Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности финансового обеспечения муниципального учреждения культуры

Работа №17204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
939
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Организационно-правовые основы финансовой деятельности
учреждений культуры 7
1.2. Понятие и сущность финансирования учреждений культуры 24
1.3. Особенности финансирования бюджетных учреждений
центрально-библиотечной системы 30
Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 39
2.1. Организационная структура и направления деятельности
Централизованной библиотечной системы Каа-Хемского района Республики Тыва 39
2.2. Источники финансирования Централизованной библиотечной системы 41
2.3. Анализ источников финансирования деятельности
Централизованной библиотечной системы Каа-Хемского района.. 53
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 57
3.1. Проблемы финансирования деятельности Централизованной
библиотечной системы 57
3.2. Предложения по финансированию библиотек 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69



Изменения, коснувшиеся в последнее время всех сторон экономической, политической, общественной жизни людей, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблемам развития социально-культурной сферы. Становление рыночной системы диктует свои нормы и правила поведения, учет которых в повседневной практике учреждений культуры выступает как необходимое условие, помогающее обрести им достойное место в современной жизни.
Переориентация, приспособление к складывающимся рыночным отношениям, наиболее трудны для культуры, которая относится к непроизводственной сфере.
Актуальность исследования. В сложных условиях экономического реформирования бюджетное финансирование, получаемое от государства, все больше отстает от финансовых потребностей учреждений культуры. Средств, получаемых учреждениями культуры от предоставления платных услуг населению, также недостаточно для покрытия их расходов. Это обусловлено как снижение «потребительской потребности» населения в социально¬культурной сфере в силу его крайнего обнищания, так и неспособностью учреждений культуры приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка. Все это отбрасывает учреждения культуры на периферию общественной жизни.
При несовершенстве рынка, недостаточном финансировании учреждений культуры со стороны государства, несформированном институте меценатства и благотворительности, все явственнее проявляется тенденция сужения видов деятельности, отвечающих общественным интересам.
Культурная деятельность должна поддерживаться обществом, поскольку она, формируя представления людей о мире и нормы их поведения, обеспечивает условия для воспроизводства и развития общества. Аналогичные функции выполняет система образования, но специфика культурной деятельности в том, что эти представления и нормы создаются и осваиваются как эстетические ценности. Другими словами, с повышением культуры финансирования учреждений культуры на современном этапе.
Целью исследования является изучение особенностей финансового обеспечения муниципального учреждения культуры.
Основными задачами работы является следующее:
- рассмотрены теоретические аспекты финансирования учреждений культуры в Российской Федерации;
- проведен анализ финансирования учреждения культуры на примере МБУК «Централизованная библиотечная система» Каа-Хемского района Республики Тыва.
- рассмотрены проблемы финансового обеспечения учреждений культуры и внесены предложения по улучшению механизма финансирования библиотек.
Объектом исследования является Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Каа- Хемского района Республики Тыва.
Предметом исследования является финансовое обеспечение муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Каа-Хемского района Республики Тыва.
Теоретической и методологической основой для написания данной работы послужили нормативно-правовые акты: Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 03.04.2017); Бюджетный кодекс РФ - ФЗ № 145 от 31.07.1998 г. (в ред. от 28.03.2017 г.); Закон Республики Тыва «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1997 г.; научные разработки таких авторов, как Васильев В., Лазарев В., Воронин А., Гильченко Л., Обушенков А., Игнатов В.Г. и др.
Методы исследования: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.
В процессе написания работы были использованы законодательная база с последними обновлениями и дополнениями, учебно-методические пособия, учебники, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные РФ, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.
Теоретической основой работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых- экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем финансирования муниципальных учреждений культуры.
Практическая значимость состоит в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы студентами и исследователями при подготовке научных трудов по финансовому обеспечению муниципальных учреждений культуры, в том числе библиотек.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, заключение содержит выводы по всей квалификационной работе.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, определяется объект и предмет исследования, ее цель и основные задачи, а также теоретическая и методологическая база исследования.
В первой главе изучены теоретические аспекты финансирования учреждений культуры.
Во второй главе проведен анализ финансирования учреждения культуры на примере МБУК «Централизованная библиотечная система» Каа-Хемского района Республики Тыва.
В третьей главе сформированы проблемы финансового обеспечения учреждений культуры и внесены предложения по улучшению механизма финансирования библиотек.
В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, финансовое обеспечение общедоступных библиотек, как и всей сферы культуры, строится на сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований. Однако в настоящее время происходит изменение принципов бюджетного финансирования, учитывая многолетнюю безвыходную ситуацию в социальной сфере. Можно предположить, что в речь должна идти не о временных нормативах финансирования, а о проведении кардинальных изменений в подходах к государственному бюджету.
Соответствующая программа реструктуризации бюджетного сектора уже разработана в 2003 г. Министерством финансов РФ и утверждена распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2003 г. № 1688-р. Одной из составных частей программы является пересмотр принципов финансирования социально-культурной сферы в связи с происходящей перестройкой государственного управления. В частности, обосновывается, что библиотеки по своему «коммерческому потенциалу», то есть возможности существовать в рыночных условиях, отличаются от других учреждений культуры. Кроме того, выполнение ими некоторых функций, возложенных учредителем, вообще не может опираться на рыночные принципы, так как не зависит от спроса или востребованности населением, например, сохранение культурного наследия и т.п. Такую ситуацию можно назвать «провалом рынка». Наконец, библиотеки как организации культуры, обеспечивают достижение социально значимых результатов, которые не могут измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии общества, его культуры, народного творчества, гарантиях социальной справедливости и т.п.
Главный вывод, который следует из вышесказанного о начавшемся реформировании бюджетного финансирования учреждений культуры, - предстоят кардинальные изменения не только хозяйственно-экономической деятельности библиотек, но и их правового статуса, и принципов организации и размещения библиотечной сети по территории страны. Очевидно, что будут окончательно изменены те финансово-экономические подходы, которые сформировались и действовали в советское время. Нелояльное экономическое и правовое пространство неизбежно приведет к повсеместному сокращению маломощных сельских и городских библиотек-филиалов (что уже активно происходит в ряде регионов), более дееспособные библиотеки заставит самоопределяться и искать пути выживания, меняя организационную форму.
Библиотеки нуждаются в постоянном основном источнике финансирования для планирования таких необходимых расходов как приобретение книг и других ресурсов, уход за помещениями и поддержания уровня персонала. Данное финансирование обычно поступает по каналам центрального правительства через управление на местах как часть более общего предоставления средств.
Положение библиотек по-прежнему находится в сильной зависимости от финансирования (местным или центральным правительством) общественного сектора, но ситуация постепенно изменяется. Финансирование общественного сектора, поступающее за счет налоговых сборов, в основном имеет стабильно-статичную природу, в то время как существуют огромное количество возможностей подачи заявок на получение грантов и взимания платы за нетрадиционные услуги.
В то же самое время библиотеки ставятся в условия оценки смысла своего существования и тех услуг, которые они предлагают.
Если уровень государственного финансирования в прошлом возможно и отвечал потребностям традиционного обслуживания, то в настоящее время требования и ожидания населения меняются. За последние годы стоимость внедрения новых информационных и не связанных с книгами услуг, таких, например, как доступ в Интернет, увеличило расходы библиотеки, в то время как уровень государственного финансирования остался прежним. Дополнительные затраты, связанные с разработкой Web-сайтов и цифровых материалов продолжают увеличивать спектр обслуживания ожидаемого от библиотек, и связанные с этим расходы.
Нельзя сказать, что библиотеки не стараются исправить положение своими силами. Острый дефицит бюджета активизирует их усилия по поиску внебюджетных источников финансирования. По сути дела, срыв бюджетного финансирования ставит под вопрос существование полноценной уставной деятельности библиотек, а обращение к внебюджетным источникам становится единственной альтернативой для продолжения комплектования и осуществления библиотечного обслуживания.
Внебюджетные средства, то есть доходы:
- из бюджетов других уровней, в рамках участия в российских и региональных: программах;
- от получения благотворительных взносов, участия в целевых программах различных фондов и общественных организаций;
- собственные доходы, от собственной предпринимательской деятельности и платных форм обслуживания;
- штрафы и компенсации за нанесенный библиотеке ущерб.
Несмотря, но то, что эта тема в последние годы активно дискутировалась в профессиональной печати, единого мнения пока не выработано. Сущность противоречий можно сформулировать следующим образом: давая весьма незначительную часть доходов, платные услуги негативно сказываются на имидже общедоступных библиотек, в связи, с чем отрицательные явления в ближайшем будущем могут перечеркнуть скромные сегодняшние успехи.
Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотек добавочных финансовых и материальных затрат на их предоставление. Их введение в общедоступных библиотеках оправдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслуживания пользователе.
В целом, нынешнее финансовое положение всех учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии вышеперечисленных каналов и источников финансирования на сегодняшний день наиболее существенными остаются только бюджетные ассигнования. Фактически библиотеки оказались между двух огней: с одной стороны, слабая местная поддержка в виде нищенских бюджетных ассигнований, с другой, - необходимость следования принципам общедоступности и бесплатности пользования, накладывающим ограничение на развитие предпринимательской деятельности.
Определенное решение указанных проблем со стороны государства ОМС видится в более эффективном использовании существующих источников финансирования и создания условий для появления новых, Для чего необходимо:
- перераспределить расходные полномочия по решению вопросов местного значения в сфере культуры между ОМС поселений и муниципальных районов таким образом, что ОМС поселений, входящих в состав муниципального района, передают его ОМС часть своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих по селений в бюджет муниципального района, и наоборот, ОМС муниципального района предоставляет субвенции из районного бюджета в бюджеты поселений (п. 4 ст. 15 ФЗ № 131);
- более широко использовать муниципальный заказ как форму целевого бюджетного финансирования библиотек, что заложено и в программе бюджетного реформирования;
- освободить библиотеки от уплаты всех видов налогов в бюджеты разных уровней;
- стимулировать развитие благотворительности и спонсорства путем формирования соответствующей правовой базы;
- активнее использовать права ОМС по дополнительному стимулированию благотворителей и спонсоров;
- инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений в сфере культуры.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31. - Ст.4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, в ред. от 28.12.2016 г. №327-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, в ред. от 28.12.2016 г. // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - №32. - Ст. 3340.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, в ред. от 28.03.2017 г. // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301.
5. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. №3612-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
7. Базарова А.С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений // Учет и отчетность бюджетных учреждений. - 2013. - №3. - С.4-7.
8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.,2011. - 344с.
9. Вахрин П.И. Финансы: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 526 с.
10. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской федерации: Учебник для вузов / Под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. - СПб., 2013. - 450с.
1 1 .Высоцкая Е.К. Отчет об исследовании «Библиотеки российского села» // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. и материалов. - СПб., 2014. - 390 с.
12. Глухин А.В. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию
долгосрочных целевых программ: теоретико-методологический аспект // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30882.
13. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2012. -340.
14. Годовой отчет для бюджетных учреждений культуры и искусства - 2010 / Под общ. ред. к.э.н. Ю.А. Васильева [Электронный ресурс] // Бухгалтерия в вопросах и ответах. - М.: АюдарПресс,2012. - Режим доступа: http://soveturista77.ru/god
15. Горшков Ю.А. Введение в политэкономию библиотечно-информационной деятельности: монография / Ю.А. Горшков; Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиотековедения. - М., 2014. - С. 23-98.
16. Горшков Ю.А. Библиотека в стратегии современного экономического роста книгоиздания: монография / Ю.А. Горшков. - М., 2015. - С. 125-218.
17. Денисова И.П., Рукина С.Н. Оценка эффективности и результативности целевых программ при переходе к «программному бюджету» // Фундаментальные - 2013. - №8. - С.399-404.
18. Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. - 2014. - №12. - С. 29-34.
19. Доржиева И.Ц., Региональные финансы: качество управления / И.Ц. Доржиева, Д.Б. Доржиева, М.А. Баниева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. - 176с.
20. Дригайло В.Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практическое пособие. - М.: Либерея, 2014.
21. Дробозина Л.А. Основы теории финансов: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 370с.
22.Залогов Н.А. Механизмы реализации принципов бюджетного федерализма на региональном и муниципальном уровнях // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2011. - № 6. - С. 231-234.
23.Иванова О.Б., Рукина С.Н. Управление региональным бюджетом //
Финансовые исследования. - 2012. - №2. С. 87-95.
24 . Ильяева И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие. - М.: КноРус, 2008.
25 . Исмаилова Н.К. Пути повышения эффективности расходов государственного бюджета в области социальной сферы в современных условиях // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 283-286.
26. Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 344-348.
27. Ковалева Т.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: КНОРУС, 2015. - 208с.
28. Кожевникова Л.А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / Л.А. Кожевникова. - Новосибирск, 2011. - С. 49-83.
29. Кожевникова Л.А. Библиотека в структуре базовых социально¬экономических процессов территории: [монография]; Сиб. отд-ние РАН, Гос. публ. науч.-техн. б-ка. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2014. - 178 с.
30. Кожевникова Л.А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / Л.А. Кожевникова; Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Изд. - 2-е, доп. - Новосибирск, 2015. - С. 112-123.
31. Колесникова М.И. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов. - М., 2009. - С. 199-211.
32. Корпоративные финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. А.И. Вострокнутовой. - СПб.: Питер, 2014. - 592с.
33. Клюев В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой): учебное пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. - М.: Изд-во МГУКИ,
2012. - 143 с. ил.
34. Костоглодова Е.Д. Перспективы развития программно-целевых методов бюджетного планирования в сфере культуры. // Финансовые исследования. - 2015. - №2. - С.26-31.
35. Костоглодова Е.Д. Новации финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг учреждениями культуры. // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №361. - С.290¬291.
36. Костоглодова Е.Д. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в условиях реализации бюджетной реформы. / Развитие финансовой системы России в условиях глобализации. Ростов на Дону: РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2015. - С.108-113.
37. Львов Н., Трунов С. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. - 2016. - №11. - С.14-15.
38. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. - 2013. - №6. - С. 22-25.
39. Магура М.И. Современные персонал-технологии // Управление персоналом.
- 2013. - №6. - С. 65-68.
40. Мысляева И.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2016. - 393 с.
41. Николаева Т.П. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Изд.«ЮРАЙТ», 2012. - 237 с.
42. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. - М.: Экономика, 2006.
43. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие. -М.: Либерея, 2010. - 231 с.
44. Тищенко М.Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления / М.Н. Тищенко; науч. ред проф. А.Н. Ванеев. - СПб.: Профессия, 2016. - (Серия «Библиотека»), С.217.
45. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / сост.: С.А. Аверьянов и др..- СПб.: Профессия, 2012. - 302 с.
46. Управление современной библиотекой: настольная книга менеджера /
Всерос. Гос. б-ка ин. лит. им. М.И. Рудомино; ред. Е.А. Азарова, С.В.Пушкова. - М.: Изд-во ОГИ, 2010. - 130 с.
47. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 380с.
48. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2012. - 390 с.
49. Финансы. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 336с.
50. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. - М. : КНОРУС, 2014. - 256 с. (Бакалавриат).
51. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. / Т.В. Юрьева. - М.: Русская Деловая Литература, 2017. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ