ВВЕДЕНИЕ 3
1. Обследование предприятия общественного питания 5
1.1 Общая характеристика предприятия 5
1.2 Обоснование необходимости автоматизации рабочего места
администратора кафе 10
1.3 Обзор существующих систем управления предприятием питания 12
2. Разработка автоматизированного рабочего места администратора кафе 15
2.1 Анализ требований к автоматизированной системе 15
2.2 Проектирование информационной базы программного решения 16
2.3 Обоснование проектных решений 23
2.4 Реализация программного решения 25
2.5 Контрольный пример реализации проекта и его описание 32
2.6 Инструкция пользователя 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение А
В настоящее время автоматизация производства проникает всё глубже и глубже во все сферы промышленности и сферы услуг, не является исключением и сфера общественного питания.
Последнее время, все больший интерес к автоматизации явно ощущается со стороны активно развивающихся предприятий общественного питания, владеющих достаточным количеством средств, желающих минимизировать потери рабочего времени персонала, сэкономить на его численности и поднять уровень сервиса в заведениях.
Автоматизация предприятий питания - это большой шаг на пути к более качественной, быстрой работе, приносящей прибыль. Конечно, программы автоматизации актуальны практически для любых организаций, при этом, для многих принципы их работы схожи. Однако автоматизация предприятий общественного питания имеет свои особенности, которые значительно отличают её от остальных. Поэтому для начала стоит говорить о тех требованиях, которые характерны именно для данной отрасли.
Автоматизация предприятий питания должна позволять легко производить расчеты ингредиентов, требуемых для приготовления продукции, помогать в проработке меню, отслеживать движение продуктов и блюд внутри предприятия, должна работать с продажей блюд оптом, а также необходима программа автоматизации розничной торговли. Кроме того, автоматизация предприятий общественного питания, как и другие подобные системы, должна облегчать работу с документами и ведение отчетности.
Быстрое управление заказами, оперативный расчет с клиентами - все это позволяет поднять обслуживание на новый уровень. Автоматизация предприятий питания ускорит работу, а значит, количество обслуживаемых клиентов увеличится, поднимая прибыль. Также стоит отметить, что повысится контроль выполнения поручений, учет продуктов станет более четким.
Как правило, организуются три вида автоматизированных рабочих мест (АРМ): место кассира (официанта), место администратора и место для обслуживания информационной базы данных системы.
Целью данной дипломной работы ставится разработка автоматизированного рабочего места администратора кафе на примере кафе при гостинице, где ведется учет клиентов.
Поставленная цель дипломной работы определила следующие задачи:
- провести исследование деятельности рассматриваемого предприятия, описать его основные бизнес-процессы, обосновать необходимость разработки автоматизированной системы;
- дать краткий анализ существующих систем и выбрать стратегию автоматизации предприятия;
- спроектировать информационную базу программного решения;
- реализовать программное решение и привести контрольный пример;
- разработать инструкцию пользователя.
Целью данной дипломной работы ставилась разработка автоматизированного рабочего места администратора кафе на примере кафе «Аква» п. Лермонтово.
Для достижения поставленной цели дипломной работы были решены следующие задачи:
- проведено исследование деятельности рассматриваемого предприятия, описаны его основные бизнес-процессы, обоснована необходимость разработки АРМ;
- дан краткий анализ существующих систем и выбрана стратегия автоматизации предприятия;
- спроектирована информационная база программного решения;
- реализовано программное решение и приведен контрольный пример;
- разработана инструкция пользователя.
Объектом исследования выступает предприятие кафе при гостинице «Аква».
Администратор кафе занимается сферой обслуживания клиентов и задействован в следующих бизнес-процессах:
1. Регистрация клиента
2. Создание заказа
3. Формирование справочников
4. Построение отчетов
5. Обслуживание клиентов
С помощью АРМ администратора кафе было предложено автоматизировать следующие функции:
- регистрация посетителя с указанием первичной информации;
- создание заказа с непосредственным бронированием столика;
- заполнение справочников клиентов, блюд, столиков, организаций, персонала;
- построение отчетной документации.
Реализация функции «бронирование столиков» предусматривает:
- данные о всех столиках;
- возможность выбора столика для бронирования с указанием даты и времени прихода гостей;
- возможность внесения пожеланий и предпочтений клиента (например, зал для некурящих, бронирование 4-х местного столика на пятерых, то есть чтобы был принесен дополнительный стул, сервировка на пять человек, заказ определенного блюда на число гостей (чтобы были заготовлены необходимые продукты) и т.д.
Для реализации программного решения было предложено использовать среду программирования Delphi и базу данных СУБД MySQL.
АРМ администратора кафе позволит совершенствовать бизнес-процесс приема и обслуживания клиентов, что повысит конкурентоспособность и эффективность данного предприятия.
В перспективе данное программное решение, полученное по итогам работы, будет внедрено на конкретном предприятии, и позволит автоматизировать рабочее место администратора кафе.
1. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»
2. ГОСТ 34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 - 99. «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910 - 2002. «Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программных средств».
5. ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294 «Руководство по управлению документированием программного обеспечения».
7. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. - 7-е изд., пер. с англ./ под ред. С.Г. Божук/ Д. Аакер. - СПб.: Питер, 2007.
8. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник. Под ред. Г.А.Титоренко. М.: ЮНИТИ. 2002 г.
9. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: уч. пособие/ Б.А. Аникин. - М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике/ К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.
11. Бородакий, Ю.В. Информационные технологии. Методы, процессы, системы/ Ю.В. Бородакий, Ю.Г. Лободинский. - М.: Радио и связь, 2002.
12. Васильев, Г.А. Управленческое консультирование: учеб. пособие/ Г.А. Васильев, Е.М. Деева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
13. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений: уч. пособие/ А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 560 с.
14. Годин, В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник/ В.В. Годин, И.К. Гордеев. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.
15. Гущина, И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики: уч. посо¬бие/ И.Э. Гущина, Н.М. Балакирева. - М.: КНОРУС, 2004.
16. Дейт К., "Введение в системы баз данных", М.: , «Наука», 2006 г.
17. Джеффри Д. Ульман, Дженнифер Уидом. Основы реляционных баз данных. М.: «Лори», 2007 г.
18. Избачков Ю. , Петров В. Информационные системы 2-е издание ПИТЕР, 2005г.
19. Национальный открытый университет - [Электронный ресурс] URL: http://www.intuit.ru/ (дата обращения: 14.03.2016)
20. "Бух.1С" - информация для бухгалтеров [Электронный ресурс] http://www.1c.ru/ (дата обращения: 17.03.2016).
21. Интернет дизайнер схемы БД [Электронный ресурс]
http://www.dbdsgnr.appspot.com/ (дата обращения: 04.03.2016).
22. Компания “Мастер-Софт” [Электронный ресурс]http://www.msoft-catalog.ru/partner1c.php (дата обращения: 07.03.2016).