Введение 2
1. Физико-географическое положение аэродрома 4
1.2. Общая климатическая характеристика 6
1.3. Температура воздуха 8
1.4. Атмосферное давление 9
1.5. Влажность воздуха и атмосферные осадки 10
2. Осадки и грозы 11
2.1. Облачность и горизонтальная видимость 14
2.2. Наблюдения за облачностью в темное время суток 17
3. Методы измерения 24
3.1. Алгоритмы и сообщение данных 27
3.2 Места измерений 28
4. Ветер 30
4.1. Туман 36
4.2. Классификация туманов 42
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение
Воздушный транспорт - одна из наиболее зависимых от погодных условий отраслей экономики. Для обеспечения безопасности и эффективной работы требуется полная детализированная информация о фактических и прогнозируемых метеоусловиях. Специфика требований гражданской авиации к метеорологической информации заключается в масштабности сведений о погодных и прогнозируемых метеоусловиях ввиду достаточной протяженности маршрутов полетов воздушных судов, измеряемой от сотен до тысячи километров. Кроме того, метеоусловия могут оказывать существенное влияние не только на безопасность полетов, но и на экономические показатели работы.
В настоящее время осуществление полетов невозможно без учета условий погоды. В такой же степени необходимо учитывать климатические условия при различных видах оперативного планирования полетов.
Климатические условия также учитываются при строительстве аэродрома, прокладке воздушных трасс, составления расписания движения самолетов и т.п.
Вследствие вышесказанного является закономерным и логичным изучение метеорологического режима аэродрома.
Целью данной работы является комплексный анализ и расчет основных климатических характеристик аэродрома Магадан, а именно температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, осадков, облачности и горизонтальной видимости, ветра, опасных для авиации явлений погоды.
Для выполнения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассчитать годовой ход средней, средней минимальной и средней максимальной температуры воздуха.
2. Рассчитать годовой ход среднего, среднего максимального и среднего минимального атмосферного давления.
3. Рассчитать годовой ход относительной влажности.
4. Рассчитать годовой ход количества нижней облачности в октантах.
5. Рассчитать годовой ход повторяемости числа пасмурных дней по нижней облачности.
6. Рассчитать годовой ход повторяемости высоты нижней границы облаков по градациям.
7. Рассчитать годовой ход повторяемости горизонтальной видимости по градациям.
8. Рассчитать годовой ход повторяемости скорости ветра различных градаций.
9. Рассчитать годовой ход повторяемости средней и максимальной скорости ветра.
10. Рассчитать повторяемость направлений ветра за год (роза ветров).
11. Рассчитать годовой ход повторяемости туманов
12. Рассчитать суточный ход повторяемости тумана.
12. Рассчитать годовой ход повторяемости горизонтальной видимости при тумане по градациям.
13. Рассчитать годовой ход повторяемости продолжительности тумана в часах
В качестве материалов для исследований были использованы данные метеорологических наблюдений АМЦ Магадан за период 2017-2021 гг.
Анализ метеорологического режима района аэродрома Магадан проведенный по таблицам, графикам и диаграммам суточного и годового ходов, позволяет сделать следующие выводы:
1. Аэропорт Магадан расположен в области муссоного климата. В зимнее время преобладает муссонный поток, обусловленный взаимодействием сибирского антициклона с алеутской депрессией. Летом муссонные потоки возникают вследствие взаимодействия областей пониженного давления, формирующихся над континентом, и антициклонов над окраинными морями северо-западной части Тихого океана и континентального воздуха, поступающие с северо-востока.
2. На формирование климата района аэродрома оказывает влияние Охотское море. Удаленность от моря обуславливает большую суровость климата, чем на побережье.
3. Средняя годовая температура - отрицательная и составляет -4,2°С, и только 5 месяцев в году, с мая по сентябрь, положительная. Самые низкие температуры наблюдаются в январе, самые высокие- в июле. Минимальная температура составляет -44°С, а максимальная достигает 30°С.
4. Среднее годовое атмосферное давление составляет 988,9 гПа. Максимальное давление было отмечено в январе - 1018,6 гПа, минимальное - в марте - 949,4 гПа.
5. Влажность воздуха в районе аэропорта довольно высокая, в среднем составляет 73%. Повышенное насыщение воздуха водяными парами (более 80%) характерно для летних месяцев.
6. Годовая сумма осадков в среднем составляет 526 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в теплый период года. За период с мая по октябрь выпадает больше половины годовой нормы. Минимальное количество осадков выпадает в феврале и марте (13-17 мм). Максимальное количество осадков выпадает в сентябре - 84 мм. Самый сухой месяц в году - март (11мм).
7. Наибольшее число пасмурных дней по нижней облачности наблюдается в теплое время года, максимум приходится на июль (10,8 дней). В холодный период года, с ноября по апрель, наблюдается минимальное число пасмурных дней и составляет в среднем 1-4 дня в месяц.
8. Наибольшее число ясных дней по нижней облачности наблюдается в период с октября по апрель, причем максимум приходится январь-март, когда составляет 19-21 дней в месяц. Минимальное число дней наблюдается в июне- сентябре, и составляет 6-8 дней в месяц.
9. Низкая облачность до 300 метров почти полностью отсутствует в период с ноября по март, максимум приходится на летнее время июнь-август. Максимальная повторяемость облачности с ВНГО менее 100 наблюдалась в июне (24,7%). Максимум повторяемости облачности с ВНГО менее 200 и менее 300 наблюдалась в июле (24,5-24,7%).
10. В зимний период горизонтальная видимость, как правило, превышает 10 км, при снегопадах и метелях видимость снижается до 2-4 км (18-22%), иногда видимость понижается до 1 км и менее (1-3%). Летом чаще всего горизонтальная видимость составляет 10 км и более, однако, в результате частых туманов увеличивается повторяемость видимости 1 км и менее.
11. В годовом ходе видно, что слабые скорости ветра (до 5 м/с) имеют максимальную повторяемость в теплый период года, а умеренные и сильные ветры - в переходные и зимние месяцы. В среднем за год скорость ветра составляет около 2 м/с, наибольшее значение средняя месячная скорость ветра имеет в апреле-мае (2,3-2,4 м/с), наименьшее в январе и декабре - 1,5 м/с. В отдельных случаях порывы ветра могут превышать 15 м/с. Преобладающее направление ветра в зимний период северное, северо-восточное и восточное. Летом преобладают южное, юго-западное и западное направления.
12. Наибольшая повторяемость туманов отмечается в период с июня по август. В зимний период, туманы случаются очень редко, поэтому в этот период года условия для эксплуатации аэропорта наиболее благоприятны.
Чаще всего туманы образуются в ночное время суток 11 до 22 часов ВСВ. Максимальная продолжительность тумана наблюдается в мае (5 часов), минимальная в январе - 2 часа. В среднем горизонтальная видимость при тумане составляет от 400 до 800 метров. Максимальная повторяемость видимости менее 200 метров наблюдается в марте (31,3 %), максимум повторяемости видимости менее 400 метров - в июне, повторяемость видимости менее 800 распределена равномерно в течение года и составляет 88,4%.
Все вышесказанное подтверждает необходимость учитывать климатические условия аэродрома при производстве и планировании работы гражданской авиации, и показывает насколько сильно погодные условия влияют на работу авиации.
1. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. Учебник. - СПБ: Изд. РГГМУ, 2005.
2. Инструкция по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Магадан. АМЦ Магадан 2015 г.
3. Климатическая характеристика аэродрома Магадан. Всероссийский Научно- Исследовательский институт гидрометеорологической информации - мировой центр данных Москва 2004 г.
4. Кобышева Н. В. Климат России. Монография. -Гидрометеоиздат. Санкт- Петербург 2001г.
5. Наровлянский Г.Я. Авиационная климатология. Монография. - Гидрометеоиздат. Ленинград 1968г.
6. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95). - М:, 1995.
7. Руководство по метеорологическим приборам и методам наблюдений ВМО-№8 издание 2008 г.
8. Руководство по практике метеорологических подразделений, обслуживающих авиацию. ВМО-№732 2003 г.
9. Сафонова Т.В. Авиационная метеорология: учеб. пособие / Т.В. Сафонова. - Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2009.
10. Требования к составлению климатического описания аэродрома. Руководящий документ 52.21.692-2007. Москва 2007.
11. Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденные Приказом Минтранса от 03.03.2014 г. № 6