Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТА ВРАТАРЯ НА ПРИМЕРЕ 13-14 лет

Работа №17217

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Физическая подготовка вратарей 7
1.2 Психологическая подготовка вратарей 14
1.3 Техническая подготовка вратаря 16
1.4 Тактическая подготовка вратаря 24
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Цель, задачи и методы исследования 30
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент 37
ВЫВОДЫ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47


Актуальность. Футбол - одна из самых массовых и популярных видов спорта, а также самый распространенный вид спортивных игр. В наши дни футбол пользуется всенародным признанием. [2]
Подготовка футбольных вратарей - ключевая составляющая обороноспособности любой команды. Вратарь играет в самой горячей зоне перед воротами, где борьба нападающих и защитников достигает предела. Все компоненты мастерства футболистов с наибольшей силой проявляются именно при борьбе перед воротами, а это требует от вратаря особых качеств. Вратарь должен быть атлетического телосложения, обладать высоким ростом и прыгучестью, что обеспечивает ему особые преимущества при игре в штрафной площади, быть подвижным, сильным, ловким, как акробат, уметь опередить соперника, остановить и поймать мяч в любом положении или отбить его кулаками. Он должен обладать сильным ударом подъемом и сильным броском, уметь перебросить мяч через перекладину или направить его мимо боковой штанги. Вратарю необходимо уметь выбирать правильную позицию в воротах, уверенно играть на выходах, организовать оборону перед воротами, быстро начать контратаку. Опыт показывает, что хорошие вратари вместе с тем и хорошие полевые игроки. Это помогает им уверенно руководить обороной.[1]
Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.
Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт [ 17]
Класс вратаря наряду с его физическими качествами определяется также и психологическими особенностями. Большая внутренняя сила, стремление и воля к победе определяют готовность вратаря противостоять сопернику в жарких схватках перед воротами. Решительность в действиях вратаря невозможна без быстрого анализа ситуации и намерений соперников. Но важно также, чтобы вратарь не связывал себя каким-либо одним решением, чтобы он мог варьировать свою игру в зависимости от меняющейся обстановки.
Собранность и внимание помогают вратарю мгновенно сориентироваться и выбрать правильную позицию. Вратарь концентрируется на главном, несмотря на обилие событий, под воздействием которых он находится. Вратарь высокого класса вселяет чувство уверенности у всех игроков команды. Он спокоен и выдержан, его игра не должна зависеть от настроения. На него меньше, чем на других, действуют неудачи во время игры и отрицательная реакция зрителей. постоянно готов к борьбе.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных вратарей футболистов ДЮСШ
Предмет исследования - методика обучения техническим приемам в нападении юных вратарей футболистов
Цель работы - обосновать эффективность специальных упражнений в совершенствовании технических приемов у юных вратарей футболистов.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников
2. Определить исходные показатели технических действий юных вратарей футболистов.
3. Разработать комплекс специальных упражнений
4. Выявить эффективность применения комплекса специальных упражнений для подготовки у юных вратарей футболистов.
Методы исследования:
1. изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2. педагогические наблюдения за тренировочным процессом юных вратарей и хронометраж нагрузок;
3. педагогическое тестирование физической подготовленности;
4. тестирование психомоторных и координационных способностей;
5. регистрация показателей соревновательной деятельности;
6. методы математической статистики;
7. организация исследования и педагогический эксперимент.
Гипотеза. Предполагается что применение специальных упражнений подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать систему подготовки юных вратарей футболистов, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала игроков данного амплуа.
Практическая значимость характеризуется возможностью использования предложенной методики на повышение эффективности подготовки юных вратарей футболистов на подготовительном этапе учебно-тренировочного процесса, и будет иметь методическую ценность по проведению уроков физической культуры для учителей общеобразовательных школ, и для тренеров ДЮСШ в тренировочных занятиях.
Теоретическая значимость
Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.
Научная новизна.
Вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлено, что наибольшие резервы роста подготовленности юных футболистов заключаются в возможностях развития силы и скоростно-силовых способностей; разработаны количественные критерии оценки различных сторон физической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.
Структура курсовой работы определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.
Методологической основой работы являются труды Андреева С.Н., Апухтина Б.Т, Голомазова С., Шамардина В.Н., Савина С.А.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Для футбольных вратарей интенсивный прирост двигательных способностей приходится на возрастной период от 14 до 15 лет, т.е. на год позже, чем у полевых игроков.
2. Для вратарей характерны следующие особенности возрастной динамики физических качеств: до 15 лет они по всем показаниям двигательных способностей уступают своим сверстникам, играющим в поле, за исключением становой силы. После 15 лет вратари опережают полевых игроков по показателям взрывной силы (высота выпрыгивания) и не имеют достоверных различий по уровню стартовой скорости.
3. Наименее выраженные изменения уровня физических качеств футбольных вратарей характерны для возрастного периода 15-16 лет, где наблюдается несущественное снижение скоростных качеств по отношению к возрасту 14-15 лет. К 18 годам уровень двигательных способностей вратарей достигает показателей, характерных для высококвалифицированных взрослых спортсменов.
4. В возрастном аспекте наиболее высокими темпами формируются скоростные качества юных футболистов, которые уже к 12 годам составляют 80-85% от показателей мастеров. Наибольшие резервы имеются в развитии скоростно-силовых качеств и силы, которые в 15-16 лет составляют 85- и 68% от уровня взрослых вратарей соответственно.
5. Специализированные нагрузки в системе тренировки вратарей составляют 85-87% всех нагрузок соревновательного периода. Работа скоростно-силового характера занимает не более 10-11%, что не обеспечивает повышения двигательного потенциала вратарей учебно¬тренировочных групп. Объем средств общей физической подготовки вратарей от 12 до 16 лет в соревновательном периоде снижается от 9% (12¬13 лет) до 6% (15-16 лет).
6. К основным принципам стратегии подготовки вратарей следует отнести: использование таких форм и методов построения тренировочных занятий при которых происходит наиболее эффективное развитие всех компонентов силовых способностей; одновременное развитие сократительных и окислительных свойств мышечного аппарата (нагрузки на уровне анаэробного порога - ЧСС до 150-160 уд./мин); параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости, координации и силовых способностей.
7. Объем нагрузок скоростно-силовой и силовой направленности в системе подготовки вратарей должен составлять не менее 25-30%. На этапах соревновательного периода целесообразно планировать переход от силовой работы в первых мезоциклах к развитию взрывной силы и скоростно¬силовой выносливости в заключительных мезоциклах. Объем специализированных упражнений в соревновательном периоде должен составлять 70-75% объема нагрузок. В процессе подготовки упражнения высокой координационной сложности занимают до 30-50% от нагрузок различной координационной сложности.
8. Реализация экспериментальной тренировочной программы сопровождалась достоверным повышением показателей стартовой скорости (4,5%), дистанционной скорости (3%), скоростной выносливости (4%), взрывной силы (5,5%) и становой силы (13%). Наименьшие изменения получены по результатам оценки дистанционной скорости и скоростной выносливости, где объем нагрузок экспериментального этапа мало отличался от общепринятой системы подготовки вратарей ДЮСШ.
9. Повышение уровня физической подготовки вратарей оказывает положительное влияние на показатели психомоторики. В частности, увеличивается частота и стабильность скоростной мануальной координации (теппинг-тест), улучшаются способность к дифференцированию мышечных усилий и результаты тестов на двигательную координацию, что обеспечивает рост надежности технико-тактических показателей соревновательной деятельности.



1. Акимов A.M. Записки вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 208 с.
2. Акимов A.M. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 95с.
3. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3 - с. 43-46.
4. Антонио Мария Урибе Кардосо. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1985.-с. 23.
5. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
6. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.
11. Бакаринов Ю.М. Научно-методическое обоснование
программирования тренировки в легкоатлетических метаниях: Автореф. дис... доктора пед. наук.-М., 1996.-48с.
12. Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии двигательной активности // Проблемы кибернетики / Ред. А.А. Ляпунов, вып. 6. - М.: Наука, 1961.-с. 101-160.
13. Бондаревский Е.Я. и др. Методология построения должных норм физической подготовленности. (Бондаревский Е.Я., Стародубцев М.В., Кочарян Ю.Е.) // Методические рекомендации. - ВНИИФК. - М., 1983. - 34с.
14. Букуев М.О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов в годичном цикле: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1987. - с. 23.
15. Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977 - с. 24-28.
16. Верхошанский Ю.В. Ударный метод в развитии взрывной силы // Теория и практика физической культуры. - М., 1968. - № 8. - с. 13-18.
17. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 215.
18. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 239 с.
19. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочными процессами // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 4. - с. 8-11.
20. Витковский Збигнев. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 2003.-20 с.
21. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 176с.
22. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой // Теория и практика физической культуры. - 1962. - № 2. - с. 32-35.
23. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф дис... конд. пед. наук. Краснодар, 1995. - 22с.
24. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
25. Гейтл Б. Техническая подготовка футболистов // Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 69-93.
26. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
27. Голомазов С.В., Чирова Б.Г. Тренировка вратаря. - М.: РГАФК, 1996. - 203с.
28. Гранаткин В., Фокин Е. Игра вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 115с.
29. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 40 с.
30. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства спортсменов // Проблемы высшего спортивного мастерства. - М., 1969. - с. 1-13.
31. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека. - Л.: Просвещение, 1987. - с. 40.
32. Железняк Ю.Д. Проблемы формирования двигательных навыков и тактических умений при обучении школьников волейболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1962 - 17 с.
33. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-200с.
34. Зеленцов A.M., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 1974-с. 54-58.
35. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоров'я, 1985. - с. 134.
36. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - с. 148.
37. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. дис... док. пед. наук. - Краснодар, 1997. - с. 50.
38. Имандалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования:Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1993. - с. 24.
39. Ковалев В.В. Соотношение тренировочных нагрузок у футболистов 14¬15 лет с различным биологическим возрастом: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1986-26 с.
40. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М. - 1978. - 24 с.
41. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в СДЮШОР по футболу: методические рекомендации. - М., 1990. - 69 с.
42. Лисенчук Т.А. Соревновательные микроциклы в подготовке квалифицированных футболистов. Автореф. дис... канд. пед. наук. - Киев, 1989.-23с.
43. Луис Герардо Мело Бетнокоурт. Использование комплексных средств и методов скоростно-силовой подготовки юных футболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1996. - 24 с.
44. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола // Футбол: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с. 20-24.
45. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
46. Малиновский С.В. Программированное обучение и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 112 с.
47. Молибог А.Г. Программированное обучение. - М.: Высшая школа,1967. - 198с.
48. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - с. 35-39.
49. Мосягин С.И. Эффективность и качество - основа успеха // Ежегодник: Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 28-29.
50. Мрус Мазан Ахмед. Совершенствование скоростной выносливости футболистов 14-15 лет на заключительном этапе подготовительного периода: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Киев, 1991. - 20 с.
51. Мусагалиева Г.М., Кирина Л.Е. Возрастное становление
функциональных показателей детей 12-15 лет, занимающихся футболом, плаванием и гимнастикой // Система многолетней подготовки юных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - с. 38-41.
52. Набатникова М.Я. О критериях оптимальности в подготовке юных спортсменов // Особенности построения тренировки юных спортсменов: Сб. Научных трудов ВНИИФК. - М., 1983. - с. 17-27.
53. Набатникова М.Я. Развитие научных основ юношеского спорта // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 1. - с. 45-47.
54. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 266 с.
55. Набоков Б.П. О тренировке вратаря // Футбол сегодня и завтра. - М., 1963. - с. 160-173.
56. Озеров В.А. Сочетание непрерывного и интервального методов тренировки как фактор управления физической подготовкой футболистов высокой квалификации: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1990. - 24 с.
57. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
58. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Радяньска школа, 1988. - 288 с.
59. Подготовка молодого футболиста / Под ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973.- 148с.
60. Романенко А.Н., Джус О.Н., Дагадин М.Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоров'я, 1988. - 250 с.
61. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 108с.
62. Соломонко О.В. Тренировка вратаря в футболе. - Киев: Здоров'я, 1986. - 128с.
63. Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты подготовки футболистов // Учебное пособие. - Смоленск, 1997. - 116с.
64. Удалов А.А. Методика подготовки вратарей // Юный футболист. - М., 1974.-с. 101-110.
Фокин Е.В. Игра вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 85 с.
65. Футбол: Учебная программа для спортивных школ. - М., 1881. - 118 с.
66. Хачатурян С.Т. Индивидуально-тактическая подготовка вратарей на основе активизации движений футболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.
67. Шамардин А.И. Исследование игровой деятельности вратаря в футболе и экспериментальное обоснование методики подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1979. - 15 с.
68. Шамардин А.И. Содержание технико-тактических действий вратарей в условиях игры и тренировки // Футбол: Ежегодник. - М., 1983. - с 48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ