ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
|
Введение 3
Глава 1 . Теория формирования навыков и умений элементарного исследования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями 6
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Комнатные растения как объекты исследования старших
дошкольников 8
1.3. Элементарное исследование детей старшего дошкольного
возраста с комнатными растениями 19
Вывод по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умений и навыков элементарного исследования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями 26
2.1. Констатирующий эксперимент 26
2.2. Формирующий эксперимент 31
2.3. Контрольный эксперимент 421
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Глава 1 . Теория формирования навыков и умений элементарного исследования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями 6
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Комнатные растения как объекты исследования старших
дошкольников 8
1.3. Элементарное исследование детей старшего дошкольного
возраста с комнатными растениями 19
Вывод по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умений и навыков элементарного исследования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями 26
2.1. Констатирующий эксперимент 26
2.2. Формирующий эксперимент 31
2.3. Контрольный эксперимент 421
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Актуальность темы исследования. Под элементарным исследованием понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием. Поиском адекватных методов работы для формирования у детей умений и навыков элементарного исследования детей занимались ученые - практики С.И. Николаева, В. Зебзеева, О. Б. Дыбина, Н.А Рыжова, Л.П. Молодова и другие. Ими подтверждено, что исследовательская деятельность раскрывается в практической работе через проведение опытов и предложено шире внедрять в практику дошкольного образования элементы исследования с комнатными растениями как наиболее доступными для детей объектами живой природы.
Опыты дают возможность выявить необходимые условия для роста и выявить связь растений с окружающей средой. Опытные исследования комнатных растений формируют любознательность, желание заботиться, ухаживать за растениями и способствуют развитию мыслительной деятельности. Однако, проведение опытов и обобщение вывода может сделать ребенок, который имеет определенные навыки и умения наблюдать, и использовать соответствующие оборудования. Эффективное формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста требует подбор типичных экземпляров комнатных растений, совершенствование разработки содержания и проведения опытов с комнатными растениями.
Обоснованием актуальности исследования является необходимость формирования навыков и умений элементарного исследования у дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и недостаточная изученность темы в условиях местности.
Проблема исследования: использование опытов с комнатными растениями способствуют ли эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить роль опытов с комнатными растениями в формировании умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: элементарное исследование детьми комнатных растений.
Предмет исследования: процесс формирования умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, целенаправленное проведение опытов с комнатными растениями, будет способствовать эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования представлений о комнатных растениях и элементарные умения исследования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и апробация непосредственной образовательной деятельности с использованием опытов с комнатными растениями, направленных на формирование умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
4.Обобщить и проанализировать проведенные исследования и проверить эффективность опытов в формировании умений и навыков элементарного исследования с комнатными растениями.
Теоретическая и практическая значимость работы. В настоящей работе формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста достигнуто с использованием опытов при организации совместной деятельности воспитателя с детьми. Методы и педагогические приемы формирования умений и навыков элементарного исследования детей рассматривается как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Также она полезна и педагогам дошкольного образования.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года; на научно практической конференции студентов Тувинского государственного университета 16 апреля 2016 года; на семинаре педагогов дошкольных организаций городского округа Ак Довурак.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: МАДОУ детский сад «Сказка» городского округа Ак-Довурак. В педагогическом эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Опыты дают возможность выявить необходимые условия для роста и выявить связь растений с окружающей средой. Опытные исследования комнатных растений формируют любознательность, желание заботиться, ухаживать за растениями и способствуют развитию мыслительной деятельности. Однако, проведение опытов и обобщение вывода может сделать ребенок, который имеет определенные навыки и умения наблюдать, и использовать соответствующие оборудования. Эффективное формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста требует подбор типичных экземпляров комнатных растений, совершенствование разработки содержания и проведения опытов с комнатными растениями.
Обоснованием актуальности исследования является необходимость формирования навыков и умений элементарного исследования у дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и недостаточная изученность темы в условиях местности.
Проблема исследования: использование опытов с комнатными растениями способствуют ли эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить роль опытов с комнатными растениями в формировании умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: элементарное исследование детьми комнатных растений.
Предмет исследования: процесс формирования умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, целенаправленное проведение опытов с комнатными растениями, будет способствовать эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования представлений о комнатных растениях и элементарные умения исследования у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработка и апробация непосредственной образовательной деятельности с использованием опытов с комнатными растениями, направленных на формирование умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
4.Обобщить и проанализировать проведенные исследования и проверить эффективность опытов в формировании умений и навыков элементарного исследования с комнатными растениями.
Теоретическая и практическая значимость работы. В настоящей работе формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста достигнуто с использованием опытов при организации совместной деятельности воспитателя с детьми. Методы и педагогические приемы формирования умений и навыков элементарного исследования детей рассматривается как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Также она полезна и педагогам дошкольного образования.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года; на научно практической конференции студентов Тувинского государственного университета 16 апреля 2016 года; на семинаре педагогов дошкольных организаций городского округа Ак Довурак.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: МАДОУ детский сад «Сказка» городского округа Ак-Довурак. В педагогическом эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Знание благоприятной и неблагоприятной связи комнатных растений с окружающей средой — содержание образовательной программы дошкольного образования. Задача педагогов найти наиболее эффективный метод и успешно реализовать образовательную программу, достичь оптимального уровня формирования умений и навыков элементарного исследования с комнатными растениями.
Комнатные растения как образовательная среда детей, должны иметь благоприятные условия для роста и развития и находиться в хорошем эстетическом состоянии. Удобные условия для комнатных растений должны создавать под руководством педагога сами дети. При этом они должны учиться определить, используя простые опыты, необходимые условия для роста и развития комнатных растений.
Опыты с комнатными растениями, проведенные нами в формирующем эксперименте способствовали у детей старшего дошкольного возраста:
— развитию навыков обращения с лабораторными оборудованиями (лейкой, пульверизатором, кистью, палкой и т. д.);
— эффективному формированию умений и навыков определять существенные признаки комнатных растений, сравнивать и находить сходства и различия их, устанавливать простейшие связи растений с окружающей;
— учили общаться со своими сверстниками и взрослыми, работать в паре /группой и оценивать мнения других.
В ходе эксперимента мы старались учить детей видеть красоту комнатных растений, замечать и устранять недостатки и стремиться к созданию красивого дизайна уголка природы. В процессе проведения опыта у детей совершенствовались разнообразные движения рук.
Умения и навыки элементарного исследования позволили нашим детям почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях.
Общаясь с комнатными растениями, дети начинают различать их отличительные внешние признаки.
Формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями интегрирует все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цели и задачи работы выполнены, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась: целенаправленное проведение опытов с комнатными растениями, будет способствовать эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Комнатные растения как образовательная среда детей, должны иметь благоприятные условия для роста и развития и находиться в хорошем эстетическом состоянии. Удобные условия для комнатных растений должны создавать под руководством педагога сами дети. При этом они должны учиться определить, используя простые опыты, необходимые условия для роста и развития комнатных растений.
Опыты с комнатными растениями, проведенные нами в формирующем эксперименте способствовали у детей старшего дошкольного возраста:
— развитию навыков обращения с лабораторными оборудованиями (лейкой, пульверизатором, кистью, палкой и т. д.);
— эффективному формированию умений и навыков определять существенные признаки комнатных растений, сравнивать и находить сходства и различия их, устанавливать простейшие связи растений с окружающей;
— учили общаться со своими сверстниками и взрослыми, работать в паре /группой и оценивать мнения других.
В ходе эксперимента мы старались учить детей видеть красоту комнатных растений, замечать и устранять недостатки и стремиться к созданию красивого дизайна уголка природы. В процессе проведения опыта у детей совершенствовались разнообразные движения рук.
Умения и навыки элементарного исследования позволили нашим детям почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях.
Общаясь с комнатными растениями, дети начинают различать их отличительные внешние признаки.
Формирование умений и навыков элементарного исследования детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями интегрирует все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цели и задачи работы выполнены, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась: целенаправленное проведение опытов с комнатными растениями, будет способствовать эффективному формированию умений и навыков элементарного исследования у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



