Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Работа №17215

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы75
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
909
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе.
1.2. Этиология и симптоматика при дислалии у старших дошкольников.
Глава 2. Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.1 Организация исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.2. Описание методик исследования фонематического восприятия
у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.3. Анализ результатов обследования фонематического
восприятия у дошкольников с дислалией
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ.
3.1 Содержание и методика формирующего эксперимента по
развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией.
3.2. Результаты формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Развитие фонематического восприятия занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, а значит, проблема остаётся злободневной.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия, с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования).
На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
В написании данной работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Гвоздев А.Н., Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., и др.
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с дислалией является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с дислалией и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с дислалией испытывают значительные трудности в подборе и правильном употреблении слов из-за неверного или недостаточного понимания речи, своевременная диагностика уровня развития фонематического восприятия и логопедическая коррекция может привести к устранению собственно речевых недостатков.
Цель: выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. анализ научной психолого-педагогической литературы для
определения понятий фонематического восприятия
2. выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у детей с дислалией
3. Провести анализ теоретического и практического материала.
Теоретической основой исследования явились работы: Л.С Выготского,А.Р. Лурия о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей; Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского о системном подходе к анализу речевых нарушений; С.В. Мироновой, Т.Б. Филичевой,Г.В.Чиркиной, Л.С. Волковой, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева о характере нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методах их устранения.
Основные методы исследования:
1. теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: эксперимент, основанный на методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Ф.Фомичевой
3. количественная и качественная обработка данных.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что в нем систематизирован материал по проблеме формирования звуковой стороны речи в онтогенезе; изучены особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией; рассмотрены основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучено состояние звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией; разработан комплекс упражнений, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ д/с «Аяс», Барун- Хемчикского района с. Кызыл-Мажалык. В эксперименте принимали участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из которых 9 мальчиков и 5 девочек с дислалией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Недостаточное понимание речи негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Ограниченность сроков пребывания в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с дислалией к обучению (вследствие особенностей фонематического развития дети недостаточно осознают свои речевые ошибки и необходимость их преодоления) отрицательно влияют на результаты процесса обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы. В настоящее время нам представляется особенно важным создание системы игровых приемов работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией, учитывающую онтогенез развития фонематических процессов и отвечающую особенностям развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией. А также определение возможных путей использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий, в том числе и тех, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов.
При построении методики исследования особенностей фонематического восприятия у детей 5-6 лет использовали методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н.И., Волкова Г.Л. и др.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема развития фонематического восприятия успешно решается при условии совместной реализации коррекционных и общевоспитательных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей. Внимание логопеда должно быть направленно на преодолении фонематического недоразвития, как в устной речи, так и в письменной, что обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждение возникновения нарушений письменной речи.
Представленные теоретические данные об истории изучения проблемы развития фонематического восприятия, данные о развитии фонематического восприятия в онтогенезе, о современных методиках развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста помогут специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с ОНР 3 уровня и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.
Представленная система игровых заданий и разработанные методические рекомендации по развитию понимания речи у детей с ОНР 3 уровня может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.


1. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития у дошкольников В.М. Акименко Ж «Логопед».- 2005. - № 1. - С. 4 - 13.
2. Алексеева, М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений.- М.: Академия, 1997. - 400 с.
3. Бубнова, А.Х. Развитие речи. - М.: Мой мир, 2006. - 153 с.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: - Просвещение, 1989. - 528 с.
5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: - Издательский центр «АРКТИ», 2002. - 167 с.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М.: Секачев, В.Ю., 2002. - 160 с.
7. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
8. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.:
Эксмо, 2007. - 120 с.
9. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 507 с.
10. Кольцова, М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игровой тренинг. - Екатеринбург: Фактория, 2004. - 196 с.
11. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1995. - 197 с.
12. Краузе, Е. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, 2001. - 143 с.
13. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2001. - 304 с.
14. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 234 с.
15. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 64 с.
16. Носенко, Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 60 с.
17. Носиков, С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребен¬ком. - М.: Изд. Московского университета, 1985. - 160 с.
18. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
19. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л].- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 157 с.
20. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-Пресс, 2007. - 208 с.
21. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
22. Руденко, В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 206 с.
23. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 157 с.
24. Смирнова , Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 56 с.
25. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.- М.: - ТЦ Сфера, 2004. - 85 с.
26. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 112 с.
27. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном - Пресс, 2003. - 53 с.
28. Филичева, Т.Б. Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1989. -223 с.
29. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - Воронеж, Новая школа, 2001. - 276 с.
30. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 353 с.
31. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.68-76
32. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ВЛАДОС, 1993. - 86 с.
33. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
34. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2013. - 32 с.
35. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. - М.: Гриф МО РФ, 2009. - 703 с.
36. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. -- М.: Владос, 2009. - 703 с.
37. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова - М.: Сфера, 2010 - 57 с.
38. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов / А.М. Горчакова // Логопедия. - 2003. - № 1-2. - С. 28-30.
39. Ковригина, Л.В. Логопедия Фонематическое восприятие: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 177 с.
40. Митрофанов, К.Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я. Митрофанов, С.В. Чебарыкова, А.А. Будницкий, Е.А. Левкова // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 14, № 3. - С. 94-97.
41. Лезина, Е.А. Работа воспитателя по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Лезина // Логолед. - 2010. - № 8 (48). - С. 71-75.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ