Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием элементов арт-терапии (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №172161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №56» - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Барнаула (младшая группа).
Выборка: 10 детей в возрасте 4-5 лет, 5 из которых вошли в экспериментальную группу (дети с нарушением слуха), а 5 в контрольную (дети с нормой развития).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 9
1.1 Понятие и особенности произвольности внимания у детей младшего дошкольного возраста в онтогенезе 9
1.2 Специфика развития произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 14
1.3 Роль арт-терапии в развитии произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 20
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством элементов арт-терапии 26
2.1 Диагностика уровня произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 26
2.2 Реализация комплекса коррекционных занятий с элементами арт-терапии для формирования произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 35
2.3 Оценка эффективности программы арт-терапии в развитии произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха 41
Заключение 50
Список источников и литературы 53
Приложение 58

Формирование произвольного внимания составляет одну из ключевых задач в коррекционной педагогике, особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. Проблема развития внимания у данной категории детей представляет собой многогранный процесс, связанный как с особыми потребностями в обучении, так и с их эмоциональным и социальным развитием. В условиях современного образовательного пространства наблюдается увеличение числа детей с различными нарушениями слуха, что ставит перед педагогическими и психологическими службами систему задач, направленных на их полноценную социальную интеграцию.
Одной из важных составляющих успешного коррекционного воздействия является использование эффективных методик, способствующих развитию произвольного внимания. В последние годы арт-терапия, как особый подход к психокоррекции, получает все большее признание как в научных исследованиях, так и на практике. Арт-терапия представляет собой совершенно уникальное направление, основанное на использовании различных художественных средств: рисование, музыка, театр, танец. Эти методы помогают детям не только в выражении своих эмоций и чувств, но и в преодолении определенных трудностей в коммуникации и восприятии окружающего мира.
Интеграция элементов арт-терапии в процесс формирования произвольного внимания может стать важным шагом к созданию более благоприятной образовательной среды для детей с нарушением слуха. Это направление находит свое обоснование не только в потребностях самих детей, но и в требованиях современного образовательного процесса, который стремится к индивидуализации и гуманизации обучения. Эмоциональная и творческая составляющие арт-терапии могут быть использованы для создания мотивации к обучению, что, в свою очередь, положительно скажется на уровне развития произвольного внимания.
Кроме того, необходимость исследования актуальности данного вопроса определяется и на уровне государственной образовательной политики. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья [26] принятие во внимание индивидуальных особенностей детей, применение инновационных подходов и методов становится императивом для образовательных организаций.
Таким образом, исследование формирования произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием элементов арт-терапии становится не только научной необходимостью, но и практической востребованностью. Данное направление открывает новые горизонты для улучшения качества жизни детей с особыми образовательными потребностями и способствует их успешной социализации в обществе.
Научное сообщество давно обращает внимание на особенности развития внимания в дошкольном возрасте. Значительный вклад в теоретическое обоснование проблемы внесли: Р.М. Боскис, которая в своих работах «Глухие и слабослышащие дети» и «Учителю о детях с нарушениями слуха» детально рассматривает вопросы коррекции слуховых нарушений. Л. Венгер, В. Мухина, Л.С. Выготский, Л.А. Головчиц, Н.Н. Поддъяков, А.А. Люблинская, Э.И. Леонгард и А.Н. Леонтьев в своих исследованиях и публикациях уделяют внимание психолого-педагогическим аспектам формирования внимания и когнитивного развития детей, что свидетельствует о высокой степени изученности проблемы. Тем не менее, интеграция арт-терапевтического подхода в коррекционно-педагогическую практику остаётся недостаточно проработанной, что определяет новизну представляемого исследования.
Объект исследования – произвольное внимание.
Предмет исследования – система работы по формированию произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием элементов арт-терапии .
Цель работы заключается в разработке и апробации комплекса занятий, направленного на развитие произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием элементов арт-терапии.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования сформулированы следующие задачи.
1. Провести системный анализ теоретических представлений о понятии и особенностях формирования произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста в контексте онтогенеза.
2. Исследовать специфические особенности развития произвольного внимания у детей с нарушением слуха.
3. Выяснить роль арт-терапии в развитии произвольного внимания у дошкольников с нарушением слуха.
4. Провести эмпирическую диагностику уровня произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
5. Разработать и внедрить комплекс занятий с элементами арт-терапии направленный на формирование произвольного внимания у детей с нарушением слуха, с учетом специфики их когнитивного и психологического развития.
6. Оценить эффективность реализованного комплекса занятий.
В качестве гипотезы предполагается, что:
1. У детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут быть выделены специфические особенности произвольного внимания, такие как трудности в переключении и удержании внимания, высокие уровни дистракции в условиях слуховых перегрузок. Эти особенности потенциально мешают полноценной социализации и успешному обучению.
2. Применение арт-терапевтических методов в специально организованных условиях, таких как тихая и комфортная обстановка, использование разнообразных художественных материалов и активная вовлеченность в процесс творчества, будут содействовать улучшению уровня произвольного внимания.
Методологическая основа исследования:
– Теории психолого-педагогического развития: Значительный вклад в теоретическое обоснование проблемы внесли А.Д. Батурина, которая в своих исследованиях формирует представления о развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста, и Л.С. Выготский, акцентирующий внимание на социальных условиях и взаимодействии, необходимых для формирования когнитивных процессов у детей с нарушениями слуха.
– Публикации о коррекционно-педагогической помощи: Работы Р.М. Боскиса, в частности «Глухие и слабослышащие дети», а также «Учителю о детях с нарушениями слуха», охватывают вопросы коррекции слуховых нарушений и акцентируют значимость индивидуализированных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
– Арт-терапия и её применение: Э. Крамер и П.А. Непомнящих в своих исследованиях подчеркивают эффективность арт-терапевтических методов для работы с детьми, что создает теоретическую базу для использования творческих методик в коррекции произвольного внимания.
– Специфика развития произвольного внимания у детей с нарушениями слуха: Исследования Е.Н. Иванниковой и Н.Н. Поддъякова дают возможность выявить особенности формирования произвольного внимания у данной категории детей и установления индивидуально адаптированных методов коррекции.
Методы исследования:
1) Теоретические методы (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, классификация и систематизация научных взглядов).
2) Эмпирические методы (педагогическое наблюдение за деятельностью детей; анкетирование и интервьюирование родителей, воспитателей; проективные методы для диагностики развития произвольного внимания; тесты, направленные на выявление уровня развития произвольного внимания).
3) Экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента с использованием разработанного комплекса занятий с элементами арт-терапии).
4) Методы математической статистики (количественный и качественный анализ результатов, оценка достоверности различий).
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов для улучшения эффективности работы специалистов в области дошкольного образования, повышения качества коррекционной помощи и создания оптимальных условий для развития детей с особыми потребностями.
Этапы написания работы:
Первый этап – теоретико-аналитический – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента; СРОКИ;
Второй этап – опытно-экспериментальный – проведение и анализ констатирующего эксперимента, разработка и уточнение, и реализация программы формирующего эксперимента СРОКИ;
Третий этап – итогово-описательный – осуществлялся анализ эффективности коррекционно-развивающей работы, подводились итоги исследования. СРОКИ;
База исследования: МБДОУ «Детский сад №56» - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Барнаула, Алтайского края, младшая группа. В экспериментальной работе приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет, 5 из которых вошли в экспериментальную группу (дети с нарушением слуха), а 5 в контрольную (дети с нормой развития).
Структура работы включает две главы, введение, заключение, список источников и приложения. Первая глава теоретически обосновывает понятие произвольного внимания, особенности его развития у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха и роль арт-терапии в коррекции данной психической функции. Вторая глава посвящена экспериментальной части, в которой представлена диагностика уровня внимания, реализация комплекса занятий с элементами арт-терапии, а также оценка его эффективности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были успешно решены поставленные задачи, что позволило глубже изучить механизмы формирования произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, и определить роль арт-терапии в коррекционно-развивающем процессе.
Проведён комплексный анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей, что позволило выявить основные аспекты формирования произвольного внимания в онтогенезе детей. Выяснено, что переход от непроизвольного состояния контроля внимания к более сознательному управлению обусловлен взаимодействием когнитивных процессов, социальными влияниями и эмоциональными стимулами. Данный вывод подчёркивает значимость интеграции знаний из области психологии, педагогики и неврологии при формировании эффективных стратегий коррекции.
Анализ особенностей восприятия и управления вниманием у детей с нарушением слуха показал наличие сложностей, связанных с ограниченной возможностью вербальной коммуникации. Исследование выявило, что низкий уровень сформированности внимания у детей с нарушением слуха требует специализированных корректирующих вмешательств, направленных на компенсаторное использование визуальных, тактильных и эмоционально насыщенных стимулов.
Внедрение методов арт-терапии в коррекционную практику позволило объединить когнитивные и эмоциональные компоненты развития. Результаты свидетельствуют о том, что арт-терапия способствует не только улучшению концентрации, но и развитию навыков самоконтроля, что в целом положительно влияет на формирование произвольного внимания у дошкольников с нарушением слуха.
На констатирующем этапе эксперимента диагностика показала, что уровень сформированности произвольного внимания у детей с нарушением слуха и их сверстников с нормой развития находится на аналогично низком уровне. Это позволило своевременно выявить необходимость в разработке специализированного коррекционного комплекса, адаптированного к особенностям данной группы.
Сформированный комплекс коррекционных занятий учитывал возрастные и психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха. Программа, рассчитанная на 24 групповых занятия, включала подготовительный, коррекционный и итоговый этапы, способствующие последовательному и комплексному развитию произвольного внимания. Использование арт-терапевтических методик обеспечило поддержку эмоциональной сферы и стимулировало развитие творческих способностей, что является важным условием для дальнейшей социализации детей в образовательном пространстве.
Итоговый сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп продемонстрировал, что в экспериментальной группе наблюдался выраженный позитивный сдвиг: доля детей с низким уровнем внимания снизилась, а число детей со средним (и потенциально высоким) уровнем сформированности внимания возросло. В контрольной группе изменения носили менее выраженный характер. Таким образом, проведённая экспертиза подтвердили гипотезу о том, что применение методов арт-терапии в коррекционной работе является эффективным инструментом для развития произвольного внимания у детей с нарушением слуха.
В результате исследования подтверждена необходимость использования специальных педагогических стратегий, адаптированных к особенностям когнитивного и эмоционального развития детей с нарушением слуха. Реализация разработанного комплекса занятий с элементами арт-терапии способствовала не только активации и развитию произвольного внимания, но и расширила общекогнитивные возможности детей, что является основой для их успешной интеграции в образовательное пространство. Полученные результаты имеют практическое значение для формирования новых подходов в коррекционно-развивающей работе дошкольного учреждения, способствуя преодолению возрастных и индивидуальных ограничений и закладывая фундамент для дальнейшей гармоничной социализации детей.



1. Анисимова, К.С. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ / К. С. Анисимова, В.В. Михайлова // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2020. – № 3. – С. 46-48.
2. Батурина, А.Д. Развитие произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста / А. Д. Батурина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч., Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 15-16.
3. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети. / Р.М. боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с:
4. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. – 2-е изд.,-испри доп. / Р.М. Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
5. Венгер, Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Л. Венгер, В. Мухина //Дошкольное воспитание. – 1974. – №12. – С. 24-30.
6. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 281 с.
7. Головчиц, Л.А.Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. / Л.А. Головчиц //Дефектология. – № 6. – 2006. – С.42-48.
8. Долгих, Е. Г. Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ / Е. Г. Долгих, Н. С. Кириченко // Особые дети - особая педагогика: Проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 17 апреля 2019 года / Под редакцией В.А. Пегова, А.В. Матвеевой, Г.А. Репиной. – Смоленск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2019. – С. 49-53.
9. Иванникова, Е.Н. Особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Е.Н. Иванникова // Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. – 166с.
10. Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен : монография / О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин, Л. В. Кораблева [и др.]. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 407 с.
11. Козырева, А.А. Использование арт-терапии в работе с детьми / А. А. Козырева, Е. Е. Копченова // Студенческая наука Подмосковью : Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых, проводимой в рамках Года педагога и наставника в России, Орехово-Зуево, 10–29 апреля 2023 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023. – С. 240-243.
12. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми / Эдит Крамер ; [пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой]. – Москва : Генезис, 2013. – 319 с.
13. Леонгард, Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих / Э. Леонгард // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1998. – Вып. 1. – С. 104-10.
14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2009. – 422 с.
15. Лефтер, А.Б. Специфика произвольного внимания у слабослыщащих учащихся начальных классов / А. Б. Лефтер // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 15 декабря 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 118-120.
16. Люблинская, А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / А.А. Люблинская – Москва : Просвещение, 1971. – 415 с.
17. Мухина, В.С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. – 2. изд. – Москва : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
18. Мухина, В. Дошкольный возраст - развитие детской личности / В. Мухина // Развитие личности. – 2020. – № 2. – С. 99-157.
19. Мясникова, М. А. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / М. А. Мясникова, Т. В. Шамовская // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания : сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием, Кемерово, 21 мая 2021 года. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 37-40.
20. Неманихина, О.В. Арт-терапия в помощь слабослышащим детям [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/14/art-terapiya-v-pomoshch-slaboslyshashchim-detyam (дата обращения: 16.04.2025).
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси¬хологическое исследование с элементами математической ста¬тистики. – 640 с.
22. Непомнящих, П. А. Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ / П. А. Непомнящих, О. Е. Клименко // Вестник науки. – 2024. – Т. 1, № 6(75). – С. 957-962.
23. Образцова, Е. Н. Методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности / Е. Н. Образцова. – Симферополь : ООО «Издательство Типография «Ариал», 2024. – 138 с.
24. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – Москва : Сфера, 2001. – 102 с.
25. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 490 с.
26. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]//Официальный интернет–портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:15.04.2025).
27. Развитие когнитивных процессов у слабослышащих детей / А. В. Тюрина, Д. В. Иванов, // Бюллетень науки и практики. – 2024. – № 12. – С. 529-534.
28. Рау, М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР: методическое пособие / М. Ю. Рау. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 142 с.
29. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей: (Младший школьный возраст). – Москва : Педагогика, 1978. – 96 с.,
30. Шуковилова, М. А. Произвольное внимание как фактор готовности к школе / М. А. Шуковилова // Актуальные проблемы дошкольного образования : Сборник статьей XVIII Международной научно-практической конференции. – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. – С. 444-447.
31. Шоттенлоэр, Г.Рисунок и образ в гештальттерапии : [Пер. с нем.] / Гертруда Шоттенлоэр. – СПб. : Пирожков ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 251 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ