ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе.
1.2. Этиология и симптоматика при дислалии у старших дошкольников.
Глава 2. Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.1 Организация исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.2. Описание методик исследования фонематического восприятия
у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
2.3. Анализ результатов обследования фонематического
восприятия у дошкольников с дислалией
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ.
3.1 Содержание и методика формирующего эксперимента по
развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией.
3.2. Результаты формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Развитие фонематического восприятия занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, а значит, проблема остаётся злободневной.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия, с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования).
На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
В написании данной работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Гвоздев А.Н., Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., и др.
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с дислалией является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с дислалией и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста с дислалией испытывают значительные трудности в подборе и правильном употреблении слов из-за неверного или недостаточного понимания речи, своевременная диагностика уровня развития фонематического восприятия и логопедическая коррекция может привести к устранению собственно речевых недостатков.
Цель: выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. анализ научной психолого-педагогической литературы для
определения понятий фонематического восприятия
2. выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у детей с дислалией
3. Провести анализ теоретического и практического материала.
Теоретической основой исследования явились работы: Л.С Выготского,А.Р. Лурия о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей; Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского о системном подходе к анализу речевых нарушений; С.В. Мироновой, Т.Б. Филичевой,Г.В.Чиркиной, Л.С. Волковой, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева о характере нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методах их устранения.
Основные методы исследования:
1. теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: эксперимент, основанный на методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Ф.Фомичевой
3. количественная и качественная обработка данных.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что в нем систематизирован материал по проблеме формирования звуковой стороны речи в онтогенезе; изучены особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией; рассмотрены основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем изучено состояние звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией; разработан комплекс упражнений, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ д/с «Аяс», Барун- Хемчикского района с. Кызыл-Мажалык. В эксперименте принимали участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из которых 9 мальчиков и 5 девочек с дислалией.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Недостаточное понимание речи негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Ограниченность сроков пребывания в логопедической группе, отсутствие или недостаточность мотивации у детей с дислалией к обучению (вследствие особенностей фонематического развития дети недостаточно осознают свои речевые ошибки и необходимость их преодоления) отрицательно влияют на результаты процесса обучения данной категории детей и требуют поиска новых путей повышения эффективности коррекционно-логопедической работы. В настоящее время нам представляется особенно важным создание системы игровых приемов работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией, учитывающую онтогенез развития фонематических процессов и отвечающую особенностям развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дислалией. А также определение возможных путей использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий, в том числе и тех, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов.
При построении методики исследования особенностей фонематического восприятия у детей 5-6 лет использовали методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н.И., Волкова Г.Л. и др.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема развития фонематического восприятия успешно решается при условии совместной реализации коррекционных и общевоспитательных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей. Внимание логопеда должно быть направленно на преодолении фонематического недоразвития, как в устной речи, так и в письменной, что обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждение возникновения нарушений письменной речи.
Представленные теоретические данные об истории изучения проблемы развития фонематического восприятия, данные о развитии фонематического восприятия в онтогенезе, о современных методиках развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста помогут специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с ОНР 3 уровня и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.
Представленная система игровых заданий и разработанные методические рекомендации по развитию понимания речи у детей с ОНР 3 уровня может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.
1. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития у дошкольников В.М. Акименко Ж «Логопед».- 2005. - № 1. - С. 4 - 13.
2. Алексеева, М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений.- М.: Академия, 1997. - 400 с.
3. Бубнова, А.Х. Развитие речи. - М.: Мой мир, 2006. - 153 с.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: - Просвещение, 1989. - 528 с.
5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: - Издательский центр «АРКТИ», 2002. - 167 с.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М.: Секачев, В.Ю., 2002. - 160 с.
7. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
8. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.:
Эксмо, 2007. - 120 с.
9. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 507 с.
10. Кольцова, М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игровой тренинг. - Екатеринбург: Фактория, 2004. - 196 с.
11. Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1995. - 197 с.
12. Краузе, Е. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, 2001. - 143 с.
13. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2001. - 304 с.
14. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 234 с.
15. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 64 с.
16. Носенко, Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 60 с.
17. Носиков, С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребен¬ком. - М.: Изд. Московского университета, 1985. - 160 с.
18. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
19. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л].- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 157 с.
20. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-Пресс, 2007. - 208 с.
21. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
22. Руденко, В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 206 с.
23. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 157 с.
24. Смирнова , Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 56 с.
25. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.- М.: - ТЦ Сфера, 2004. - 85 с.
26. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 112 с.
27. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном - Пресс, 2003. - 53 с.
28. Филичева, Т.Б. Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1989. -223 с.
29. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - Воронеж, Новая школа, 2001. - 276 с.
30. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 353 с.
31. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения / Г.В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.68-76
32. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ВЛАДОС, 1993. - 86 с.
33. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
34. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2013. - 32 с.
35. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. - М.: Гриф МО РФ, 2009. - 703 с.
36. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. -- М.: Владос, 2009. - 703 с.
37. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова - М.: Сфера, 2010 - 57 с.
38. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов / А.М. Горчакова // Логопедия. - 2003. - № 1-2. - С. 28-30.
39. Ковригина, Л.В. Логопедия Фонематическое восприятие: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 177 с.
40. Митрофанов, К.Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я. Митрофанов, С.В. Чебарыкова, А.А. Будницкий, Е.А. Левкова // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 14, № 3. - С. 94-97.
41. Лезина, Е.А. Работа воспитателя по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Лезина // Логолед. - 2010. - № 8 (48). - С. 71-75.