Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детскимцеребральным параличом посредством комплекса психогимнастических упражнений

Работа №172155

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МДОУ «Детский сад №107» г. Барнаул.
Выборка: 10 детей в возрасте от пяти до семи лет, страдающих различными формами церебрального паралича и 10 нормотипичных детей.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Проблемы преодоления страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 8
1.1 Понятие «страх», «агрессия», их характеристика и особенности 8
1.2 Особенности проявления страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и детским церебральным параличом 13
1.3 Использование комплекса психогимнастических упражнений в преодолении страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 18
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению страхов и агрессивного поведения у детей с детским церебральным параличем в старшем дошкольном возрасте 25
2.1 Организация, содержание и методическое обеспечение исследования 25
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий по преодолению страхов и агрессивного поведения детей с детским церебральным параличом в старшем дошкольном возрасте посредством использования психогимнастических упражнений 30
2.3 Анализ эффективности работы по преодолению страхов и агрессивного поведения детей с детским церебральным параличом в старшем дошкольном возрасте 34
Заключение 47
Список используемых источников и литературы 49
Приложения 53

Актуальность исследования. В современных условиях развития систем дошкольного образования остро встает вопрос полноценной социализации и психического благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП). У старших дошкольников данной категории зачастую отмечаются повышенная тревожность и агрессивные проявления, что усугубляет процесс адаптации в коллективе сверстников и усложняет их дальнейшее обучение. Эмоционально-личностные нарушения у детей с ДЦП обусловлены не только физиологическими ограничениями, но и сложностями социальной интеграции, недостаточным опытом позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому поиск эффективных методов и средств, способствующих преодолению страхов и агрессивного поведения, представляет собой важную научно-практическую задачу в области специальной педагогики и психологии.
В качестве одного из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с данной группой детей все чаще рассматривается использование комплексов психогимнастических упражнений, направленных на развитие саморегуляции, снятие мышечной и эмоциональной напряженности, формирование навыков конструктивного общения. Психогимнастика позволяет задействовать двигательную, эмоциональную и социально-коммуникативную сферы ребенка, обеспечивая целостное воздействие на формирование позитивной самооценки, снижение уровня тревожности и агрессии у детей с ДЦП. Таким образом, преодоление страхов и агрессивного поведения посредством психогимнастических упражнений является актуальной проблемой, решение которой призвано повысить качество коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовании и обеспечить более успешную социализацию детей.
Степень изученности темы. Научная литература демонстрирует, что исследование вопросов преодоления страхов и агрессивного поведения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, с детским церебральным параличом, востребовано и получило определённое отражение как в отечественных, так и в зарубежных работах. Р. А. Аккалиев, К.К. Куламбаева и соавторы в монографическом обзоре вопроса агрессии выделяют многогранность этого феномена, что подтверждается и исследованиями Р.В. Бисалиева с коллегами, указывающими на современную актуальность проблемы агрессивного поведения. Психологические аспекты страха, как размышляет Е.П. Ильин, являются неотъемлемой составляющей изучения эмоциональной сферы старших дошкольников, что нашло своё отражение и в исследовании И. В. Гусевой.
Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных состояний посредством психогимнастических упражнений, применяемых в условиях коррекционно-развивающих программ для детей с детским церебральным параличом (Л.В. Мамедова и соавт.,; М.И. Чистякова и соавт.). Недостаток систематизированных эмпирических данных и сравнительных анализов эффективности таких программ указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении. В то же время работы Ю. Ю. Ковтуна и А. В. Локтевой свидетельствуют о потенциале психокоррекционных методик в формировании эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями, подчёркивая важность междисциплинарного подхода.
Таким образом, несмотря на наличие теоретических основ и практических экспериментов, интеграция психогимнастических комплексов в коррекционно-развивающую практику остаётся недостаточно изученной областью, требующей дальнейшего развития и эмпирической верификации.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса психогимнастических упражнений, способствующего преодолению страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – процесс коррекционно-развивающей деятельности, нацеленной на формирование эмоционально-безопасной среды и снижение деструктивных проявлений (страха и агрессии) у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – содержание, условия и методическое обеспечение применения психогимнастики для преодоления страхов и агрессивного поведения у старших дошкольников с детским церебральным параличом.
Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели и сформулированной гипотезы:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и с детским церебральным параличом.
2) Выявить специфику проявления страхов и агрессивной направленности у дошкольников с детским церебральным параличом по сравнению со сверстниками с нормой развития.
3) Обосновать теоретические предпосылки разработки комплекса психогимнастических упражнений, направленного на коррекцию страхов и агрессии у данной категории детей.
4) Создать и апробировать экспериментальную программу психогимнастических занятий, адаптированных к особенностям детей с детским церебральным параличом.
5) Оценить эффективность разработанного комплекса по критериям снижения уровня страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое использование комплекса психогимнастических упражнений, адаптированного к психофизическим особенностям детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, позволит снизить уровень страхов и агрессивного поведения за счет развития у детей навыков эмоциональной регуляции, осознанного контроля моторных и мимических проявлений, а также позитивной самооценки.
Практическая значимость темы исследования определяется необходимостью разработки и внедрения в педагогическую практику доступных, доказательно эффективных методик снижения страхов и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с детским церебральным параличом. Результаты настоящей работы могут быть использованы в образовательных организациях компенсирующего и комбинированного вида, специалистами по реабилитации, а также родителями, непосредственно вовлеченными в процесс воспитания и обучения детей с особенностями развития.
Методологическую основу исследования составили:
– психологические теории развития личности ребенка и формирования его эмоционально-волевой сферы (А. Бандура, Дж. Боулби, З. Фрейд),
– концепции коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (Т.П. Бегидова, Н.Е. Шафажинская,),
– положения о значимости комплексных телесно-ориентированных и психологических методик в работе со страхами и агрессией (Л.В. Мамедова, М.И. Чистякова).
Методы исследования, используемые для решения поставленных задач, включают:
1) Теоретические методы (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, классификация и систематизация научных взглядов).
2) Эмпирические методы (педагогическое наблюдение за деятельностью детей; анкетирование и интервьюирование родителей, воспитателей; проективные методы для диагностики страхов; тесты, направленные на выявление уровня агрессивности).
3) Экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента с использованием разработанного комплекса психогимнастических упражнений).
4) Методы математической статистики (количественный и качественный анализ результатов, оценка достоверности различий).
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку методик коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в силу детского церебрального паралича. Полученные результаты уточняют механизмы формирования страхов и агрессивных реакций в контексте психофизических ограничений и расширяют представления о возможностях психогимнастического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу дошкольников.
Практическая значимость исследования, помимо разработки и апробации психогимнастического комплекса, определяется возможностью широкого применения результатов работы в коррекционно-развивающих группах дошкольных образовательных учреждений и реабилитационных центрах, специализирующихся на помощи детям с ДЦП. Методические рекомендации и упражнения могут быть интегрированы в образовательный и воспитательный процесс, а также использоваться специалистами-психологами и родителями при работе с детьми дома.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе дан анализ вопроса и современного состояния проблемы: рассмотрены особенности страхов и агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и с ДЦП, а также представлен обзор методик, направленных на коррекцию деструктивных эмоционально-поведенческих реакций. Во второй главе приводится описание организации и проведения экспериментальной части работы, методическое обоснование, ход и результаты внедрения комплекса психогимнастических упражнений, а также сформулированы выводы и даны рекомендации педагогам и родителям


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, касающиеся преодоления страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством комплекса психогимнастических упражнений.
1. Анализ научно-методической литературы подтвердил, что страх и агрессия у детей старшего дошкольного возраста являются многогранными феноменами, которые требуют глубокого понимания как с психологической, так и с социокультурной точки зрения. В оригинальных проявлениях страхов и агрессии у детей с детским церебральным параличом наблюдается их устойчивость и напряженность, обусловленные как органическими характеристиками, так и ограниченными возможностями саморегуляции.
2. Специфика проявлений страхов и агрессии у детей с указанной патологией была выявлена путем сравнительного анализа с нормативной группой. Это позволило определить значимость комплексного подхода в коррекции данных проявлений, подчеркивающего необходимость участия различных специалистов.
3. Обоснование теоретических предпосылок разработки комплекса психогимнастических упражнений показало, что такие методы, адаптированные к особенностям детского церебрального паралича, могут эффективно поддерживать эмоциональное развитие, помогая в формировании здоровых механизмов саморегуляции и эмоционального интеллекта.
4. Создание и апробация экспериментальной программы психогимнастических занятий продемонстрировала конкретные результаты. Проведенные упражнения оказались действенными в снижении тревожности и агрессивного поведения, что было зафиксировано в количественных изменениях на контрольном этапе.
5. Оценка эффективности разработанного комплекса подтвердила его влияние на снижение уровня страхов (с 50% до 30% у детей с высоким уровнем тревожности) и агрессии (уменьшение процента детей на III уровне агрессивности с 40% до 20%), что свидетельствует о значительном прогрессе в эмоциональном состоянии и поведении детей.
Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что систематическое использование психогимнастических упражнений, адаптированных к детскому церебральному параличу, позволяет эффективно снижать уровень страхов и агрессивного поведения. Эти выводы открывают новые горизонты для дальнейших исследований и создания более специализированных программ для детей с аналогичными проблемами, способствуя их социальной адаптации и эмоциональному благополучию.
Задачи выполнены. Гипотеза доказана.



1. Агрессия: история вопроса / Р. А. Аккалиев, К. К. Куламбаева, А. К. Садыкова, Ю. Ю. Суровицкая // Актуальные вопросы современной науки и образования : монография. – Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 86-95.
2. Астахова И. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности / И. Астахова // Мир (модернизация.Инновации. Развитие). 2012. – 3(1(9)) – С.115-117.
3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / А. Бандура. – М.: Апрель, Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000 – 508 с.
4. Бегидова, Т. П. Социально-психологическая реабилитация младших школьников с детским церебральным параличом / Т. П. Бегидова, Г. И. Сируц // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 07–08 октября 2021 года / Воронежский государственный институт физической культуры. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. – С. 558-566.
5. Бисалиев, Р. В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р. В. Бисалиев, А. С. Кубекова, Т. Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 591.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби // Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с.
7. Бубнова, Э. Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада : автореф. дис … канд. психол. наук. / Э.Ш. Бубнова. – М., 1998. – 18 с.
8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского - Сочинения: В 2 т. - Т. 2. / Т. Гобс. - М.: Мысль, 1991. – 731 с.
9. Гусева, И.В. Особенности проявления страхов у старших дошкольников с детским церебральным параличом / И. В. Гусева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 2(7). – С. 43-46.
10. Дубицкая, О. Б. Агрессия как социально-психологический феномен / О.Б. Дубицкая // Вестник Инновационного Евразийского университета : [электрон. науч. журн.]. – 2011. – № 01 – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://articlekz.com/article/13651 (дата обращения: 26.03.2025)
11. Жданова, Н.А. Современные коррекционно-развивающие технологии при развитии и обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Н. А. Жданова // Личность и образование в зеркале гуманитарных исследований и цифровой трансформации общества : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Елец, 27 октября 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – С. 124-130.
12. Ильин Е.П. Психология страха: учебно-методическое пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 352с.
13. Ильин, Е. П. Возрастно-половая динамика базовых эмоций / Е. П. Ильин, М. С Пономарева // Ананьевские чтения : тезисы научнопрактической конференции. – СПб., 2001. – С. 98-111.
14. Кияшко, Д. Ю. Особенности проявления тревожности и страхов у современных дошкольников / Д. Ю. Кияшко, Е. Г. Воробьева // Современное образование Витебщины. – 2020. – № 3(29). – С. 36-38.
15. Ковтун, Ю. Ю. Особенности психокоррекции эмоционального состояния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Ю. Ю. Ковтун, А. В. Локтева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 322-325.
16. Кузнецова, К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта : дис. … на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / К. С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 207 с.
17. Кудрякова, П. В. Сравнение проявлений агрессивного поведения младших школьников с детским церебральным параличом и с нормальным развитием / П. В. Кудрякова // Специальное образование XXI века : Материалы международного научно-образовательного форума, Санкт-Петербург, 03–04 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2024. – С. 48-57.
18. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997 – 688 с.
19. Мамедова, Л. В. Применение психорегулирующих упражнений на занятиях лечебной физической культуры у детей с ДЦП / Л. В. Мамедова, Д. А. Кабардаева, А. В. Панченко // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2020. – № 6. – С. 71-73.
20. Науменко, М.В. Особенности проявления агрессии старшими дошкольниками, получающими дополнительное образование / М. В. Науменко, С. В. Жолудева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 3. –С.1-9.
21. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. – М.: Вече, АСТ, 2002. – 591 с.
22. Петросьян, С. Н. Диспозиция «Базовая агрессия – Базовый страх» в структуре субъектной активности личности / С. Н. Петросьян, З. И. Рябикина // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 5. – С. 4-14.
23. Подвижные игры как средство коррекции агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Н. Язлюк, А. П. Вонаршенко, К. И. Засядько, А. Р. Фленова // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, спортивной тренировки, рекреации и фитнеса, адаптивной и оздоровительно-восстановительной физической культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 18–19 апреля 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 265-269.
24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
25. Проблема страха как психологического явления / Т. А. Бондаренко, Ю. Н. Фархутдинова, // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2021. – № 13-2. – С. 33-36.
26. Риман Ф. Основные формы страха/ Ф.Риман // Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. – М.: Алетейа, 1999. – 336 с
27. Сальникова, Ю.В. Агрессия у старших дошкольников. Исследование психологических особенностей / Ю.В. Сальникова // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей XXXVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 301-304.
28. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд ; переводчик О. Л. Медем. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 144 с.
29. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Буянов, М. И. Чистякова; под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1995. – 160 с
30. Шафажинская, Н.Е. Дефектология / Н. Е. Шафажинская, И. В. Положенцева, Г. Н. Юлина. – Москва : ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2023. – 180 с.
31. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии – Минск.: Современное слово., 1998. – 768 с.
32. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П. М. Якобсон. – М., 1966. – 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ