Введение 3
1 Теоретические аспекты налоговой безопасности страны 5
1.1 Сущность налоговой безопасности и ее роль в экономической
безопасности страны 5
1.2 Характеристика налоговой безопасности: цель, задачи, индикаторы.... 11
1.3 Нормативно-правовая основа обеспечения налоговой и экономической
безопасности РФ 16
2 Методические основы анализа налоговой составляющей экономической
безопасности страны 23
2.1 Основные подходы к анализу и оценке налоговой составляющей
экономической безопасности страны 23
2.2 Предложения по оптимизации методов анализа налоговой составляющей
экономической безопасности страны 29
3 Оценка и пути улучшения налоговой составляющей экономической
безопасности РФ 37
3.1 Анализ налоговой составляющей экономической безопасности РФ 37
3.2 Направления укрепления налоговой составляющей экономической
безопасности РФ с учетом мирового опыта 46
Заключение 55
Список использованных источников 58
Налоги являются основным источником наполнения доходной части бюджета государства, средства от которой необходимы для выполнения государством возложенных на него функций - социальные, экономические, оборонительные, правоохранительные. Кроме того, роль налогообложения в современных экономических условиях проявляется в том, чтобы формировать благоприятные финансовые отношения между физическими и юридическими лицами.
В условиях кризисных явлений в экономике, эффективность налогов и налоговой политики в целом способны существенно повлиять на состояние финансовой безопасности государства, которая является одной из важнейшей составляющей экономической безопасности государства, поскольку без финансовых ресурсов ни одну задачу государства нельзя будет решить. Проблема реформирования системы налогообложения сейчас является наиболее актуальной, а для более тщательного понимания какие именно меры следует вводить, необходимо детально рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние налоговой безопасности с финансовой безопасностью.
Цель выпускной квалификационной работы - определить на основе анализа пути улучшения налоговой составляющей экономической безопасности РФ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность налоговой безопасности и ее роль в экономической безопасности страны.
2. Изучить характеристику налоговой безопасности.
3. Исследовать нормативно-правовую основу обеспечения
экономической безопасности РФ.
4. Раскрыть основные подходы к анализу и оценке налоговой составляющей экономической безопасности страны.
Разработать предложения по оптимизации методов анализа
налоговой составляющей экономической безопасности страны.
6. Провести анализ налоговой составляющей экономической безопасности РФ.
7. Определить направления укрепления налоговой составляющей экономической безопасности РФ с учетом мирового опыта.
Объект исследования - налоговая безопасность страны.
Предмет исследования - состояние налоговой составляющей экономической безопасности.
Теоретико-методологической основой написания выпускной
квалификационной работы послужили монографии, учебные издания, научные статьи, практические исследования ученых. В работе применены такие методы научного исследования, как: анализ, синтез, обобщение, методы экономического и статистического анализа, табличного и графического представления данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Основными субъектами экономической безопасности государства собственно является само государство и общество, которое включает в себя соответствующие институты. Объектами защиты выступает экономическая система страны в целом. Экономическая безопасность государства является комплексной, но в это же время и масштабной системой, которая включает в себя ряд составляющих, каждая из которых имеет свои особенности различной чувствительности к негативному воздействию угроз.
Для того чтобы государственная налоговая безопасность была достигнута, все элементы налоговой системы должны отвечать требованиям национальной экономической безопасности. Поэтому можно констатировать четкую зависимость национальной безопасности от степени развитости и эффективности налоговой политики, возможности приспособления к изменениям налоговой системы.
Только благодаря стабильному развитию экономики, общества и рациональному использованию бюджетных средств можно достичь необходимого уровня налоговой безопасности, который удовлетворит интересы всех экономических субъектов. Однако все это возможно только при функционировании эффективной, действенной и рациональной налоговой системы.
Почти у всех рассмотренных в работе показателей, которые предлагают ученые, есть недостатки. Это и сложность практической реализации отдельных разработок, ведь многие методики требуют грандиозных социологических исследований, а иногда и специальных программных продуктов, и недоступность полного объема необходимой информации из-за закрытости или отсутствия определенных налоговых данных. А перечень индикаторов должен обеспечивать проведение максимально достоверного и качественного мониторинга, возможность быстрого получения информации и их расчетов.
Систематизировав имеющиеся и собственные наработки, был предложен комплекс основных индикаторов оценки уровня налоговой безопасности государства. Выбор этих показателей обусловлен тем, что они наиболее полно характеризуют состояние налоговой безопасности. Так, «Уровень добросовестности уплаты налогов» раскрывает не только поступления в бюджет, но и отношение плательщиков к обязанности уплаты налогов, что, в свою очередь, формируется и отношением людей к налоговой службе, и прозрачностью налоговой и разъяснительной работой органов ФНС. Усиливается этот показатель индексом «Уровень налогового долга», освещающий проблемы со своевременной уплатой налогов. Дает возможность оценить результаты деятельности органов фискальной службы индекс «Коэффициент эффективности деятельности фискальных органов». А такие индексы, как «Уровень налоговой нагрузки», «Коэффициент результативности администрирования налоговых поступлений», «Коэффициент эластичности» и «Уровень тенизации экономики» характеризуют основные тенденции в экономике страны, связанные с налоговым влиянием.
Результаты расчетов позволили увидеть, что уровень добросовестности уплаты налогов ниже рекомендуемого значения, что означает существование проблемы, связанной с налоговой культурой в стране, осуществляемым контролем. При этом уровень общей налоговой нагрузки вырос и выше рекомендуемого значения, что может нести значительные риски для развития бизнеса в стране, а значит создает угрозы экономического развития и экономической безопасности.
Уровень налогового долга плательщиков налогов соответствует норме и имеет положительную тенденция, так как в 2016 и 2017 гг. показатель имел негативное значение.
Коэффициент результативности администрирования налоговых поступлений и коэффициент эластичности также находятся в пределах нормы.
Коэффициент эффективности работы фискальных органов является высоким, что связано с эффективностью камеральных проверок ФНС.
Уровень тенизации экономики имеет динамику снижения и в целом не критически высокий.
Таким образом, налоговая безопасность РФ имеет достаточно прочную основу, заключающуюся в эффективной работе ФНС, улучшении законодательства и новых технологиях. Однако, имеются проблемы, связанные с ростом налоговой нагрузки и недостаточным уровнем добросовестности уплаты налогов. В связи с этим необходима разработка мероприятий по снижению налоговой нагрузки субъектов предпринимательства и в тоже время повышении налоговой культуры.
По результатам исследования выделены два направления укрепления налоговой составляющей экономической безопасности и финансовой безопасности РФ:
- снижение налоговой нагрузки;
- повышение налоговой культуры.
Одной из главных проблем остается достаточно низкое мнение населения о необходимости уплаты налогов. Поэтому внимание следует уделить установке эффективной социальной коммуникации и усилению социальной ответственности фискальных органов.
Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 212
3 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»// Российская газета от 15 мая 2017 г.
4 Авдийский, В. И. Налоговые риски в системе экономической безопасности: учебное пособие / В. И. Авдийский, В. В. Земсков, А. И. Соловьев. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 236 с.
5 Авдийский В. И. Национальная и региональная экономическая безопасность России: учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 363 с.
6 Авдийский В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 538 с.
7 Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности: сборник научных трудов. - Москва: Научный консультант. - 2016. - 162 с.
8 Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.К. Сенчагова. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 384 с.
9 Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
10 Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для среднего профессионального образования / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 272 с.
11 Горбань, С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность: монография / С.И. Горбань. — Москва: ЮНИТИ- ДАНА; Закон и право, 2017. — 351 с.
12 Григорьева, Е. А. Институциональное обеспечение модернизации экономики как условие экономической безопасности/ Е. А. Григорьева. - Москва: Инфра-М; Znanium.com, 2015. - 197 с.
13 Карзаева, Н. Н. Основы экономической безопасности: учебник / Н.Н. Карзаева. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 275 с.
14 Королева, Л. А. Взаимодействие векторов развития организационной культуры, повышения экономической безопасности и эффективности предпринимательской деятельности предприятия: монография / Л. А. Королева, Б. М. Жуков. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 179 с.
15 Кучеров, И. И. Институты финансовой безопасности: монография / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян [и др.]; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. — Москва: ИНФРА-М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2020...42