Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное изучение нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата

Работа №172187

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы123
Год сдачи2020
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушений звукопроизношения при дизартрии и нарушениях строения артикуляционного аппарата 8
1.1. Развитие звукопроизношения в норме в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития звукопроизношения при дизартрии 14
1.3. Влияние нарушений строения артикуляционного аппарата на формирование звукопроизношения 20
1.4. Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции нарушений звукопроизношения 25
Глава II. Экспериментальное изучение звукопроизношения и особенностей артикуляционного аппарата у старших дошкольников с дизартрие 39
2.1. Организация и методика экспериментального обследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения и условия ее реализации у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата 69
Заключение 79
Библиография 83
Приложения 93

Актуальность исследования. Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями.
Исследованием вопроса выявления особенностей звукопроизношения и разработкой методических рекомендаций для детей дошкольного возраста с дизартрией занимались авторы: Л.А. Брюховских, Л.С. Волкова,
Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, М.А. Поваляева, Ф.Ф. Рау, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и многие др.
Анализ специальной педагогической литературы показал, что в настоящее время изучено влияние нарушений строения артикуляционного аппарата на звукопроизношение, в сочетании механизмов речевых нарушений у детей с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата это сочетание изучено недостаточно, оно дает качественное своеобразие. Важно распознать общие и специфические нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата, и реализовать успешную логопедическую помощь с учетом возрастных особенностей детей.
В настоящее время, в логопедической деятельности специалистов существует множество подходов при работе над исправлением речи при дизартрии. Накоплен и детально изучен теоретический и практический материал по проблеме диагностики и коррекции, рассмотрены различные методы обследования речевых функций, приемы коррекционной работы при дизартрии. Однако проблема исследования определяется актуальностью и значимостью вопросов, касающихся недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата.
Между тем необходимо отметить, что нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по своим проявлениям могут отличаться, поэтому и подходы в коррекции звукопроизношения тоже будут отличаться.
Отсюда следует, что работа специалиста над звукопроизношением должна быть индивидуальна с каждым ребенком старшего дошкольного возраста с дизартрией. Проблема исследования: заключается в выборе содержания логопедической работы и условиях ее реализации для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушением строением артикуляционного аппарата, что позволяет ориентировать учителя-логопеда более целенаправленно в выборе средств по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
Объект исследования: фонетическая сторона речи при дизартрии.
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата.
Цель данной работы: выявить общие и специфические особенности нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата, и на основе выявленных особенностей определить дифференцированное содержание логопедической работы и условия ее реализации.
Гипотеза: мы предполагаем, что сочетание дизартрии с нарушениями строения артикуляционного аппарата приведет к качественному своеобразию нарушений звукопроизношения. Выявленные особенности позволят нам определить дифференцированное содержание логопедической работы и условия ее реализации для детей старшего дошкольного возраста для детей данной категории....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная магистерская диссертация посвящена проблеме формирования звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, а также в определении содержания логопедической работы и условиях ее реализации по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата.
В результате анализа литературы по теме исследования сделан вывод, что дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, что в свою очередь приводит к нарушению моторной реализации речевой деятельности. Нарушения произношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, в смешениях, заменах и пропусках звуков. А четкое произношение у детей с патологией строения артикуляционного аппарата может быть результатом приспособления подвижных органов артикуляции к имеющимся аномалиям зубочелюстной системы и/или ротовой полости под контролем речевого слуха и выработки адаптационных артикуляционных позиций, не всегда соответствующих общепринятым артикуляционным нормам, но дающих необходимый акустический эффект при произношении.
Нами осуществлен обзор методик, направленных на формирование правильного звукопроизношения при дизартрии, установлено, что при логопедической коррекции детей с дизартрией, специалисты используют задания артикуляционной гимнастики, которые включают упражнения на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Так же идет постановка и запоминание положения языка, губ, челюсти для правильного звукопроизношения.
С целью проведения констатирующего эксперимента была сформированы две экспериментальные группы (20 детей 5-6 лет с дизартрией, из них: 10 детей с нормой строения артикуляционного аппарата и 10 детей с нарушениями строения артикуляционного аппарата). Для проведения констатирующего эксперимента была использована адаптированная под
возраст участников эксперимента методика обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата, предложенная Н.М. Трубниковой, состоящая из четырех серий. Обследование звукопроизношения осуществлялось нами по традиционным методикам, принятым в логопедии и опубликованным в работах Н.С. Жуковой., Е.М. Мастюковой с использованием картинного материала О.Б. Иншаковой.
В первом блоке исследовалось строение артикуляционного аппарата, такие как строения губ, зубов, языка, прикуса и челюстей. Во втором блоке исследовалась подвижность артикуляционного аппарата, такие как подвижность губ, языка, челюстей и динамическая организация артикуляционного аппарата. В третьем блоке исследовалось звукопроизношение, таких звуков, как свистящие звуки, шипящие звуки, звуки [л], [л'] , звуки [р], [р’] и остальные звуки. В результате проведения констатирующего эксперимента установлены существенные отличия уровня сформированности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией с нормальным и нарушенным строением артикуляционного аппарата.....


1. Аверьянов С.В. Стандартные аппараты для миофункциональной ортодонтии: Учебное пособие / С. В. Аверьянов, Я. В. Костина. Уфа: Башкирский государственный медицинский университет., 2014. 98 с.
2. Архипова Е.Ф. Информационно-образовательная среда в образовании детей дошкольного возраста с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования / Е.Ф. Архипова, Н.А. Шаймухаметова // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы IV Международной научно - практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 года/Под редакцией И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. Москва: Издательство «Спутник+», 2014. С. 27-31.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ААТ: Астрель, 2008.254 с.
4. Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка? / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. 2017. № 3(75). С. 36¬45.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф Архипова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 256с.
6. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова; Е.Ф. Архипова. 2-е изд., испр., Москва: АСТ, 2010. (Библиотека логопеда). ISBN 978-5-17-057717-0.
7. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 319с.
8. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2002.
9. Байрамова, Л.Н. Сравнительная характеристика мезиального и дистального прикуса / Л. Н. Байрамова, Г. Г. Закирова, Н. В. Текутьева // Российский остеопатический журнал. 2015. № 1-2. С. 114-120.
10. Баранова М.И. Развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / М.И. Баранова//Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 17 января 2020 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. С. 57-60.
11. Баряева Л.Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией / Л.Б. Баряева, Л. В. Лопатина, И. А. Филатова. Москва: УМЦ «Добрый мир», 2021. 118с. ISBN 978-5-6041322-7-2.
12. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие/Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. Москва: Владос., 2009. 287с. ISBN 978-5-691-01781-0.
13. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. ТОО «Издательство - Библиополис». СПб. 1994. 208с.
14. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии/Л.А. Брюховских; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Красноярск: Красноярский государственный педагогический универ ситет им. В.П. Астафьева, 2015. 180с. ISBN 978-5-85981-516-6.
15. Брюховских Л.А. Дислалия: учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений по специальности 050715 «Логопедия» / Л.А. Брюховских, Л.А. Брюховских; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2009. 104с....(76)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ