ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - БОЛОГОЕ 6
1.1 Административное положение 6
1.2 Климат 9
1.3 Рельеф территории 12
1.4 Геологические, гидрогеологические и гидрологические условия 13
1.5 Геологические и инженерно-геологические процессы 14
1.6 Общая характеристика станции Тосно 17
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ 19
2.1 Объекты железной дороги как источники воздействия на окружающую
среду 19
2.2 Мероприятия по снижению негативного воздействия объектов железной дороги на окружающую среду территории 27
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
ТЕРРИТОРИИ УЧАСТКА БЛИЗ СТАНЦИИ ТОСНО 33
3.1 Хозяйственное использование территории 33
3.2 Характеристика компонентов окружающей среды территории и их
современное состояние 34
3.2.1 Состояние атмосферного воздуха 34
3.2.2 Состояние поверхностных и подземных вод 36
3.2.3 Состояние почвенного покрова 37
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТОВ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ УЧАСТКА САНКТ-
ПЕТЕРБУРГ - БОЛОГОЕ 39
4.1 Основные источники и объекты негативного воздействия железной дороги
на окружающую среду участка Санкт-Петербург- Бологое 39
4.2 Оценка воздействия объектов на компоненты окружающей среды 40
4.2.1 Воздействие на почвенный покров 40
4.2.2 Воздействие на водные ресурсы 41
4.2.3 Воздействие на растительный мир ,, 42
4.2.4 Воздействие шума железнодорожного транспорта на население 42 4.3 Выбор мероприятий с целью предотвращения и снижения возможного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду
территории участки Санкт-Петербург - Бологое 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Актуальность темы исследования. Железнодорожный транспорт является одной из наиболее важных и эффективных систем передвижения грузов и пассажиров. Он играет ключевую роль в развитии экономики, обеспечивая надежную и быструю доставку товаров по всей стране. Однако, железнодорожный транспорт является причиной различных видов экологических нарушений и воздействий на природную среду: деструкционных, эмиссионных, параметрических. Совместное действие различных загрязняющих веществ, пыли, сажи, поступающих от объектов железнодорожного комплекса, может дать более высокотоксичный результат, чем воздействие этих компонентов по отдельности.
Участок железной дороги Санкт-Петербург - Бологое является одной из ключевых железнодорожных магистралей России. Его длина составляет около 650 километров, каждый день через этот участок проходят сотни поездов. В связи с этим возникает необходимость более тщательного изучения основных источников и объектов негативного воздействия железной дороги на окружающую среду данного участка. Анализ этих факторов поможет разработать меры по снижению экологического риска и повышению качества жизни для жителей прилегающих территорий.
Актуальность темы определяет цель исследования.
Цель исследования заключается в анализе состояния окружающей среды на участке железной дороги Санкт-Петербург - Бологое (станция Тосно) в результате воздействия железнодорожного транспорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть физико-географическую характеристику железной дороги Санкт-Петербург - Бологое.
2. Выявить объекты железной дороги, являющиеся источниками воздействия на близлежащие территории.
3. Выделить мероприятия по снижению негативного экологического влияния объектов железной дороги.
4. Изучить состояние окружающей среды вблизи станции Тосно.
5. Оценить влияние объектов железной дороги на компоненты окружающей среды Санкт-Петербург - Бологое.
Предметом исследования выступает экологическое состояние прилегающей территории к железной дороге Санкт-Петербург - Бологое.
Информационно-эмпирической базой исследования являлись научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные материалы, аналитические отчеты и обзоры, базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на снижение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду, которые могут быть использованы при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды на участках железной дороги, аналогичных рассматриваемому участку Санкт-Петербург - Бологое. Кроме того, результаты исследования могут служить основой для разработки экологически безопасных технологий эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта, а также для подготовки нормативно-правовых актов в области экологической безопасности транспортных объектов.
Было продемонстрировано негативное влияние железнодорожного транспорта на близлежащие территории. Многолетнее загрязнение воздуха отражается в значительном накоплении токсичных веществ растениями и верхним слоем почвы. На основе исследования основных источников и объектов негативного воздействия железной дороги на окружающую среду на участке Санкт-Петербург-Бологое были сделаны следующие выводы:
- Вредные выбросы от электропоездов, локомотивов и другой железнодорожной техники, а также шумовое загрязнение являются основными проблемами на данном участке. Они негативно влияют на атмосферу и здоровье людей, которые проживают вблизи железнодорожной инфраструктуры.
- Для снижения негативного воздействия железной дороги на окружающую среду на участке Санкт-Петербург-Бологое рекомендуется применение современных технических решений. В частности, следует установить фильтры и системы очистки выбросов на железнодорожной технике. Это позволит снизить количество выхлопных газов и других вредных веществ, попадающих в атмосферу.
- Наиболее распространёнными веществами, загрязняющими участок являются органические вещества и продукты их сгорания (нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы, полициклические ароматические углеводороды) и тяжелые металлы (железо, марганец, свинец, медь, цинк, кобальт и др.).
В пределах участка железной дороги Санкт-Петербург - Бологое железнодорожный транспорт является поставщиком в почвы в наиболее высоких концентрациях железа, марганца и меди. Характер распространения тяжелых металлов указывает на ведущую роль данного вида транспорта в техногенном загрязнении окружающей среды наряду с автомобильным.
1. БК «Нептун»: [официальный сайт] - https://skvazhina78.ru/
2. Гидрогеология СССР: в 45 т./ гл. ред. А. В. Сидоренко. Т. III: Ленинградская, Псковская и Новгородская области / отв. ред. И. К. Зайцев. М.: Недра, 1967. 328 стр.
3. ГОСТ 33325—2015 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом.
4. ГОСТ 33329- 2015 Экраны акустические для железнодорожного
транспорта. Технические требования.
5. Государственный доклад «О состоянии санитарно
эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году». М.; 2023
6. Грейсер Е.Л. ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ / Грейсер Е.Л., Иванова — URL:
Н.Г.https://elibrary.ru/download/elibrary_12137995_19476754.pdf
7. Даринский А. В. Ленинградская область. — Л.: Лениздат, 1975. — 384 с.
8. Действующие метеорологические станции сети Росгидромета
(RU_RIHMI-WDC_2667): [Электронный ресурс]. URL:
esimo.ru/dataview/viewresource? resourceId=RU_RIHMI-WDC_2667 . (Дата обращения: 15.05.2024).
9. Доклад об экологической ситуации в Ленинградской области в 2022
году— URL:
https://kpr.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2023/07/04/%D0%94%D0%9E %D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94_%D0%9E%D0%91_%D0%AD%D 0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95 %D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99_%D0%A1%D0%98%D0%A2%D0 %A3%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98_%D0%92_%D0%9B%D0%95 %D0%9D%D0%9E%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0 %98_%D0%92_2022_%D0%93%D0%9E%D0%94%D0%A3.pdf
10. Инженерная биология : учебник / Ю. И. Сухоруких, Б. С. Маслов, Н. Г. Ковалев, К. Н. Кулик. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022.
— 344 с. — ISBN 978-5-8114-1966-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/209882 (дата обращения: 03.02.2024).
11. К вопросу оценки качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения в современных условиях / Ю. А. Новикова, К. Б.
Фридман, В. Н. Федоров [и др.] // Гигиена и санитария. - 2020. - Т. 99, № 6. - С. 563-568. - DOI 10.47470/0016-9900-2020-99-6-563-568. - EDN ILFWUS.
12. Копытенкова Ольга Ивановна, Курепин Д.Е., Фридман К.Б., Кузнецова
Е.Б. Подходы при изучении воздействия шума железнодорожного транспорта на основе методологии оценки риска // Гигиена и санитария. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-pri-izuchenii-
vozdeystviya-shuma-zheleznodorozhnogo-transport
13. Ломтадзе, В. Д. Инженерная геология. Инженерная геодинамика. / В.Д. Ломтадзе. - Л., «Недра», 1977. - 479 с
14. Морачевская К. А., Павлинов П. С. Тосно // Большая российская
энциклопедия: научно-образовательный портал - URL:
https://bigenc.ru/c/tosno-ec8267/?v=5314689 (Дата обращения:
28.02.2024)
15. Росстат: [официальный сайт]. - Москва, 1999 - 2024. - URL:
https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
... всего 27 источников