Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности консервации и реставрации иконы Чудо Св. Георгия о Змие» северных регионов России

Работа №172125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гидрология

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение з
Глава 1 Иконография иконописного сюжета «Чудо Св. Георгия о Змие» .. 7
1.1 Появление извода «Чудо Св. Георгия о Змие» 7
1.2 Иконография иконописного сюжета «Чудо Св. Георгия о Змие» в
русской иконописи 12
1.3Примитивная интерпретация сюжета ремесленными иконниками
северных областей России 19
Реставрационный паспорт 24
Заключение 41
Библиографический список источников 46

Святой Георгий Победоносец в настоящее время является культурным кодом России. Во всех видах искусства прославляется героическое составляющее его служение Христа. Во многих храмах и музеях хранятся иконы, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства с образом великомученика Святого Г еоргия ■ Мастера различных художественных стилей и направлений предшествующих исторических эпох и наши современники обращаются к образу Подвига и просят защиты у святого воина небесного Царя в деятельном творчестве, создавая художественный образ своего произведения.1
Актуальность избранной темы обусловлена возрождением интереса к традиционным духовным ценностям, как в области культуры и искусства, так и в области истории и государственных символов. Исторически образ Святого Георгия Победоносца - защитника Отечества, является вдохновляющей силой для художников любого времени. Образ Святого Георгия присутствует в центре герба Российской Федерации, Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия один из главнейших орденов России.
Объектом исследования является иконописный образ Георгия Победоносца в контексте художественной культуры России.
Предметом исследования является северная ремесленная икона конца XIX века «Чудо св. Георгия о Змие» в России.
Цель дипломной работы - произвести атрибуцию и реставрацию северной ремесленной иконы «Чудо св. Георгия о Змие».
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1) Выявить особенности возникновения извода «Чудо св. Георгия о Змие».
2) Исследовать истоки формирования извода «Чудо св. Георгия о змие» в примитивной интерпретации.
В 1-й главе Георгий представлен как великомученик Победоносец. Начальным пунктом его почитания была Сирия и Палестина, где в Диосполисе находилась гробница Георгия.
2
Образ Георгия - это собирательный образ символизации победы христианства над язычеством.
Святой Георгий являлся покровителем земли русской и ее защитников, мифологизированный народом, храбрый и мужественный воин, пользовался особой любовью и уважением на Руси. Его почитали великие князья и простые воины, крестьяне и ремесленники. Киевский князь Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгия, изображение святого было помещено на княжескую печать. Впоследствии изображение Георгия всадника с копьем, поражающего змея (ездец - как тогда его называли), украшало печать, герб Московского государства, его боевые знамена и хоругви. Иконой Георгия Победоносца провожали в поход воинов. В честь святого возводились храмы, воины идущие в сражения, защищая свою землю и дома родных, обращались к святому Георгию с просьбой помочь в их ратном деле.
В житии Святого Георгия рассказывается о его победе над страшным змием, требующим человеческих жертв, и о спасении им от смерти царевны Елисавы. Канон иконы "Чудо Георгия о змие" бытовал в двух изводах. В первом варианте на иконе писалась царевна и другие свидетели чуда.
Торжествующий и побеждающий Георгий, облаченный в доспехи римского легиона, изображен на вздыбленном коне с развевающимся за плечами алым плащом. Он привстал на стременах и копьем пронзает пасть извивающегося крылатого змия, выползающего из пещеры. Георгий пронзая змия, олицетворяющего зло, предстает носителем доброго и светлого начала. Крест на конце копья олицетворяет победу, что Георгий победил змия не воинской силой, но праведным христианским словом, "мечом духовным".
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время повысился интерес к гуманитарным наукам, в том числе к истории, изучению прошлого Отечества. Возвращение к духовным истокам, возрождение национальных традиций является важной частью в воспитания нравственности и духовности.
Искусство играет огромную роль в развитии личности, формирует человеческую «чувствительность» и нравственность, являясь продуктом культурно-исторического опыта, который передается в процессе обучения.
С каждым годом увеличивающаяся группа современных художников обращается к сюжетам и изображениям православной иконы, создавая свои приемы на основе приемов и техник, им характерных.
Система обычаев и традиций любого народа - результат его познавательных усилий в течении многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру.
Народное иконописное ремесло - это результат многовекового творческого опыта большого количества мастеров различных поколений. Их опыт формировался на основе устойчивых традиций, где постоянно отбрасывалось все незначительное, случайное и сохранялось все наиболее выразительное.
Образ Святого воина Георгия Победоносца является идеалом многих этнокультурных художественных систем, связанные с определенной картиной мира, они формируют мировидение, мировоззрение человека и способны достойно включаться в воображение людей, попавших в разные жизненные ситуации.
Система обычаев и традиций любого народа - это результат его познавательных усилий в течении многих веков. Через данную систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, целостность и идентичность.
Существует множество народных икон с изображениями святых. Но среди всех, особой популярностью и любовью народа пользовалось изображение Святого Георгия. Сюжет «Чудо Св. Георгия о змие» являлся излюбленным среди народных умельцев. Символизируя образ победы добра над злом, иконы с изображением данного сюжета пользовались особым спросом.
Сюжет «Чудо Св. Георгия о Змие» в народной иконе зачастую встречается в кратком изводе: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. Задний план с изображением языческого города либо прописывается условно, либо вовсе не обозначается. Все внимание уделено самому действию - победы добра над злом. Символично и контрастно изображена фигура Георгия по отношению к змию. Величественный юноша, восседает на прекрасном белом коне, пронзает копьем чудовище, которое в народной иконе часто даже не прописано, а лишь условно обозначено черным цветом. Так иконописец указывал на ничтожность змия - зла перед лицом Господа.
К образу св. Георгия обращаются многочисленные мастера различных видов искусств. На протяжении столетий св. Георгий отожествлялся в народном сознании России с покровителем и защитником земли Русской, святым небесным воином, а также символом победы добра над злом. Обращение художников к образу св. Георгия доказывает неугасаемое стремление современников продолжать православные традиции национальной культуры.
Основная тема дипломной работы - проведение атрибуции и реставрации северной ремесленной иконы «Чудо св. Георгия о Змие». В ходе исследования была подробно рассмотрена история возникновения и развития иконографического сюжета «Чудо св. Георгия о змие» и определена специфика формирования северной ремесленной иконы.
На основе проделанной теоретической и практической работы были выполнены все поставленные задачи и сформированы следующие выводы:
1. Икона «Чудо св. Георгия о змие» XIX века является одним из уникальных памятников народной ремесленной иконописи северного района России, что подтверждается ее иконографией и технико -технологическими приемами.
...


1. Аверинцев С.С. Символ// Краткая литературная энциклопеди.Т.6. - М.,1971.
2. Алексеев А.А. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. СПб.: Олма-Пресс, Образование 2003.
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. - СПб., 2002.
4. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М., 1984.
5. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи/ М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1948-1955.
6. Алпатов М.В. Сокровища Русского искусства XI - XVI веков (Живопись) / М.В. Алпатов. - Л.: Аврора, 1971
7. Анисимов А. И. О древнерусском искусстве / А. И. Анисимов. - М.: Наука, 1983.
8. Атрибуция и экспертиза икон: Программа курса по специальности 070501 «Реставрация» / Сост. В. Н. Лебедев: СПбГУКИ, кафедра Истории русской культуры. - СПб.: СПбГУКИ, 2007.
9. Басов Д., Басов С. Иконы в храме и в вашем доме / Д.Басов,С. Басов . - СПб.: А.В.К. - Тимошка, 2001.
10. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Х. Бельтинг. - М. 2002.
11. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: Аксиома, 1996
12. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф. И. Буслаев. - СПб.: Лига Плюс,2001.
13. Буслаев Ф. И. О русской иконе. Общие понятие о русской иконописи/ Ф. И. Буслаев. - М.: Международный православный фонд «Благовест», 1997.
14. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Д. Искусство Древней Руси. - М.,
1996.
... всего 83 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ