Введение 9
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой 10
1.1. Особенности формирования артикуляционной моторики в онтогенезе 10
1.2. Особенности развития артикуляционной моторики при дизартрии 16
1.3. Обзор методик по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой 26
Выводы по I главе 34
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой 35
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента.35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой 57
Выводы по II главе 72
Заключение 75
Библиография 78
Приложения 105
Актуальность исследования. В 2019 г. о проблеме роста количества речевых нарушений заявила глава Министерства образования и науки, О.Ю. Васильева. По словам министра, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. Наибольшее распространение в современном мире получила дизартрия, которая в последнее время имеет злокачественное течение. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с недостаточной иннервацией органов артикуляции. В связи с этим, движения речевого аппарата, необходимые для речевого акта, правильного произношения, имеют малую амплитуду, малоподвижны. Нарушения в процессах организации органов артикуляции определяет особенности в формировании лексико-грамматических сторон речи и фонетических процессов. В последующем развитии ребенка, данные особенности формируют затруднения в школьном обучении и требуют своевременной и квалифицированной коррекционной логопедической помощи.
Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 № 273-ФЗ ст.79 (ред. от 07.03.2018) задаёт новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей. Следует отметить, что основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего обучения и становится субъектом образования, следовательно, содержание логопедической работы с детьми с дизартрией должно быть индивидуальным.
Так же в постановлении об утверждении санитарно-эпидемиологических нормах и правилах 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 указано, что что дети с нарушениями речи могут получать дошкольное образование в отдельных группах компенсирующей направленности, а также в группах комбинированной направленности по выбору родителей (законных представителей), в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы.
Анализ специальных литературных данных показал, что проблема дизартрии как одного из видов речевых нарушений рассматривалась такими специалистами как Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, М.П Давыдовой, И.Б. Карелиной, А.Н. Корневым, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Л.В. Мелеховой, О.В. Правдиной, А.М. Пулатовым, К.А. Семеновой, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Е.Ф. Соботович, О.А. Токаревой, А.Ф. Чернопольским, М.Б. Эйдиновой и др.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что старшие дошкольники с дизартрией, имеющие проблемы в развитии артикуляционной моторики, в дальнейшем могут иметь сложности в процессе адаптации к школьному обучению, полноценному общению со сверстниками и взрослыми. Это определяет необходимость более тщательного изучения артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, как одного из важнейших факторов готовности ребенка к школе. (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.)
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что определена специфика нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией, изучены представления о механизмах и симптоматике нарушений артикуляционной моторики при дизартрии, и на основе полученных теоретических знаний разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией. (И.И. Ермакова, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина.)...
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы. В артикуляционной моторике отмечаются снижение и ухудшение качества выполняемых движений, уменьшение количества движений, невозможность удержания позы, а также наблюдаются патологические особенности, свойственные данному нарушению: гиперкинезы, синкинезии, саливация, апраксия, спастичность и паретичность мышц [30].
Логопедическая работа по преодолению нарушений в артикуляционной моторике у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проводится комплексно: применяется логопедический массаж, активная и пассивная артикуляционная и мимическая гимнастика, также могут включаться логопедический самомассаж лица и языка и мимические упражнения[28].
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра[40]. В связи с этим, чтобы повысить интерес детей к выполнению упражнений и тем самым повысить эффективность, логопедическую работу рекомендуется проводить в игровой форме.
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова. Анализ теоретических источников показывает, что дизартрии представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью изучения и сравнения особенностей артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией и нормой речи.
На констатирующем этапе эксперимента принимали участие старшие дошкольники с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой. Для оценки состояния артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией использовались методики обследования, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Н.М. Трубниковой. На основании проведенного констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что артикуляционная моторика у старших дошкольников с дизартрией находится преимущественно на среднем и низком уровне развития.
Таким образом, можно отметить, что артикуляционная моторика старших дошкольников с дизартрией и сохранной артикуляционной моторикой будет характеризоваться следующими особенностями, как с позиции количественной, так и качественной характеристики:
1. среднем и низком уровне ее развития;
2. нарушении иннервации артикуляционной моторики (затруднение удержания артикуляционной позы, нарушение объема и силы движений);
3. имеется неловкость, неточность движений, нарушение переключаемости, дифференцированности движений, истощаемость.
Нарушения в развитии артикуляционной моторики проявлялись в ограничении подвижности артикуляционных мышц, нарушении мышечного тонуса, наличии непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора), дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы, наличии частых и разнообразных синкинезий. Активные движения - ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, насильственные непроизвольные движения, неправ ильные артикуляционные уклады....