов, их смысловое наполнение, функции в разные творческие периоды писательницы.
1. Абазова К.В. Языкова реперезентация цвета:
лингвокультурологический апект (на материале кабардино-черкесского, английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Нальчик, 2009. 21 с.
2. Абазова К.В., Абазов З.В., Бориева М.К. Желтый цвет как признак болезни, старости, увядания в английской и русской лингвокультурах // Казанская наука. 2016. №4. С. 56-58.
3. Багана Ж., Екова Д.Н. Различные подходы к изучению цветообозначений // Научная мысль Кавказа. 2011. №2. С. 165-167.
4. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. 288 с.
5. Васиярова О.А. Цветопись как метод создания визуального полотна художественного мира в новелле «Снег в Венеции» Дины Рубиной // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. № 1(101). С. 18-25.
6. Волкова М.Г. Способы пополнения лексико-семантической группы цвета в разноструктурных языках // Вестник ТГПУ. 2013. №3(131). С. 57-61.
7. Глебова Е.А., Тисленкова И. А., Бганцева И.В. Лингвокультурные концепты цвета в английском, французском и русском языках (на материале фразеологических единиц с цветовым признаком) // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 1 (24). С. 145-151.
8. Горн Е.А. Цветообозначения в художественном тексте на английском и русском языках в сопоставительно -переводоведческом аспекте (на материале современной английской литературы): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. СПб., 2015. 19 с.
9. Дюпина Ю.В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Тюмень, 2009. 25 с.
10. Жеребило Т.В. Лексико-семантическая группа (в узком смысле) //
Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010 [Электронный ресурс]. URL:
https://lingvistics dictionary.academic.ru/1804/лексикосемантическая группа %28ЛСГ%29 (дата обращения: 25.05.2021).
11. Жеребило Т.В. Лексико-семантическая группа (в широком
смысле) // Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Изд-во «Пилигрим». 2010 [Электронный ресурс]. URL:
https://lingvistics dictionary.academic.ru/1803/лексикосемантическая группа с лов %28ЛСГ%29 (дата обращения: 25.05.2021).
12. Жеребило Т.В. Номинативная функция // Словарь
лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010
[Электронный ресурс]. URL: https://lingvistics dictionary.academic.ru/2377/HOM инативная%28назывная%29 функция (дата обращения: 25.05.2021).
13. Иссерлин Е.М. История слова «красный» // Русский язык в школе. 1951. №3. С. 85-89.
14. Каменская Е.В. Колоративная и одорическая лексика в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Rhema. Рема. 2013. №1. С. 27-37.
15. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике И. Северянина: автореф. дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Бийск, 2004. 23 с...31