Личностные особенности учащихся медицинского вуза
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 8
1.1. Специфика личностных особенностей, необходимых в медицинской профессии 8
1.2. Профессиональные компетенции студентов медицинского вуза в свете
концепции устойчивого развития 27
1.3. Этический смысл эмоционально-нравственных качеств медицинских работников 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 37
2.1. Характеристика респондентов и базы исследования 37
2.2. Организация и методы проведения исследования личностных
особенностей учащихся медицинского вуза 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 8
1.1. Специфика личностных особенностей, необходимых в медицинской профессии 8
1.2. Профессиональные компетенции студентов медицинского вуза в свете
концепции устойчивого развития 27
1.3. Этический смысл эмоционально-нравственных качеств медицинских работников 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА 37
2.1. Характеристика респондентов и базы исследования 37
2.2. Организация и методы проведения исследования личностных
особенностей учащихся медицинского вуза 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы исследования. Успешность профессиональной деятельности медицинского работника во многом зависит не только от полученных в медицинском вузе знаний и выработанных практических навыков, но и от сформированных личностных качеств; от того, насколько хорошо развиты навыки общения с разными людьми, насколько правильно он умеет находить подход к каждому человеку, насколько хорошо умеет работать в коллективе.
Личностные особенности специалиста оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Особенности трудовой деятельности медицинского работника предъявляют определенные требования к формированию личностных и профессионально значимых качеств.Это такие качества, как мастерство и профессиональная настойчивость, наличие необходимых практических и теоретических знаний, компетентность, наблюдательность и проницательность.
Именно в условиях учебного заведения закладываются и формируются личностные и профессионально важные качества будущих медицинских работников, которые так необходимы им в практической деятельности.
Одними из основных требований к врачам и медсестрам являются доброжелательное отношение к больному и высокий профессионализм. Компонент профессионализма медицинского работника включает волевой, интеллектуальный и эмоциональный аспекты, которые в совокупности и составляют его личностный профиль.
В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973).
Этический Кодекс медицинской сестры, не устанавливая жестких правовых норм, а лишь определяет и формулирует базовые этические ценности сестринского сообщества России. Его положения служат опорой в решении сложных профессиональных коллизий, анализ его статей ложился в основу диссертаций, его текст изучают студенты колледжей, вузов и опытные корифеи сестринской практики.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между сложностью определения и формирования личностных особенностей и профессионально значимых качеств студентов-медиков в медицинском вузе и отсутствием исследований и практических рекомендаций по данной проблеме.
В настоящее время отсутствует единое понимание и классификация личностных характеристик и деловых качеств медицинских работников. Между тем в вузе необходимо определять и учитывать эти личностные и деловые качества для построения индивидуальной траектории обучения студентов, при распределении их по различным специальностям. И делать это лучше на ранних этапах обучения студентов в учебном заведении медицинского профиля.
Проблема исследования: определение личностных особенностей обучающихся в условиях медицинского вуза.
Цель работы - выявление основных свойств личности студентов- медиков«Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга.
Степень разработанности темы. Различные грани проблемы личностных особенностей студентов в вузах изучали: Ермолаева Е.В., Павлова Л.А., Егорова Ю.А., Ермолаева Е.В., Магауова А.С., Михайлова В.В., Почтарь О.Ю., Ермолаева Е.В., Нигматулина А.С., Тимурзиева М.Ж. и др. Однако личностные особенности студентов медицинского вуза исследованы недостаточно всесторонне.
Объект исследования - личностные особенности студентов вуза.
Предмет исследования - личностные особенности студентов медицинского вуза.
Гипотеза исследования: существуют определенные личностные
особенности обучающихся медицинских вузов, которые и определяют их субъективное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1) провести анализ и систематизацию теоретического материала по проблеме исследования личностных особенностей студентов-медиков;
2) подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
3) провести эмпирическое исследование личностных особенностей студентов «Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных;
5) разработать рекомендации по формированию профессионально значимых личностных качеств медицинских работников в условиях вуза.
Методы проведения исследования:
1.Теоретические: анализ и синтез материала, представленного в научной литературе, обобщение материалов исследования.
2.Эмпирические: личностный опросник Г. Айзенка; личностный
дифференциал Бехтерева; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основы медицинской этики по Ермолаевой Е.В., Павловой Л.А., Магауовой А.С., Россошанской А.Ю., Знакову В.В., Маколкину В.Т., Решетникову А.В., Терееву Е.М., Эльштейну Н.В.,ЛаунуБ.идр;
- определения ценностных ориентаций в карьере по Шейну Э., Винокуровой В.Э., Чикер.
-психодиагностики личностных качеств по Я. Стреляу, Г. Айзенку, Бехтереву, В. В. Бойко, Холмсу и Раге, А.П. Чернявской, Э.Шейну, В.Э.Винокуровой, В.А. Чикер.
Практической значимостью исследования является возможность применения полученных результатов в учебном процессе и возможность внедрения методических рекомендаций в педагогическую практику.
Теоретической значимостью исследования является систематизация теоретико-эмпирического материала, расширение и углубление теоретических положений и практических рекомендации по проблеме личностных особенностей студентов медицинского вуза.
Эмпирическое исследование личностных особенностей учащихся проводилось на базе медицинского вуза.
Полное наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Сокращенное наименование: ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
Место нахождения университета: Российская Федерация, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3.
В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса и 27 студентов 3 курса специальность: «Управление медицинским персоналом». Возраст - от 18 до 21 года.
Исследование включало 4 этапа:
На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме личностных особенностей студентов медицинского вуза, сформулирована гипотеза. Были определены цель и задачи исследования.
На втором этапе подобраны методики по определению личностных особенностей студентов медицинского вуза, проведено эмпирическое исследование.
На третьем этапе проводилась аналитическая работа, связанная с анализом и интерпретацией результатов тестирования, которые позволили выявить личностные особенности студентов медицинского вуза
Четвертый этап включал обработку полученных данных, проверку статистической значимости полученных результатов исследования, написание практических рекомендаций.
Апробация результатов исследования:
- ознакомление коллектива «Уральского государственного медицинского университета» с результатами исследования;
- предзащита дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Личностные особенности специалиста оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности. Особенности трудовой деятельности медицинского работника предъявляют определенные требования к формированию личностных и профессионально значимых качеств.Это такие качества, как мастерство и профессиональная настойчивость, наличие необходимых практических и теоретических знаний, компетентность, наблюдательность и проницательность.
Именно в условиях учебного заведения закладываются и формируются личностные и профессионально важные качества будущих медицинских работников, которые так необходимы им в практической деятельности.
Одними из основных требований к врачам и медсестрам являются доброжелательное отношение к больному и высокий профессионализм. Компонент профессионализма медицинского работника включает волевой, интеллектуальный и эмоциональный аспекты, которые в совокупности и составляют его личностный профиль.
В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973).
Этический Кодекс медицинской сестры, не устанавливая жестких правовых норм, а лишь определяет и формулирует базовые этические ценности сестринского сообщества России. Его положения служат опорой в решении сложных профессиональных коллизий, анализ его статей ложился в основу диссертаций, его текст изучают студенты колледжей, вузов и опытные корифеи сестринской практики.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между сложностью определения и формирования личностных особенностей и профессионально значимых качеств студентов-медиков в медицинском вузе и отсутствием исследований и практических рекомендаций по данной проблеме.
В настоящее время отсутствует единое понимание и классификация личностных характеристик и деловых качеств медицинских работников. Между тем в вузе необходимо определять и учитывать эти личностные и деловые качества для построения индивидуальной траектории обучения студентов, при распределении их по различным специальностям. И делать это лучше на ранних этапах обучения студентов в учебном заведении медицинского профиля.
Проблема исследования: определение личностных особенностей обучающихся в условиях медицинского вуза.
Цель работы - выявление основных свойств личности студентов- медиков«Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга.
Степень разработанности темы. Различные грани проблемы личностных особенностей студентов в вузах изучали: Ермолаева Е.В., Павлова Л.А., Егорова Ю.А., Ермолаева Е.В., Магауова А.С., Михайлова В.В., Почтарь О.Ю., Ермолаева Е.В., Нигматулина А.С., Тимурзиева М.Ж. и др. Однако личностные особенности студентов медицинского вуза исследованы недостаточно всесторонне.
Объект исследования - личностные особенности студентов вуза.
Предмет исследования - личностные особенности студентов медицинского вуза.
Гипотеза исследования: существуют определенные личностные
особенности обучающихся медицинских вузов, которые и определяют их субъективное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1) провести анализ и систематизацию теоретического материала по проблеме исследования личностных особенностей студентов-медиков;
2) подобрать методики для проведения эмпирического исследования;
3) провести эмпирическое исследование личностных особенностей студентов «Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга;
4) провести анализ и интерпретацию полученных данных;
5) разработать рекомендации по формированию профессионально значимых личностных качеств медицинских работников в условиях вуза.
Методы проведения исследования:
1.Теоретические: анализ и синтез материала, представленного в научной литературе, обобщение материалов исследования.
2.Эмпирические: личностный опросник Г. Айзенка; личностный
дифференциал Бехтерева; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основы медицинской этики по Ермолаевой Е.В., Павловой Л.А., Магауовой А.С., Россошанской А.Ю., Знакову В.В., Маколкину В.Т., Решетникову А.В., Терееву Е.М., Эльштейну Н.В.,ЛаунуБ.идр;
- определения ценностных ориентаций в карьере по Шейну Э., Винокуровой В.Э., Чикер.
-психодиагностики личностных качеств по Я. Стреляу, Г. Айзенку, Бехтереву, В. В. Бойко, Холмсу и Раге, А.П. Чернявской, Э.Шейну, В.Э.Винокуровой, В.А. Чикер.
Практической значимостью исследования является возможность применения полученных результатов в учебном процессе и возможность внедрения методических рекомендаций в педагогическую практику.
Теоретической значимостью исследования является систематизация теоретико-эмпирического материала, расширение и углубление теоретических положений и практических рекомендации по проблеме личностных особенностей студентов медицинского вуза.
Эмпирическое исследование личностных особенностей учащихся проводилось на базе медицинского вуза.
Полное наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Сокращенное наименование: ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
Место нахождения университета: Российская Федерация, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3.
В исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса и 27 студентов 3 курса специальность: «Управление медицинским персоналом». Возраст - от 18 до 21 года.
Исследование включало 4 этапа:
На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме личностных особенностей студентов медицинского вуза, сформулирована гипотеза. Были определены цель и задачи исследования.
На втором этапе подобраны методики по определению личностных особенностей студентов медицинского вуза, проведено эмпирическое исследование.
На третьем этапе проводилась аналитическая работа, связанная с анализом и интерпретацией результатов тестирования, которые позволили выявить личностные особенности студентов медицинского вуза
Четвертый этап включал обработку полученных данных, проверку статистической значимости полученных результатов исследования, написание практических рекомендаций.
Апробация результатов исследования:
- ознакомление коллектива «Уральского государственного медицинского университета» с результатами исследования;
- предзащита дипломной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Профессионально необходимые личностные качества медицинского работника не могут возникнуть спонтанно и одномоментно. Их формирование происходит длительный этап. В условиях учебного заведения закладываются и формируются личностные и профессионально важные качества будущих медицинских работников, которые так необходимы им в практической деятельности.
Проведенные нами исследования показали, какие личностные особенности присущи студентам-медикам и как они определяют субъективное отношение к будущей профессии.
Цель исследования выявление основных свойств личности студентов- медиков «Уральского государственного медицинского университета» г. Екатеринбурга - в данном исследовании достигнута.
В процессе проведения исследования были выполнены следующие задачи:
1) проанализирован и систематизирован теоретический материал по проблеме исследования личностных особенностей студентов-медиков;
2) подобраны методики для проведения эмпирического исследования;
3) выявлены личностные особенности студентов «Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга;
4) проанализированы и интерпретированы полученные данные;
5) разработаны рекомендации по формированию эмпатии в условиях вуза.
Нами выделены личностные особенности студентов «Уральского государственного медицинского университета» г. Екатеринбурга, такие как : эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, активность, высокий уровень самооценки средний уровень эмпатии, ориентированность на карьеру.
Именно они определяют субъективное отношение студентов к будущей профессиональной деятельность.
доброжелательны, коммуникабельны и отзывчивы. Из таких студентов получаются лучшие врачи.
Обучающиеся медицинских ВУЗов - интроверты, такие работники нередко небрежно выполняют свои должностные обязанности.
Медикам- студентам, которым присущ нейротозм свойственна быстрая утомляемость и эмоциональное выгорание. Они не смогут успокоить родственников пациентов, а так же могут больного ввести в тревожное состояние.
Отличные работники получаются из студентов - медиков эмоционально устойчивых. Они способны к сочувствию и сопереживанию. Небрезгливы и аккуратны. Решительны.
Студенты - медики - сангвиники решительны, доброжелательны, но невнимательны. Это мешает в профессиональной деятельности медицинского работника.
Студенты- медики - холерики так же невнимательны, поверхностны в выводах, часто ставят неправильный диагноз.
Студенты - медики - флегматики не способны к сопереживанию, нетерпеливы.
Студент - меланхолик собирает достаточно полную информацию о больном и заболевании, иногда гиперболизирует отдельные признаки, осторожен, пессимистичен в оценках и прогнозах.
Можно сказать, что к профессии медицинского работника больше по темпераменту подходят сангвиники и меланхолики.
Так же в профессию медицинского работника должны идти студенты - медики с высокой самооценкой, ярко выраженными волевыми качествами, с высоким или средним уровнем эмпатии. Такие медицинские работники надежны, решительны, доброжелательны, терпеливы, способны к сопереживанию.
У студентов с низкой самооценкой часто возникают сомнения в правильности выбора профессии медика. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности.
Все вышеперечисленные результаты исследования подтверждают нашу гипотезу.
Проведенные нами исследования показали, какие личностные особенности присущи студентам-медикам и как они определяют субъективное отношение к будущей профессии.
Цель исследования выявление основных свойств личности студентов- медиков «Уральского государственного медицинского университета» г. Екатеринбурга - в данном исследовании достигнута.
В процессе проведения исследования были выполнены следующие задачи:
1) проанализирован и систематизирован теоретический материал по проблеме исследования личностных особенностей студентов-медиков;
2) подобраны методики для проведения эмпирического исследования;
3) выявлены личностные особенности студентов «Уральского государственного медицинского университета» г.Екатеринбурга;
4) проанализированы и интерпретированы полученные данные;
5) разработаны рекомендации по формированию эмпатии в условиях вуза.
Нами выделены личностные особенности студентов «Уральского государственного медицинского университета» г. Екатеринбурга, такие как : эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, активность, высокий уровень самооценки средний уровень эмпатии, ориентированность на карьеру.
Именно они определяют субъективное отношение студентов к будущей профессиональной деятельность.
доброжелательны, коммуникабельны и отзывчивы. Из таких студентов получаются лучшие врачи.
Обучающиеся медицинских ВУЗов - интроверты, такие работники нередко небрежно выполняют свои должностные обязанности.
Медикам- студентам, которым присущ нейротозм свойственна быстрая утомляемость и эмоциональное выгорание. Они не смогут успокоить родственников пациентов, а так же могут больного ввести в тревожное состояние.
Отличные работники получаются из студентов - медиков эмоционально устойчивых. Они способны к сочувствию и сопереживанию. Небрезгливы и аккуратны. Решительны.
Студенты - медики - сангвиники решительны, доброжелательны, но невнимательны. Это мешает в профессиональной деятельности медицинского работника.
Студенты- медики - холерики так же невнимательны, поверхностны в выводах, часто ставят неправильный диагноз.
Студенты - медики - флегматики не способны к сопереживанию, нетерпеливы.
Студент - меланхолик собирает достаточно полную информацию о больном и заболевании, иногда гиперболизирует отдельные признаки, осторожен, пессимистичен в оценках и прогнозах.
Можно сказать, что к профессии медицинского работника больше по темпераменту подходят сангвиники и меланхолики.
Так же в профессию медицинского работника должны идти студенты - медики с высокой самооценкой, ярко выраженными волевыми качествами, с высоким или средним уровнем эмпатии. Такие медицинские работники надежны, решительны, доброжелательны, терпеливы, способны к сопереживанию.
У студентов с низкой самооценкой часто возникают сомнения в правильности выбора профессии медика. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности.
Все вышеперечисленные результаты исследования подтверждают нашу гипотезу.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ учащимися подросткового возраста
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ У БОЛЬНЫХ С ПОГРАНИЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ И УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИМИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



