Реферат
Введение 3
1 Теоретические основы оценки бизнес-модели 4
1.1 Сущность бизнес-модели и её взаимосвязь со стратегией 4
1.2 Подходы к оценки эффективности бизнес-модели 11
2 Анализ бизнес-модели ООО «Сибирский коуч-центр» 20
2.1 Характеристика развития и основных показателей ООО «Сибирский коуч-
центр» 20
2.2 Стратегический анализ ООО «Сибирский коуч-центр» 26
2.3 Анализ и оценка текущей бизнес-модели ООО «Сибирский коуч-центр» 36
3 Оценка эффективности бизнес-модели тренингового центра 44
3.1 Рекомендации по совершенствованию бизнес-модели ООО «Сибирский
коуч-центр» 44
3.2 Оценка эффективности бизнес-модели тренингового центра ООО
«Сибирский коуч-центр» 47
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А Примеры определения понятия «бизнес-модель» в зависимости от целей исследования 65
Приложение Б Подходы к классификации бизнес-моделей 66
Приложение В Концептуальная бизнес-модель 69
Приложение Г Анализ факторов макросреды ООО «Сибирский коуч-центр» . . 70
Приложение Д Бизнес-модель ООО «Сибирской коуч-центр» как есть 72
Приложение Е Бизнес-модель ООО «Сибирской коуч-центр» как должно быть 73
Приложение Ж Бизнес-модель тренингового центра ООО «Сибирской коуч- центр» 74
Бизнес-модель организации описывает, как виды деятельности компании взаимодействуют для реализации стратегии [32]. Стратегия - это долгосрочное направление развития компании или способ достижения поставленных целей (видения). Бизнес-модель создаётся и корректируется в зависимости от выбранной стратегии.
Ввиду динамичности среды, в которой существуют компании, руководители должны уметь адаптировать стратегию под те условия внешней среды, которые в большей степени оказывают на неё влияние. А в связи с изменением стратегии должна меняться и бизнес-модель. Но бизнес-модель - это система, которая состоит из нескольких элементов, поэтому корректировке может подлежать не обязательно вся модель, а лишь её часть, которую затрагивают изменения в стратегии. Изменять бизнес-модель можно не только вследствие изменения стратегии компании, но и для устранения проблем, для повышения качества предоставляемых услуг или производимых продуктов.
В нашей работе будет рассмотрен пример адаптации бизнес-модели к текущей стратегии компании ООО «Сибирский коуч-центр», которая является профессиональным центром бизнес-услуг обучения, развития и оценки персонала, топ-руководителей, команд, а также оценка эффективности новой модели для бизнес-единицы - тренингового центра. Объект исследования - ООО «Сибирский коуч-центр».
Бизнес-модель должна показывать, как компания генерирует прибыль и создаёт потребительскую ценность, а значит, если в результате деятельности по производству продукта, организация не получает желаемый финансовый результат, то нужно анализировать деятельность компании, бизнес-модель, основные и обеспечивающие процессы и выявлять проблемные места, на которые нужно обратить внимание и принять управленческие решения по их устранению.
Предмет исследования - оценка эффективности бизнес-модель тренинговго центра ООО «Сибирский коуч-центр».
Цель работы заключается в разработке предложений по совершенствованию бизнес-модели тренингового центра ООО «Сибирский коуч-центр» по итогам оценки её эффективности.
Задачи ставятся следующие:
- выявить, какая взаимосвязь между бизнес-моделью организации и её стратегией, определить подходы к оценке бизнес-модели;
- провести анализ бизнес-модели ООО «Сибирский коуч-центр»
- оценить эффективность бизнес-модели тренингового центра и предложить мероприятия по устранению выявленных проблем.
В работе использовались следующие инструменты: финансовый анализ, стратегический анализ, конкурентный анализ, PEST-анализ, кабинетные исследования, анализ отрасли, матрица ADL.
Бизнес-модель - важный элемент управления организацией. Важно понимать, для чего создана эта организация, какую ценность она несёт потребителям, на кого ориентирована её деятельность, с кем будет идти взаимодействие в процессе создания ценности, какие ресурсы необходимы, а также как все эти составляющие взаимодействуют друг с другом.
Бизнес-модель неразрывно связана со стратегией компании и должна адаптироваться под неё. Что первично, а что вторично в данном случае зависит от специфики деятельности компании, от её масштабов и конкурентной позиции. Если компания доминирует в отрасли, то она может задавать направление для всей отрасли, создавать шаблон бизнес-модели. Бизнес-модель компании связана с её стратегией через свои характеристики, такие как позиционирование компании в отраслевой бизнес-системе, формула или модель прибыли, инновационная составляющая бизнеса. Стратегия компании, в свою очередь, должна отвечать на вопросы, связанные с этими элементами бизнес-модели.
Был проведён анализ компании ООО «Сибирский коуч-центр». Финансовое положение устойчивое, что на первый взгляд позволяет руководству принимать решения о расширении бизнеса, о совершенствовании технологии оказания услуг, о разработке новых и совершенствовании старых услуг. Т.е. компания может осуществить в рамках своей стратегии либо выход на новые рынки с уже имеющимися продуктами, либо вывод новых продуктов на старый рынок, либо совершенствование уже имеющихся продуктов на старом рынке и т.д.
Анализируемая компания является доминирующей, функционирует в зрелой отрасли и выбрала для себя стратегию концентрического роста. На данный момент у компании есть три вида деятельности, которые разделяются на шесть групп услуг, в каждой из которых есть несколько программ. «Сибирский коуч-центр» направляет свои силы на создание новых услуг, модернизацию уже имеющихся услуг, расширение ассортимента, расширение бизнеса (открытие представительств в других городах России). В связи с этим бизнес-модель компании претерпевает изменения в следующих областях: ценностные предложения, ключевые виды деятельности, потребительские сегменты, потоки поступления доходов, структура издержек.
Также в рамках стратегии компании была разработана бизнес-модель для тренингового центра, который начал свою деятельность в апреле текущего года. Задача стояла в оценке её эффективности. Т.к. компания «Сибирский коуч- центр» является проектной организацией, то оценка бизнес-модели производилась на основе крупного проекта, который запланирован на август 2023 года.
Расчёт проекта показал, что у бизнес-модели есть слабые места в бизнес- процессах, связанных с маркетингом и планированием. Необходимо развивать отдел продаж, продвигать компанию, наращивать клиентскую базу. Также рекомендовано сформировать отдел бизнес-планирования и аналитики, чтобы принятие решения о реализации проекта было объективным и обоснованным.
Компания ставит себе цель - выйти на ежемесячный доход в 1000000 рублей, но оценка проекта «Фестиваль поддерживающих профессий» показала, что с этим есть проблемы и цель будет достигнута в том случае, если проекты станут не просто окупаемыми, а ещё и рентабельными.
Для этого нами было разработано несколько предложений, которые будут способствовать получению прибыли и её наращиванию. В качестве предложения по совершенствованию работы отдела продаж нами совместно с руководителем тренингового центра был разработан алгоритм сопровождения корпоративных клиентов, который позволит унифицировать работу сотрудников, упростить этапы, снизить временные затраты.
На ряду с этим предложены и мероприятия, напрямую влияющие на финансовые результат проекта. Первый способ - повышение цены. Это позволит добиться рентабельности проекта минимум 10 %, не превышая при этом среднерыночных цен на тренинги. Второй способ - сократить издержки на аренду помещения. Этого добиться можно либо сменой арендодателя, либо заключением долгосрочного договора на аренду помещения и получением скидки.
В первом случае мы сравнили два схожих конференц-зала и выяснили, что если выбрать аренду зала в ВДЦ MixMax, то удастся сократить общие издержки на 111 %. При таких издержках и новых точках безубыточности компания с гораздо большей вероятностью получит прибыль, и рентабельность проекта будет не 10 %, а гораздо выше. При привлечении 200 клиентов можно в среднем добиться рентабельности 92 %.
Во втором случае заключение договора до 2027 года и предоставление скидки на аренду помещения в МВДЦ «Сибирь» равной 10 % позволит к концу анализируемого периода получить чистый денежный поток 950 тысяч рублей и чистый дисконтированный поток 500 тысяч рублей.
В итоге, всё сводится к тому, что необходимо больше уделять внимания как отделу продаж и привлекать больше клиентов, так и отделу планирования и аналитики, чтобы принимать объективные решения и получать прибыль от реализации проекта, а не только создавать имидж компании.
1. Boons, F., Ludeke-Freund, F.: Business Models for Sustainable Innovation: State-of-the-Art and Steps towards a Research Agenda / F. Boons, F. Ludeke-Freund // Journal of Cleaner Production. - 2013. - № 45. - P. 9-19.
2. Rezon: консалтинг-центр: официальный сайт. - Красноярск, 2022. - URL: https://rezon-kc.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).
3. Аналитика официальной инфляции от Росстата на 2023 год // Инфляцио.Ру. - 2023. - URL: https://inflatio.ru/46-infljacija-v-rossii-oficialnaja-i- realnaja.html (дата обращения: 02.06.2023).
4. Баусова, Ю. С. К вопросу о феномене бизнес-модели /, Ю. С. Баусова, С. В. Орехова // Современная конкуренция. - 2020. - № 1(77). - С. 58-75.
5. Бизнес-модель Остервальдера: что это такое // Хабр. - 2020. - URL:
https://habr.com/ru/company/productstar/blog/508926/ (дата обращения:
14.04.2023).
6. Бобрышев, А. Д. Бизнес-модели в управлении устойчивым развитием
предприятий : учебник / А.Д. Бобрышев ; Центральный научно-
исследоваетльский институт судостроительной промышленности «Центр». - 1. - Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - 289 с. - ISBN 978-5-16-014167-1. - ISBN 978-5-16-106656-0.
7. В Госдуму внесли законопроект о регулировании деятельности коучей // РИА Новости. - 2023. - URL: https://ria.ru/20230427/proekt-1868258052.html (дата обращения: 19.05.2023).
8. Веретенникова, О. В. Динамическая бизнес-модель как инструмент инновационного развития предприятия / О. В. Веретенникова // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». - Донецк : ГОУ ВПО «ДОНАУИГС». - 2021. - № 24. - С. 35-43.
9. Гассман, О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов : учебное пособие / О. Гассман, К. Франкенбергер. - Москва : ООО «Альпина Паблишер», 2016. - 432 с. - ISBN 978-5-9614-5665-3.
10. Иванова, И. А. Приведение бизнеса к устойчивой бизнес модели / И. А. Иванова, У.Ю. Матвеева // Transport business in russia. - 2022. - № 2. - С. 120121.
11. Илан: центр обучения и профессионального развития : официальный
сайт. - Красноярск, 2022. - URL: https://ilan-prof.com/ (дата обращения:
16.04.2023).
12. Калькулятор вкладов // Bankiros. - 2023. - URL:
https://bankiros.ru/deposit-calculator (дата обращения: 10.06.2023).
13. Канва бизнес-модели бережливого стартапа (Лин-канва) // Ремесло бизнес моделирования. - 2022. - URL: https://bizmodelgu.ru/kanva-biznes-modeli- berezhlivogo-startapa-esha-maurya/ (дата обращения: 14.03.2023).
14. Климанов, Д. Е. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции / Д. Е. Климанов, О. А. Третьяк // Российский журнал менеджмента. - 2014. - № 3. - С. 107-1.
15. Латышова, Л. С. Клиентоориентированность: исследования, стратегии, технологии : монография / Л. С. Латышова ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 1. - Москва : ООО «Научноиздательский центр ИНФРА-М», 2020. - 241 с. - ISBN 978-5-16-015796-2...40