Введение 3
ГЛАВА I . СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В КИКБОКСИНГЕ у
1.1. Индивидуализация спортивной подготовки в кикбоксинге
1.2. Технико-тактический арсенал в кикбоксинге
1.3. Краткая характеристика организации процесса спортивной подготовки в группах спортивного совершенствования
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 39
2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников 39
2.1.2 Педагогическое наблюдение 39
2.1.3. Контрольные испытания 40
2.1.4. Педагогический эксперимент 40
2.1.5. Методы математико-статистической обработки 41
2.2. Организация исследования 42
ГЛАВА III . УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОВ
3.1. Анализ уровня физической и технико-тактической подготовленности
волейболистов 43
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 47
Выводы
Список литературы
Актуальность исследования. Достижение высших результатов в кикбоксинге обусловлено эффективностью реализации потенциальных возможностей атлета в процессе многолетней спортивной подготовки.
Решение задачи индивидуализации в спорте направлено на поиск путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в целях улучшения спортивной работоспособности и достижения высших спортивных результатов (Матвеев JI. П., 1977; Озолин Н.Г., 1985; и др.).
Индивидуализация подготовки, проводимая с учетом особенностей моторики спортсмена, позволяет наиболее полно осуществлять специализацию в соответствии с его двигательными способностями, а также с учетом функциональных и адаптационных возможностей организма.
Известно, что двигательные способности человека обеспечиваются рядом физиологических систем организма, каждая из которых морфологически и функционально заложена в генетическом аппарате человека, что и определяет характер его двигательных способностей (Фарфель В. С, 1977). Как отмечал Б. М.Теплов (1961), нельзя воспитать у человека такую способность, задатки для которой у него отсутствуют.
С диалектических позиций основой способностей являются природные задатки индивида, которые проявляются фенотипически в ходе его возрастного развития под воздействием жизненных условий, среды и целенаправленного воспитания и обучения.
Следовательно, способности зависят от наследственности, от факторов среды и обучения, которые обеспечивают успех в определенных видах деятельности. От природной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения (Булгакова Н.Ж., 1978).
Природными задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, двигательного аппарата и пр., которые могут служить предпосылками возможного развития способностей.
Характерный морфологический статус человека и специфика функциональных проявлений формируют своеобразный комплекс индивидуальных признаков, которые, в конечном счете, отражаются на предрасположенности к различным видам деятельности (Туманян Г. С, Мартиросов Э.Г., 1976; Бальсевич В. К., 1980).
Таким образом, в основе формирования и совершенствования двигательных способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма (Верхошанский Ю. В., 1988).
В спорте под влиянием повторных и продолжительных тренировочных воздействий, протекающих зачастую в экстремальных условиях, возникает адаптированная перестройка функций и форм, которая, в свою очередь, раздвигает границы функционирования и существования организма. В результате его адаптации к условиям спортивной деятельности создается сформированный средой фенотип (Мартиросов Э.Г., Чтецов В. П., 1976; Зациорский В.М., Сергиенко JI. П., 1977; Мартиросов Э.Г., Филимонов В. И., Гукасян С.А., 1998).
Сдвиги, происходящие в организме в процессе адаптации, касаются всех его уровней — от субклеточно-молекулярного до целостного организма. При этом значительную роль в формировании адаптивных особенностей (признаков) играет специализированная тренировка (Виру А.А., 1969; Виру А.А., Кырге П. К., 1983; Волков Н.И., 1984).
Невозможно добиться значительного улучшения отдельных моторных способностей спортсмена, если его двигательная система к этому наследственно не предрасположена.
В практике бокса и кикбоксинга в результате избирательной морфофункциональной специализации организма в процессе многолетней тренировки двигательные способности приобретают индивидуализированный характер, у спортсмена вырабатывается собственный темп, формируются приемы силового единоборства или обыгрывания, на первый план выдвигается атакующая, контратакующая или комбинированная форма ведения поединка.
В результате спортивных тренировок, направленных на усовершенствование физических, функциональных, координационных и психических кондиций кикбоксера, происходит систематическое «наложение» воздействий среды на генетически обусловленную программу развития его способностей. При этом важнейшее значение имеет соответствие направленности управляющих воздействий наследственно¬обусловленной предрасположенности спортсмена. Следовательно, достижение наивысших результатов зависит от того, насколько эффективно удастся реализовать потенциальные, запрограммированные в геноме, индивидуальные возможности кикбоксера в процессе его спортивного совершенствования.
Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограниченно генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки (Бриль М. С, 1980).
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по кикбоксингу юношей, занимающихся кикбоксингом.
Предмет исследования, содержание методики технико-тактической подготовки юных кикбоксеров.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно¬экспериментальным путем проверить эффективность методики технико¬тактической подготовки юных кикбоксеров в годовом цикле.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы подготовки юных кикбоксеров.
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики подготовки кикбоксеров.
3. Проверить в опытно—экспериментальной работе эффективность
методики технико-тактической подготовки кикбоксеров г.Шагонара.
Гипотеза: предполагается, что применение в учебно-тренировочный процесс новой методики, основанной на применении комплекса специальных упражнений, позволит повысить уровень технико-тактической подготовленности и работоспособности юных кикбоксеров и подготовить квалифицированных и перспективных спортсменов более высокого уровня.
Практическая значимость: разработанная система подготовки юных кикбоксеров может быть использована педагогами - тренерами и инструкторами по кикбоксингу в ДЮСШ профессионально и грамотно проектировать план подготовки спортсменов в условиях ДЮСШ г. Шагонара.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются: общенаучные положения и принципы по теории и методике педагогических исследований Б.А. Ашмарина, В.К. Бальсевича, по теории и практике кикбоксинга А.А. Атилова, И.П. Дегтярева, Г. О. Джерояна, К.В. Градополова.
Для решения поставленных нами задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
1. Оценивая результаты проведенного исследования, мы можем сделать следующие заключения:
1. проблема совершенствования тактической подготовленности кикбоксеров в настоящий момент времени является очень актуальной;
2. нами разработана экспериментальная методика тактической подготовки кикбоксеров на основе типовой индивидуализации тренировочного процесса;
3. построение тренировочного процесса с учетом предложений экспериментальной методики позволяет существенно повысить уровень технико-тактической подготовленности кикбоксеров.
2. В результате исследования было установлено, что прирост показателей физического развития и моторики у юных кикбоксеров ЭГ в конце эксперимента был более значительным, чем в начале. Спортсмены экспериментальной группы быстрее овладевали новыми тактико¬техническими навыками и движениями, качественнее выполняли изученные упражнения, проявляли в целом более широкий и более качественный диапазон двигательных действий.
Как видно из таблицы 1, суммарные результаты 5-ти тестовых показателей в начале учебного года, как с точки зрения уровневой характеристики, так и оценки в баллах у спортсменов экспериментальных групп в сравнении с показателями в конце учебного года, находились в границах низкого и ниже среднего уровней. В конце учебного года исследуемые показатели, по которым интегрально определялось общее достижение в технико-тактической подготовленности занимающихся, у мальчиков ЭГ достигли выше среднего уровня и оценивались у УТГ-1 в 4,6 балла, у УТГ-2 - 4,9 балла. Следует также заметить, что оценочные характеристики и уровневые показатели технико-тактической подготовленности у юных кикбоксеров экспериментальной группы к концу заметно улучшились. Прирост этих показателей составляет в среднем от 1,9 до 2,2 баллов. Так, ни один спортсмен экспериментальной группы к концу учебного года не оставалась на уровне низкой оценки технико-тактической, подготовленности по кикбоксингу.
3. В результате проведенного эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. в контрольной группе выявлены следующие изменения уровня технико-тактической подготовленности за период педагогического эксперимента:
• в группе игровиков отмечены достоверные положительные изменения в эффективности атакующих действий (17%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе нокаутеров отмечены незначительные положительные изменения эффективности и атакующих, и защитных действий;
• в группе силовиков отмечен достоверный рост эффективности защитных действий (25%).
2. в экспериментальной группе выявлены следующие изменения подготовленности за период педагогического
• в группе игровиков отмечены высокие положительные изменения в эффективности атакующих действий (51%) и значительные положительные изменения эффективности защитных действий (32%);
• в группе темповиков отмечены незначительные положительные изменения эффективности атакующих действий (10%), и существенные изменения эффективности защитных действий (33%);
• в группе нокаутеров отмечены значительные положительные изменения эффективности атакующих действий (29%);
• в группе силовиков отмечен высокий достоверный рост эффективности защитных действий (55%).
1. Атилов А.А. Современный бокс / Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 640 с.
2. Алаторцев В.А. Изучение психической готовности спортсмена к соревнованию // Готовность спортсмена к соревнованию.-М.: ВНИИФК, 1969. - С.24-30.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: ИЗД-во ЛГУ, 1969.¬339 с.
4. АлухтинВ.Т. Тактическая подготовка футболистов. -М.: Физкультура и спорт. 1961. - 88 с.
5. Ашмарин Б.А. Спортивная тренировка // Теория и методика физического воспитания. - М., 1979.-С. 327-341.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М., 1990. - 285 с. 12.
7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М., 1986.-С.34-62.
8. Бальсевич В.К. Методология эволюционного подхода к проблеме управления процессом многолетней подготовки спортсменов высших разрядов. - Л.: ЛНИИ ФК, 1976. - С.241-244.
9. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М.:
ФиС, 1983.Белоусов С.Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров: Дис ... канд. пед. наук. -Л., 1976.- 115с.
Ю.Белоусов С.Н. Пути формирования индивидуальной манеры ведения боя // Бокс: Ежегодник. -М., 1978.- С. 19-20.
11. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Соколов B.C. О методах определения психической надежности боксеров высокого класса // Психологические факторы надежности деятельности спортсмена. - М., 1977.- Вып.1.- С. 75-86.
12. Богданов Г.П., Иванин Н.Г., Преображенский И.Н, Основное содержание тактики и тактической подготовки // Пути
совершенствования спортивного мастерства. -М., 1966.-С.44-54.
13. Богоев Г.В., Худадов Н.А. Фролов О.П. Влияние свойств
личности спортсменов на их деятельность // Психология спортивной деятельности / Под.ред.Родворова.-М., 1977.-С.32-3 6.
14. Бокс: Учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. И.П. L
Дягтерева. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. -М., 1976.- Т.25.-С 651-662.
15. Бокс. Учебник для институтов физической культуры/Под общей ред.
И.П. Дегтярева. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 287 с. е
16. Бойко Е.И. Время реакции человека. - М.: Медицина, 1964.-440 с. 1964.-440 с.
17. Буба X. и др. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 138 с.
18. Булкин В.А., Шустин Б.Н., Ансоков Х.К. Некоторые вопросы моделирования состояния сильнейших спортсменов // Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям. - Л., 1975. - С.22-40.
19. Бутенко Б.И., Кажурин Ю.П. О планировании тренировки боксеров // Бокс: Ежегодник.-М., 1982. - С.46-48.
20. Бутенко Б.И. Тактическая подготовка боксера перед соревнованиями.
В кн.: Бокс/ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1971, с. 87-97.
21. Верхошанский Ю.В., Г.О. Джероян, В.И. Филимонов. Тактика и модельные характеристики боксеров. - В кн.: Бокс/ежегодник. -М.:Физкультура и спорт, 1982, с. 22-24.
22. Верхошанский Ю.В., Джароян Г.О., Филимонов В.И. Специфика силовой подготовленности боксеров . различных тактических манер ведения боя. // Бокс: Ежнгодник.-М.,1980.-С.24-27.
23. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт. 1985. -175 с.
24. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. 1988. -330 с. 30. Вяткин Б.А. Влияние темперамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темперамент и спорт. -Пермь, 1974.- Вып.2.- С.42-58.
25. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 135 с.
26. Градополов К.В. Бокс. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - 430 с.
27. Градополов К.В. Тренировка боксера. - М.: Физкультура и спорт, 1960. • - 126с.
28. Бокс: учебное пособие для тренеров /Под. ред. К.В. Градополова/. - М.: ФиС, 1963. - 287 с.
29. Булычев А.И. Бокс. Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. /Для занятий с начинающими/. - М.: ФиС, 1965. - 200 с. /Изд. третье/
30. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. - М.: ФиС.- 1967.
31. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1970.
32. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - /Изд 2-ое/ - М • ФиС, 1977.-^-215с.
33. ГаськовА.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах/ на примере бокса/. - Улан-Удэ: Изд. БГУ,1998. - 134 с.
34. Герасимова Т.Н. Некоторые морфофункциональные особенности физического развития боксеров разных весовых групп: Дисс. канд. биол. наук. - М.: 1976.
35. Градополов К.В. Тактика бокса в приемах зарубежных мастеров ринга
- М.:ФиС. 1944.-64с.
36. Градополов К.В., Клевенко В.М., Огуренков Е.И. Тренировка боксера в подготовительном периоде // Бокс / Учебное пособие для тренеров. - М.: ФиС, 1963. - с. 146.
37. Градополов К.В. Бокс: учебное пособие для институтов физической культуры. - М.. ФиС, 1965. -338 с. /Изд. четвертое/.
ЗБ. Герасимова Т.Н. Некоторые морфофункциональные особенности физического развития боксеров разных весовых групп: Дисс. канд. биол. наук. - М.: 1976.
39. Градополов К.В. Тактика бокса в приемах зарубежных мастеров ринга
- М.:ФиС. 1944.-64с.
40. Градополов К.В., Клевенко В.М., Огуренков Е.И. Тренировка боксера в подготовительном периоде // Бокс / Учебное пособие для тренеров. - М.: ФиС, 1963. - с. 146.
41. Градополов К.В. Бокс: учебное пособие для институтов физической культуры. - М.. ФиС, 1965. -338 с. /Изд. четвертое/.
42. Джероян Г.О. Совершенствование техники и тактики боксера. М.: ФиС, 1955. - 195 с.
43. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксеров. - М.: ФиС, 1970.
44. Джероян Г.О., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксеров. М.: ФиС, 1971.
45. Джероян Г.О., Худадов Н.А. Общая физическая подготовка боксера высшей квалификации // В сб. «Друзья встречаются на ринге». - М.: ФиС, 1972.-е. 101.
46. Джероян Г.О. Тактика бокса // В кн.: Бокс. Учебник для институтов физ. культ. - М,: ФиС, 1979. -гл. III. - с. 54.
47. Джероян Г.О. Моральная и специальная психическая подготовка боксеров юношей и юниоров. Лекция для студентов кафедры бокса ГЦОЛИФК// Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой. - М.: «ИНСАН»,
1999. -гл. 7.-с. 347-374.
48. Денисов Б.С. Бокс. - М.: Физкультура и спорт, 1949. - 136 с.
49. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ — М., 1991.
50. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для ин-тов физ. ' j
культ.: В 2 т./ Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.Бокс. Учебник для институтов физической -Д7 культуры /Под общей ред. И.П. Дегтярева. - М.: Физкультура и спорт, 7 ?
I 1979.-287 с.
51. Теория и методики физического воспитания: Учебник для пед. институтов/ под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1990.г
52.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. /
Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. - М., 1997.
53.Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М., 1994.