Введение 3
1 Характеристика региона 5
1.1 Климат 7
1.2 Землепользование 7
1.3 Биоразнообразие 7
1.4 Полезные ископаемые 9
1.5 Население 9
1.6 Санитария 9
1.7 Водные ресурсы 10
1.8 Выбросы в атмосферу 12
1.9 Отходы 12
2 Экологические проблемы региона 14
2.1 Характеристика Каспийского моря 14
2.1.1 Г еографическое положение 14
2.1.2 Происхождение Каспийского моря 16
2.1.3 Колебания уровня воды 16
2.1.4 Площадь, глубина, объём воды 17
2.2 Экологические проблемы 18
2.2.1 Залив Кара-Богаз-Гол 22
2.2.2 Соймонова бухта 28
2.2.3 Полуостров Хазар (Челекен) 30
3 Меры, принимаемые для решения проблем 36
Заключение 44
Источники информации 48
В последнее время перед человечеством все чаще встает вопрос о решении важнейших экологических проблем и сохранении экосистемы Земли для будущих поколений.
Экологические проблемы являются актуальными проблемами современности. Они взаимосвязаны с дефицитом ресурсов и экологической безопасностью. Устойчивое развитие является основным путем решения экологических проблем.
Наиболее важными на сегодняшний день являются проблемы:
• изменение климата Земли;
• загрязнение атмосферы;
• разрушение озонового слоя;
• вырубка лесов;
• деградация земель;
• истощение запасов пресной воды
• загрязнение вод Мирового океана;
• уменьшение биоразнообразия;
• проблема утилизации твёрдых бытовых отходов и др. [1, 2].
Все эти проблемы достаточно сильно взаимосвязаны, а процессы взаимозависимы друг от друга. В настоящее время решения всех этих проблем нет, а предпринимаемые меры недостаточны. В сентябре 2000г. в докладе ООН подчеркивалось, что "задача обеспечить для последующих поколений экологически устойчивое будущее станет одной из самых сложных" [3].
Целью нашей работы стало изучение экологического состояния туркменского сектора Каспийского моря, что обусловлено высокой антропогенной нагрузкой на объект и большой его значимостью для региона.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучение особенностей Туркменистана.
2. Изучение и анализ экологического состояния туркменского сектора Каспия.
3. Анализ эффективности принимаемых мер по улучшению экологического состояния региона.
Каспийское море всё больше подвергается антропогенному воздействию, связанному с народнохозяйственным освоением его акватории, кроме того, огромное количество загрязняющих веществ антропогенного происхождения вносят реки, сбросы промышленных предприятий и населённых пунктов, а в случае аварийных разливов нефти — нефтяные пятна, перемещающиеся в территориальные воды сопредельных прикаспийских государств.
При рассмотрении загрязнения акватории Каспийского моря в целом следует учитывать, что источники загрязнения распределены по периметру моря достаточно неравномерно, а значит и участки моря загрязнены неравномерно, но из-за наличия течений и вертикального обмена вод загрязнение из одной части неизбежно попадет в другую часть моря (рис. 19) .
Возросшее антропогенное влияние должно соизмеряться с негативными последствиями и снижением риска для природы и населения, прогнозированием и обоснованием превентивных мер по защите окружающей среды, выполнением международных обязательств по обеспечению устойчивого развития. Для этого необходим детальный научно-технический анализ ситуации с предложениями мер защиты природы и населения.
Несмотря на принятые многочисленные законы и подписанные документы об улучшении окружающей среды и предотвращении ее загрязнения, но на деле не все из этого функционирует должным образом.
Отчасти это происходит из-за неопределенности четких границ морского дна и континентального шельфа среди прикаспийских государств и неэффективного международного регулирования, другой фактор — слабо развитая технологическая сеть по очистке загрязнений на водных объектах.
Также играет роль тот факт, что прикаспийские государства заинтересованы в добыче углеводородов, при этом, практически не обращая внимания на биоресурсы Каспия, считая их малозначимыми .
Водный кодекс содержит стандарты, регламентирующие использование и охрану воды: стандарт экологической безопасности водопользования,
экологический норматив качества воды водных объектов, допустимый сброс загрязняющих веществ, технологические нормативы водопользования. Многие стандарты уже устарели и нуждаются в пересмотре и обновлении в сотрудничестве с другими странами Центральной Азии .
В настоящее время многие государственные органы несут ответственность за проведение регулярного мониторинга водных ресурсов, но их работа носит весьма раздробленный и несогласованный характер и ориентирована на отраслевые интересы. Кроме того, данные и сбор информации оставляет желать лучшего, а отчеты редко доступны для общественности, в основном только для отдельных учреждений.
Во всех странах, за исключением Туркменистана, существует система мониторинга как часть рыбного хозяйства. В ее рамках учитываются некоторые параметры качества воды, но она ориентирована на наличие и численность определенных видов рыб, бентической флоры и фауны, зоо- и фитопланктона. Зоопланктон, фитопланктон и бентическое сообщество рассматриваются, главным образом, как потенциальный источник пищи для ценных видов рыб.
...