Оглавление Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого 9 воображения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Развитие творческого воображения в онтогенезе 13
1.3. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
1.4. Обзор программ, методов, комплексов занятий, нетрадиционных техник по формированию творческого воображения у детей дошкольного возраста 26
Глава 2. Изучение творческого воображения дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи в условиях констатирующего эксперимента 37
2.1. Организация и описание методик констатирующего эксперимента 3 7
2.2. Анализ результатов изучения творческого воображения дошкольников пяти лет с нормой речевого развития и ОНР II уровня... 42
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого воображения у дошкольников 5 лет с общим недоразвитием речи второго уровня 49
Заключение 86
Библиографический список 90
Приложения 101
Актуальность проблемы и темы исследования.
Творческое воображение играет большую роль в познавательном и личностном развитии ребенка. Проблема развития воображения до сих пор является недостаточно разработанной, данный психический процесс является неотъемлемым компонентом творческой деятельности человека, его поведения в целом. Вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в современном обществе произошли значительные изменения в системе дошкольного образования. Министерством образования и науки РФ принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из целевых ориентиров которого является обладание дошкольником развитым воображением, а также творческая активность ребенка при решении жизненных задач [101].
Отечественные ученые сходятся во мнении о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения. Данный познавательный процесс является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста, согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, и играет большую роль в познавательном и личностном развитии ребенка.
Отечественными психологами выявлена связь между речевым развитием и уровнем развития воображения.
Данным фактом обусловлен большой интерес к изучению творческого воображения у детей данной категории.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в исследованиях многих ученых указывается на нарушения в развитии творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, но при этом нам не удалось найти работ по изучению творческого воображения конкретно у детей пяти лет с общим недоразвитием речи второго уровня (ОНР II уровня). В основном имеющиеся в литературе исследования направлены на изучение творческого воображения младших школьников и дошкольников без указания их возраста, что говорит об актуальности нашего исследования.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в специальной литературе встречаются различные методики и подходы по изучению и развитию творческого воображения детей, однако данные методики ориентированы в основном на детей с нормой речевого развития и не учитывают особенностей дошкольников с нарушениями речи. Имеющиеся методики изучения творческого воображения у дошкольников с ОНР рассчитаны на дошкольников 6-7 лет с относительно развитой речью и не охватывают возраст детей 5 лет с выраженной речевой патологией.
Анализ литературных данных по проблеме исследования выявил несоответствия и противоречия между:
1. указаниями на недостаточную сформированность творческого воображения у детей с ОНР и недостаточной изученностью особенностей развития творческого воображения у дошкольников пяти лет с ОНР II уровня;
2. недостаточной разработанностью вопросов формирования творческого воображения у дошкольников пяти лет с ОНР II уровня в отечественной науке и практике и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе с детьми рассматриваемой категории.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей творческого воображения у дошкольников пяти лет с ОНР II уровня, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей....
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творческое воображение играет большую роль в познавательном и личностном развитии ребенка и заключается в самостоятельном создании новых оригинальных образов при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения. Данный познавательный процесс является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.
Развитие воображения дошкольников происходит поэтапно. В младшем дошкольном возрасте воображение опирается на реальные предметы или действия. К старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений. Становление и развитие творческого воображения зависит от ряда факторов: полученных впечатлений, условий жизни, обучения и воспитания, овладения ребенком различными видами деятельности, развития других познавательных процессов.
Отечественными психологами выявлена связь между речевым развитием и уровнем развития воображения. Задержка в речевом развитии негативным образом сказывается на гармоничном развитии всех психических функций, в том числе и на воображении, и имеет прямую зависимость от тяжести речевого дефекта.
Среди детей с речевой патологией, в настоящее время, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу. Данным фактом обусловлен большой интерес к изучению воображения у детей с общим недоразвитием речи. Ученые указывают на то, что развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и у сверстников с нормальным речевым развитием, но протекает замедленно и имеет ряд специфических особенностей, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям в формировании социально значимых личностных качеств ребенка и освоении им программного материала. Данный факт указывает на необходимость особого внимания к организации работы по развитию данного познавательного процесса у детей.
При изучении психолого-педагогической литературы нами не были обнаружены работы по выявлению особенностей творческого воображения дошкольников пяти лет с ОНР II уровня, что говорит об актуальности выбранной нами темы исследования.
Существует значительное количество программ, методов, нетрадиционных техник, комплексов игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения дошкольников. Однако данные разработки ориентированы в основном на детей с нормой речевого развития и не учитывают познавательных и личностных особенностей дошкольников с нарушениями речи. Имеющиеся работы по развитию творческого воображения у дошкольников с ОНР рассчитаны на детей 6-7 летного возраста с относительно развитой речью (ОНР III и IV уровень) и не охватывают детей с более выраженной речевой патологией.
Нами было проведено экспериментальное исследование с целью: выявить особенности творческого воображения у дошкольников пяти лет с ОНР II уровня и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации. Отобраны психодиагностические методики: О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» направленная на определение уровня развития воображения детей и оценивание способности создавать оригинальные образы и «Дощечка» В. Кудрявцева, В. Синельникова для изучения способности дошкольников к экспериментированию с преобразующими объектами. Обе методики были модифицированы, в первой упрощена инструкция, во второй для количественной оценки результатов обследования по данной методике нами была разработана оценочная шкала....
1. Алпацкая, Н.Е. Развитие творческого воображения у старших дошкольников посредством аппликации/ Н.Е. Алпацкая// Научныйруководитель.,2014. - № 6 (7). - С. 38-43.
2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач/ Г.С. Альтшуллер. - М.: Альбина Паблишерз, 2011. - 400 с.
3. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет/ Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 128 с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
5. Ануфриенко, Е.В. Развитие творческого воображения у дошкольников/ Е.В.Ануфриенко, Н.В. Попова//Материалы 66-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 3 частях, 2016. - С. 11-16.
6. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии/ Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 - 291 с.
7. Басова, А.А. Развитие воображения как условие целостной картины мира/ А. А . Басова, А. А . Нарышкина //Проблемы современного педагогического образования, 2016. - № 53-6. - С. 34-43.
8. Беляева О.Л., Инклюзивное образование: новые возможности и опыт: Коллективная монография/ О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.А. Дмитриева, О.А. Козырева, Л.А. Сырвачева. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 160 с.
9. Большакова, О.А. Влияние развития воображения у детей с ОНР на уровень связной речи/ О.А. Большакова, Г.Е. Воробьева//Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. - Т. 6. - № 10. - С. 33¬34.
10. Борисова, В.А. Особенности воображения у старших дошкольников с ОНР/ В.А. Борисова//Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия. Межвузовский сборник статей. - Москва, 2012. - С. 11.
11. Борисова, В.А. Сравнительный анализ развития творческого воображения у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием/В.А. Борисова//Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья/ Межвузовский сборник научных статей. - Москва, 2011. - С. 19-24.
12. Боровик, О.В. Развитие воображения/ О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ РОН», 2000. - 112 с.
13. Велигура, О.В. Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития творческого воображения дошкольников/ О.В. Велигура, О.Д.Кузьмина// Материалы 66-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 3 частях, 2016. - С. 33-36.
14. Венгер, Л.А. Развитие+. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. - М.:
Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012, - 144 с.
15. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждений/ А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с....(106)