Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией и дислалией 7
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 7
1.2. Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии 12
1.3. Нарушения звукопроизношения у детей с дислалией 18
Выводы по 1 главе 31
глава II. Экспериментальная работа по изучению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией 33
2.1. Организация экспериментального исследования по выявлению особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией 33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией . 39
2.3. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией ... 47
2.4. Сравнительный анализ нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией и дислалией 52
2.5. Особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией 57
Выводы по 2 главе 75
Заключение 77
Библиогафия 81
Приложения 87
Актуальность. Дошкольное образование является исходной и вместе с тем суверенной ступенью системы общего образования.
В последние годы с ростом нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи.
При этом большинство детей дошкольного возраста, обращающих за логопедической помощью, составляют дети с нарушениями произносительной стороны, выраженными, главным образом, в минимальной степени (дислалия, стертая дизартрия).
В настоящее время проблема нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами является одной из актуальных проблем логопедии.
Как отмечают многие исследователи (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др.), важнейшим симптомом дизартрии выступает нарушения в области звукопроизношения, а именно смешение звуков, их искажение, замена звуков другими и даже отсутствие необходимых звуков.
В педагогической практике ДОУ на сегодняшний день используются самые разнообразные принципы, методы и формы работы с детьми с дизартрией и дислалией.
В связи со всем выше отмеченным стоит сделать вывод, что тема настоящего исследования относительно рассмотрения всевозможных нарушений в процессе формирования звукопроизношения при дислалии и дизартрии более чем актуальна и перспективна.
Объект исследования - звукопроизношение, двигательные функции артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности и механизмы нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией.
Цель исследования: выявить особенности и механизмы нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией и дислалией и разработать дифференцированное содержание логопедической работы на их основе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие.
Задачи исследования:
1) определить современное состояние проблемы нарушений звукопроизношения при дизартрии и дислалии в современной логопедической литературе;
2) выявить особенности и уровни сформированности подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией;
3) уточнить взаимосвязь между сформированностью артикуляционного аппарата, звукопроизношением, фонематическим восприятием у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией;
4) разработать дифференцированное содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией и дислалией.
Проблема исследования заключается в сравнительном изучении особенностей нарушений в процессе воспроизведения звуков детьми старшего дошкольного возраста и определении дифференцированной логопедической работе.
Гипотеза исследования: нарушения звукопроизношения имеют общие и специфические проявления, что обусловлено различным механизмом нарушений. Выявленные особенности обуславливают дифференцированное содержание логопедической работы.....
Рассмотрев в настоящем исследовании вопрос, связанный со спецификой сравнительного изучения нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и дислалией, мы пришли к следующим выводам.
В теоретической части настоящего исследования нами был проведен анализ научной и специальной литературы, в результате которого были подытожены основные специфические особенности фонематического слуха и условия его формирования у детей дошкольного возраста с дислалией и дизартрией.
Так проанализировав обширный материал, мы пришли к выводу, что Речь развивается вместе с формированием и развитием ребенка, поэтому она зависит от многих факторов, что влияют на развитие и становление личности ребенка, а процесс овладения речью представляет собой достаточно серьезный процесс поисков, обобщений, наблюдений, анализа, установления отношений, который нуждается в применении ребенком всех основных органов чувств (рецепторов).
Мы также установили, что слогопроизношение детей младшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей: элизией - сокращение слов, усечение их основы (как правило, это находит свое отражение в «отбрасывании» тех звуков, которые ребенок не может произнести - «апа» вместо «шапка», «абака» вместо «собака» и т.д.); метатезей - перестановка слов и звуков в словах; ассимиляцией - уподобление одного или более звуков другому или другим; контаминацией - соединение, слияние двух независимых слов в одно слово (данная особенность характеризуется еще и способностью детей к словотворчеству); антиципацией - преждевременное произнесение последующего звука (группы звуков) за начальным звуком (группой звуков) («альпесин» вместо «апельсин»); добавлением дополнительных звуков в слово.
В результате чего мы сделали вывод, что точное и аналогичное воспроизведение тех или иных звуков может быть возможным лишь тогда, когда детский артикуляционный аппарат способен принимать необходимое положение для произнесения конкретных звуков.
Становление правильного звукопроизношения - это довольно длительный процесс, который может продолжаться от 3-х до 5-ти лет, характеризуемый следующей особенностью - у всех ребят он проходит в разные возрастные периоды.
Детально изучив особенности проявления дизартрии, мы выявили, что у детей с этой патологией имеются полиморфные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, которое проявляется в том, что ребенок не дифференцирует акустически близкие звуки; недоразвитие артикуляционной моторики, нечеткое слуховое восприятие и нечеткий контроль ведут к тому, что звукопроизносительные дефекты речи начинают иметь стойкий характер.
А у детей с дислалией не наблюдается специфических нарушений относительно слуха. Самый дефект, как правило, проявляется в невозможности избирательного формирования такой функции, как функции различия на слух отдельных фонем.
При этом уместно использовать такой вид дислалии, как акустико-фонематическая дислалия. От этого вида дислалии стоит отличать более серьезные нарушения, которые, в свою очередь, имеют свойство активно распространяться как на перцептивный, так и на смысловой уровни речевого восприятия.
В результате экспериментального исследования и сравнительного анализа нами выявлено, что у детей с дизартрией и дислалией в большом объёме страдает звукопроизношение.
В результате обследования звукопроизношения мы пришли к выводу, что у детей с дизартрией были отмечены ошибки в организации артикуляционных движений, невозможность удержания поз, неуверенность выполнения, нечеткое выполнение артикуляционных поз. Таким образом, было определено, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушена моторика артикуляционного аппарата.....
1. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. - 110 с.
2. Артеменко, О. Н., Хлюстова, И. А. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. - М., 2011. - № 8. - С. 43-44.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: АСТ, 2010. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. - 175 с.
6. Бельтюков, В. И., Салахова, А. Д. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 17-31.
7. Белякова, Л. И., Волоскова, Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Владос, 2009. - 287 с.
8. Беккер, К. П., Совак, М. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. - С. 273-275.
9. Валгина, Н. С., Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: Учебник. 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2011. - 528 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2009. - 144 с.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 1. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». В 2 ч. Ч. 2. «Ринолалия. Дизартрия». - М.: Владос, 2007. - 320 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
15. Гельм, Е. И. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией // Логопед. - 2010. - № 4. - С. 62-67....(72)