Технико-тактическая подготовка кикбоксеров г.Шагонара Улуг-Хемского района
|
Введение 3
ГЛАВА I . СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В КИКБОКСИНГЕ у
1.1. Индивидуализация спортивной подготовки в кикбоксинге
1.2. Технико-тактический арсенал в кикбоксинге
1.3. Краткая характеристика организации процесса спортивной подготовки в группах спортивного совершенствования
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 39
2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников 39
2.1.2 Педагогическое наблюдение 39
2.1.3. Контрольные испытания 40
2.1.4. Педагогический эксперимент 40
2.1.5. Методы математико-статистической обработки 41
2.2. Организация исследования 42
ГЛАВА III . УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОВ
3.1. Анализ уровня физической и технико-тактической подготовленности
волейболистов 43
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 47
Выводы
Список литературы
ГЛАВА I . СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В КИКБОКСИНГЕ у
1.1. Индивидуализация спортивной подготовки в кикбоксинге
1.2. Технико-тактический арсенал в кикбоксинге
1.3. Краткая характеристика организации процесса спортивной подготовки в группах спортивного совершенствования
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 39
2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников 39
2.1.2 Педагогическое наблюдение 39
2.1.3. Контрольные испытания 40
2.1.4. Педагогический эксперимент 40
2.1.5. Методы математико-статистической обработки 41
2.2. Организация исследования 42
ГЛАВА III . УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОВ
3.1. Анализ уровня физической и технико-тактической подготовленности
волейболистов 43
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 47
Выводы
Список литературы
Актуальность исследования. Достижение высших результатов в кикбоксинге обусловлено эффективностью реализации потенциальных возможностей атлета в процессе многолетней спортивной подготовки.
Решение задачи индивидуализации в спорте направлено на поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в целях улучшения спортивной работоспособности и достижения высших спортивных результатов (Матвеев JI. П., 1977; Озолин Н.Г., 1985; и др.).
Индивидуализация подготовки, проводимая с учетом особенностей моторики спортсмена, позволяет наиболее полно осуществлять специализацию в соответствии с его двигательными способностями, а также с учетом функциональных и адаптационных возможностей организма.
Известно, что двигательные способности человека обеспечиваются рядом физиологических систем организма, каждая из которых морфологически и функционально заложена в генетическом аппарате человека, что и определяет характер его двигательных способностей (Фарфель В. С, 1977). Как отмечал Б. М.Теплов (1961), нельзя воспитать у человека такую способность, задатки для которой у него отсутствуют.
С диалектических позиций основой способностей являются природные задатки индивида, которые проявляются фенотипически в ходе его возрастного развития под воздействием жизненных условий, среды и целенаправленного воспитания и обучения.
Следовательно, способности зависят от наследственности, от факторов среды и обучения, которые обеспечивают успех в определенных видах деятельности. От природной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения (Булгакова Н.Ж., 1978).
Природными задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, двигательного аппарата и пр., которые могут служить предпосылками возможного развития способностей.
Характерный морфологический статус человека и специфика функциональных проявлений формируют своеобразный комплекс индивидуальных признаков, которые, в конечном счете, отражаются на предрасположенности к различным видам деятельности (Туманян Г. С, Мартиросов Э.Г., 1976; Бальсевич В. К., 1980).
Таким образом, в основе формирования и совершенствования двигательных способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма (Верхошанский Ю. В., 1988).
В спорте под влиянием повторных и продолжительных тренировочных воздействий, протекающих зачастую в экстремальных условиях, возникает адаптированная перестройка функций и форм, которая, в свою очередь, раздвигает границы функционирования и существования организма. В результате его адаптации к условиям спортивной деятельности создается сформированный средой фенотип (Мартиросов Э.Г., Чтецов В. П., 1976; Зациорский В.М., Сергиенко JI. П., 1977; Мартиросов Э.Г., Филимонов В. И., Гукасян С.А., 1998).
Сдвиги, происходящие в организме в процессе адаптации, касаются всех его уровней — от субклеточно-молекулярного до целостного организма. При этом значительную роль в формировании адаптивных особенностей (признаков) играет специализированная тренировка (Виру А.А., 1969; Виру А.А., Кырге П. К., 1983; Волков Н.И., 1984).
Невозможно добиться значительного улучшения отдельных моторных способностей спортсмена, если его двигательная система к этому наследственно не предрасположена.
В практике бокса и кикбоксинга в результате избирательной морфофункциональной специализации организма в процессе многолетней тренировки двигательные способности приобретают индивидуализированный характер, у спортсмена вырабатывается собственный темп, формируются приемы силового единоборства или обыгрывания, на первый план выдвигается атакующая, контратакующая или комбинированная форма ведения поединка.
В результате спортивных тренировок, направленных на усовершенствование физических, функциональных, координационных и психических кондиций кикбоксера, происходит систематическое «наложение» воздействий среды на генетически обусловленную программу развития его способностей. При этом важнейшее значение имеет соответствие направленности управляющих воздействий наследственно¬обусловленной предрасположенности спортсмена. Следовательно, достижение наивысших результатов зависит от того, насколько эффективно удастся реализовать потенциальные, запрограммированные в геноме, индивидуальные возможности кикбоксера в процессе его спортивного совершенствования.
Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограниченно генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки (Бриль М. С, 1980).
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по кикбоксингу юношей, занимающихся кикбоксингом.
Предмет исследования, содержание методики технико-тактической подготовки юных кикбоксеров.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно¬экспериментальным путем проверить эффективность методики технико¬тактической подготовки юных кикбоксеров в годовом цикле.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы подготовки юных кикбоксеров.
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики подготовки кикбоксеров.
3. Проверить в опытно—экспериментальной работе эффективность
методики технико-тактической подготовки кикбоксеров г.Шагонара.
Гипотеза: предполагается, что применение в учебно-тренировочный процесс новой методики, основанной на применении комплекса специальных упражнений, позволит повысить уровень технико-тактической подготовленности и работоспособности юных кикбоксеров и подготовить квалифицированных и перспективных спортсменов более высокого уровня.
Практическая значимость: разработанная система подготовки юных кикбоксеров может быть использована педагогами - тренерами и инструкторами по кикбоксингу в ДЮСШ профессионально и грамотно проектировать план подготовки спортсменов в условиях ДЮСШ г. Шагонара.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются: общенаучные положения и принципы по теории и методике педагогических исследований Б.А. Ашмарина, В.К. Бальсевича, по теории и практике кикбоксинга А.А. Атилова, И.П. Дегтярева, Г. О. Джерояна, К.В. Градополова.
Для решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Решение задачи индивидуализации в спорте направлено на поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в целях улучшения спортивной работоспособности и достижения высших спортивных результатов (Матвеев JI. П., 1977; Озолин Н.Г., 1985; и др.).
Индивидуализация подготовки, проводимая с учетом особенностей моторики спортсмена, позволяет наиболее полно осуществлять специализацию в соответствии с его двигательными способностями, а также с учетом функциональных и адаптационных возможностей организма.
Известно, что двигательные способности человека обеспечиваются рядом физиологических систем организма, каждая из которых морфологически и функционально заложена в генетическом аппарате человека, что и определяет характер его двигательных способностей (Фарфель В. С, 1977). Как отмечал Б. М.Теплов (1961), нельзя воспитать у человека такую способность, задатки для которой у него отсутствуют.
С диалектических позиций основой способностей являются природные задатки индивида, которые проявляются фенотипически в ходе его возрастного развития под воздействием жизненных условий, среды и целенаправленного воспитания и обучения.
Следовательно, способности зависят от наследственности, от факторов среды и обучения, которые обеспечивают успех в определенных видах деятельности. От природной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения (Булгакова Н.Ж., 1978).
Природными задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, двигательного аппарата и пр., которые могут служить предпосылками возможного развития способностей.
Характерный морфологический статус человека и специфика функциональных проявлений формируют своеобразный комплекс индивидуальных признаков, которые, в конечном счете, отражаются на предрасположенности к различным видам деятельности (Туманян Г. С, Мартиросов Э.Г., 1976; Бальсевич В. К., 1980).
Таким образом, в основе формирования и совершенствования двигательных способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма (Верхошанский Ю. В., 1988).
В спорте под влиянием повторных и продолжительных тренировочных воздействий, протекающих зачастую в экстремальных условиях, возникает адаптированная перестройка функций и форм, которая, в свою очередь, раздвигает границы функционирования и существования организма. В результате его адаптации к условиям спортивной деятельности создается сформированный средой фенотип (Мартиросов Э.Г., Чтецов В. П., 1976; Зациорский В.М., Сергиенко JI. П., 1977; Мартиросов Э.Г., Филимонов В. И., Гукасян С.А., 1998).
Сдвиги, происходящие в организме в процессе адаптации, касаются всех его уровней — от субклеточно-молекулярного до целостного организма. При этом значительную роль в формировании адаптивных особенностей (признаков) играет специализированная тренировка (Виру А.А., 1969; Виру А.А., Кырге П. К., 1983; Волков Н.И., 1984).
Невозможно добиться значительного улучшения отдельных моторных способностей спортсмена, если его двигательная система к этому наследственно не предрасположена.
В практике бокса и кикбоксинга в результате избирательной морфофункциональной специализации организма в процессе многолетней тренировки двигательные способности приобретают индивидуализированный характер, у спортсмена вырабатывается собственный темп, формируются приемы силового единоборства или обыгрывания, на первый план выдвигается атакующая, контратакующая или комбинированная форма ведения поединка.
В результате спортивных тренировок, направленных на усовершенствование физических, функциональных, координационных и психических кондиций кикбоксера, происходит систематическое «наложение» воздействий среды на генетически обусловленную программу развития его способностей. При этом важнейшее значение имеет соответствие направленности управляющих воздействий наследственно¬обусловленной предрасположенности спортсмена. Следовательно, достижение наивысших результатов зависит от того, насколько эффективно удастся реализовать потенциальные, запрограммированные в геноме, индивидуальные возможности кикбоксера в процессе его спортивного совершенствования.
Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограниченно генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки (Бриль М. С, 1980).
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по кикбоксингу юношей, занимающихся кикбоксингом.
Предмет исследования, содержание методики технико-тактической подготовки юных кикбоксеров.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно¬экспериментальным путем проверить эффективность методики технико¬тактической подготовки юных кикбоксеров в годовом цикле.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы подготовки юных кикбоксеров.
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики подготовки кикбоксеров.
3. Проверить в опытно—экспериментальной работе эффективность
методики технико-тактической подготовки кикбоксеров г.Шагонара.
Гипотеза: предполагается, что применение в учебно-тренировочный процесс новой методики, основанной на применении комплекса специальных упражнений, позволит повысить уровень технико-тактической подготовленности и работоспособности юных кикбоксеров и подготовить квалифицированных и перспективных спортсменов более высокого уровня.
Практическая значимость: разработанная система подготовки юных кикбоксеров может быть использована педагогами - тренерами и инструкторами по кикбоксингу в ДЮСШ профессионально и грамотно проектировать план подготовки спортсменов в условиях ДЮСШ г. Шагонара.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются: общенаучные положения и принципы по теории и методике педагогических исследований Б.А. Ашмарина, В.К. Бальсевича, по теории и практике кикбоксинга А.А. Атилова, И.П. Дегтярева, Г. О. Джерояна, К.В. Градополова.
Для решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
1. Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие заключения:
1. проблема совершенствования тактической подготовленности кикбоксеров в настоящий момент времени является очень актуальной;
2. нами разработана экспериментальная методика тактической подготовки кикбоксеров на основе типовой индивидуализации тренировочного процесса;
3. построение тренировочного процесса с учетом предложений экспериментальной методики позволяет существенно повысить уровень технико-тактической подготовленности кикбоксеров.
2. В результате исследования было установлено, что прирост показателей физического развития и моторики у юных кикбоксеров ЭГ в конце эксперимента был более значительным, чем в начале. Спортсмены экспериментальной группы быстрее овладевали новыми тактико¬техническими навыками и движениями, качественнее выполняли изученные упражнения, проявляли в целом более широкий и более качественный диапазон двигательных действий.
Как видно из таблицы 1, суммарные результаты 5-ти тестовых показателей в начале учебного года, как с точки зрения уровневой характеристики, так и оценки в баллах у спортсменов экспериментальных групп в сравнении с показателями в конце учебного года, находились в границах низкого и ниже среднего уровней. В конце учебного года исследуемые показатели, по которым интегрально определялось общее достижение в технико-тактической подготовленности занимающихся, у мальчиков ЭГ достигли выше среднего уровня и оценивались у УТГ-1 в 4,6 балла, у УТГ-2 - 4,9 балла. Следует также заметить, что оценочные характеристики и уровневые показатели технико-тактической подготовленности у юных кикбоксеров экспериментальной группы к концу заметно улучшились. Прирост этих показателей составляет в среднем от 1,9 до 2,2 баллов. Так, ни один спортсмен экспериментальной группы к концу учебного года не оставалась на уровне низкой оценки технико-тактической, подготовленности по кикбоксингу.
3. В результате проведенного эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. в контрольной группе выявлены следующие изменения уровня технико-тактической подготовленности за период педагогического эксперимента:
• в группе игровиков отмечены достоверные положительные изменения в эффективности атакующих действий (17%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе нокаутеров отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе силовиков отмечен достоверный рост эффективности защитных действий (25%).
2. в экспериментальной группе выявлены следующие изменения подготовленности за период педагогического
• в группе игровиков отмечены высокие положительные изменения в эффективности атакующих действий (51%) и значительные положительные изменения эффективности защитных действий (32%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности атакующих действий (10%), и существенные изменения эффективности защитных действий (33%);
• в группе нокаутеров отмечены значительные положительные изменения эффективности атакующих действий (29%);
• в группе силовиков отмечен высокий достоверный рост эффективности защитных действий (55%).
1. проблема совершенствования тактической подготовленности кикбоксеров в настоящий момент времени является очень актуальной;
2. нами разработана экспериментальная методика тактической подготовки кикбоксеров на основе типовой индивидуализации тренировочного процесса;
3. построение тренировочного процесса с учетом предложений экспериментальной методики позволяет существенно повысить уровень технико-тактической подготовленности кикбоксеров.
2. В результате исследования было установлено, что прирост показателей физического развития и моторики у юных кикбоксеров ЭГ в конце эксперимента был более значительным, чем в начале. Спортсмены экспериментальной группы быстрее овладевали новыми тактико¬техническими навыками и движениями, качественнее выполняли изученные упражнения, проявляли в целом более широкий и более качественный диапазон двигательных действий.
Как видно из таблицы 1, суммарные результаты 5-ти тестовых показателей в начале учебного года, как с точки зрения уровневой характеристики, так и оценки в баллах у спортсменов экспериментальных групп в сравнении с показателями в конце учебного года, находились в границах низкого и ниже среднего уровней. В конце учебного года исследуемые показатели, по которым интегрально определялось общее достижение в технико-тактической подготовленности занимающихся, у мальчиков ЭГ достигли выше среднего уровня и оценивались у УТГ-1 в 4,6 балла, у УТГ-2 - 4,9 балла. Следует также заметить, что оценочные характеристики и уровневые показатели технико-тактической подготовленности у юных кикбоксеров экспериментальной группы к концу заметно улучшились. Прирост этих показателей составляет в среднем от 1,9 до 2,2 баллов. Так, ни один спортсмен экспериментальной группы к концу учебного года не оставалась на уровне низкой оценки технико-тактической, подготовленности по кикбоксингу.
3. В результате проведенного эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. в контрольной группе выявлены следующие изменения уровня технико-тактической подготовленности за период педагогического эксперимента:
• в группе игровиков отмечены достоверные положительные изменения в эффективности атакующих действий (17%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе нокаутеров отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе силовиков отмечен достоверный рост эффективности защитных действий (25%).
2. в экспериментальной группе выявлены следующие изменения подготовленности за период педагогического
• в группе игровиков отмечены высокие положительные изменения в эффективности атакующих действий (51%) и значительные положительные изменения эффективности защитных действий (32%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности атакующих действий (10%), и существенные изменения эффективности защитных действий (33%);
• в группе нокаутеров отмечены значительные положительные изменения эффективности атакующих действий (29%);
• в группе силовиков отмечен высокий достоверный рост эффективности защитных действий (55%).



