Введение 11
1 Теоретическая часть. Методологические аспекты бизнес-планирования. 13
1.1 Понятие бизнес-плана 13
1.2 Цель и задачи бизнес-плана 17
1.3 Структура бизнес-плана 20
2 Проектно-аналитическая часть. Бизнес-план открытия ООО «Центр повышения квалификации» 39
2.1 Резюме 39
2.2 Цель проекта 40
2.3 Нормативные требования 41
2.4 Анализ положения предприятия в отрасли 42
2.5 Описание предоставляемых услуг 46
2.6 Маркетинговое исследование 54
2.7 Производственный план 58
2.8 Финансовый план 62
2.9 Анализ риска 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Для открытия любого предприятия, прежде всего, необходимо составить бизнес-план. В нём отражены различные трудности и проблемы, с которыми придётся столкнуться предпринимателю на пути к своим целям. Бизнес-план это важнейший инструмент стратегического планирования работы любой фирмы, независимо от сферы ее деятельности.
Целью бизнес-плана может быть привлечение инвестиций, получение кредита или же определение фактических и стратегических ориентиров фирмы. Бизнес --планирование является одной из наиболее актуальных задач для предпринимателей. Начиная свой бизнес, каждый предприниматель должен ясно осознавать и представлять потребность на перспективу в трудовых, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь правильно рассчитать эффективность использования имеющихся ресурсов в процессе работы фирмы.
Бизнес-план помогает предпринимателю продумывать свою стратегию, и осознавать существующие ограничения. Он позволяет избежать многих потенциально опасных ошибок, таких как недостаток капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежных средств, неправильный выбор местонахождения предприятия, неверный подбор персонала и ориентирование не на тот рынок, который действительно нужен для получения прибыли.
Целью бакалаврской работы является разработка бизнес-плана создания ООО «Центр повышения квалификации» и оценка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
исследовать методологические аспекты и экономическую сущность основных категорий и понятий бизнес-планирования на предприятии;
рассмотреть цели и задачи бизнес-плана;
рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
разработать бизнес-план создания ООО «Центр повышения квалификации»;
оценить экономическую эффективность проекта, а так же предложить рекомендации по минимизации рисков;
Предметом данной работы являются основные экономические показатели эффективности проекта.
Объектом данной работы является процесс создания предприятия на примере ООО «Центр повышения квалификации».
Теоретической и методологической базой бакалаврской работы стали работы отечественных и зарубежных авторов по бизнес-планированию, экономике предприятия, финансам, планированию, экономике предприятия, и финансовому анализу.
В первой части «методологические аспекты бизнес-планирования» рассматривается понятие бизнес-плана, его актуальность и необходимость разработки. А так же приведены цели, задачи бизнес-плана и его структура.
Во второй части «Бизнес-план открытия ООО «Центр повышения квалификации»» ведется разработка основных разделов бизнес-плана для создания центра повышения квалификации. Рассматриваются и анализируются основные разделы бизнес-плана.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного анализа и разработанному бизнес-плану.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можем сделать следующие выводы:
Бизнес-план необходим, он является составной частью любого предприятия. Бизнес-план в конечном итоге должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Бизнес-планирование - это осознанное предвидение действий в будущем, моделирование результатов деятельности, поиск благоприятных возможностей, создание условий завтрашнего дня. Бизнес-планирование можно охарактеризовать как особый тип процесса принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются его потенциальные ресурсы, формулируются цели на перспективу и устанавливается приоритетность решения задач для их достижения.
Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
В процессе выполнения данной работы были достигнуты все поставленные цели и задачи. Были исследованы методологические аспекты бизнес-планирования, рассмотрены цели и задачи бизнес-планирования и приведена типовая структура бизнес-плана. В практической части бакалаврской работы был разработан бизнес-план по открытию ООО «Центр повышения квалификации». При выполнении бизнес-плана было написано резюме проекта, сформирована цель бизнес-плана приведён список документов и требований, необходимых для открытия ООО и получения лицензии для ведения образовательной деятельности. Проведено исследование и выявлены наиболее актуальные и популярные курсы повышения квалификации. Проведён анализ конкурентов на рынке, приведены направления курсов повышения квалификации и переподготовки, а так же указаны цены на предоставляемые образовательные услуги. Разработан организационный план и выполнен расчёт финансовых показателей. А так же был проведён анализ риска ООО «Центр повышения квалификации» и приведены способы защиты, которые позволят существенно снизить рискованность проекта.
Оценка эффективности проекта показала, что в первый год работы предприятие достигнет точки безубыточности, а уже на второй год рентабельность оказываемых услуг составит 12,34%. Так же был рассчитан чистый доход и чистый дисконтированный доход. Срок окупаемости проекта: 1 год 5 месяцев. Таким образом, данный бизнес-проект является выгодным и эффективным.
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. учебник / М.М. Алексеева. Москва: М. Форум, 20013. - 248 с.
2. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга. Учебное пособие/ С.А. Аникеев. C. Петербург: Информ-Студио, 2016. - 128 с.
3. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко. Новосибирск, : “ДИС”, НГАЭ и У, 2018 г. - 385 с.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. Учебник/ И.Т. Балабанов: Томск: Финансы и статистика, 2010. - 384 с.
5. Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. Москва:—[3-е изд].—М.: Ось-89, 2008.-576 с.
6. Горохов Н.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. Учебное пособие / Н.Ю. Горохов. Москва: Информационно-издательский дом Филинъ, 2019 - 208 с.
7. Грибалев, Н.П., Игнотов И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалёв С. Петербург: Белл, 2018 - 203 с.
8. Гурьянова Э.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие./ Э.А. Гурьянова Казань, 2019 - 137 с.
9. Григорьев В.В. Оценка предприятия: теория и практика.
Учебник / В.В. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
10. Кистерева Е. В. Инвестиционный бизнес-план : расчет эффективности проекта. Методические указания / Е. В. Кистерева Москва: Информационно-издательский дом Филинъ 2018.—№5.—С. 54-63
11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Учебник / А.И. Ковалёв Издание 2-е, переработанное и дополненное. Томск.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2019 г. - 511 с.
12. Кочеткова А. В. Бизнес-план : [коммуникационный
менеджмент]. Учебное пособие / А. В. Кочеткова Коммуникационный менеджмент: [учеб. пособие для вузов] Москва: Ось-89 —М., 2018.—С. 287292.
13. Латфуллин Г.Р. Основные цели и задачи в бизнес- планировании. Учебное пособие/ Оренбург: изд. Чайка , 2019- с. 117.
14. Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений. Учебник./ М.И. Магура . Москва: изд. Ось-89 2010. - С.72-74
15. Мау А.Г. Методические указания по организации повышения квалификации и переподготовки сотрудников./ А.Г. Мау Казань - 2012.-69 с...30