ПРОДВИЖЕНИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. КРАСНОЯРСКА МЕТОДАМИ DIGITAL-МАРКЕТИНГА. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ
Реферат
Введение 4
1 Рынок общественного питания: специфика и основные определения 13
1.1 Рынок общественного питания в России: статистика, проблематика,
современное состояние и тенденции 13
1.2 Специфика маркетинговой и рекламной деятельности на рынке
общественного питания в г. Красноярск 26
Выводы по главе 1 41
2 Digital маркетинг: основные инструменты, тенденции и проблемы 42
2.1 Особенности применения инструментов digital-маркетинга на рынке
общественного питания г. Красноярск 42
2.2 Разработка и реализация стратегии с применением инструментов digital -
маркетинга на рынке общественного питания г. Красноярск 51
Выводы по главе 2 75
Заключение 76
Список использованной литаратуры 80
Приложение А 88
Приложение Б 90
Приложение В 94
Приложение Г 101
Приложение Д 104
Приложение Е 112
Приложение Ж 123
Приложение И 134
Актуальность темы исследования
Потребители и их затраты важны для сегодняшнего потребительского рынка. Человек начал потреблять не для удовлетворения своих основных потребностей и обеспечения возможности комфортного существования, а стал потреблять для других целей: для изменения своего социального статуса, для получения признания в обществе и для повышения самооценки.
Сегодняшнее потребление во многом определяет направление общественного развития, определяет социальные нормы, образ жизни и образ мышления. Потребление становится одним из главных трендов современности. С развитием современного общества потребления в России развивался институт общественного питания и ресторанного бизнеса. Рынок питания ежегодно расширяется и сегментируется, появляются новые виды организаций общественного питания.
Понимание поведения потребителей, однозначно, полезно для построения и ведения успешного бизнеса. Изучение мотивации и моделей поведения потребителей также очень важно для создания высококачественного продукта, рекламной кампании, а также разработки эффективной товарной политики.
Существует миф, что заведениям общественного питания необязательно тратить большие средства на рекламу, ведь они призваны удовлетворять основную физиологическую нужду человека - голод, и даже без рекламы заведение будет зарабатывать достаточно для того, чтобы покрывать постоянные и переменные расходы, а реклама лишь увеличит их часть. Но на самом деле это не так даже самым «раскрученным» заведениям необходимо определенное количество рекламы.
В связи с перегруженностью рынка общественного питания Красноярска, заведениям уже мало предоставлять просто качественный продукт, они вынуждены соревноваться друг с другом по количеству дополнительных услуг. Необходимо также давать нужное количество качественной рекламы.
Но и на рекламном рынке в сфере общественного питания г. Красноярска уже довольно высокий уровень конкуренции. Заведения борются за своего целевого потребителя на просторах интернета, на улице посредством наружной рекламы, на телевидении, радио и т.д. Особой популярностью на данный момент пользуется реклама в социальных сетях по причине относительно малых затрат и легкого доступа к целевой аудитории.
Постепенно инструменты классического маркетинга и рекламы «приедаются». Иногда даже бывает так, что наш целевой потребитель не видит, или не замечает рекламное сообщение, так как он постоянно находится в окружении тысяч рекламных сообщений и уже научился на них не реагировать.
Потребительская ценность в цифровой экономике сместилась от услуг к покупкам как неотъемлемой части продукта/услуги. Опыт должен быть уникальным и контекстным. Опыт покупки напрямую влияет на удовлетворенность потребителя, лояльность к бренду, а также на его готовность рекомендовать бренд своим друзьям, что требует более глубокого изучения.
Активная оцифровка покупательского поведения требует дальнейшего изучения и улучшения покупательского опыта как в реальной, так и в цифровой среде. В этом аспекте «покупка» относится ко всему, что клиент испытывает при взаимодействии со структурой бизнеса различными другими способами: с помощью приложения на мобильном телефоне, сайта, или через социальные сети. Или же непосредственно в заведении получая обслуживание.
В сегодняшнем мире, институт общественного питания мало того, что зависим от рекламы и маркетинга, но и цифровые технологии имеют важное место. Таким образом, объединив маркетинг и цифровые технологии добиться идеального инструмента для воздействия на потребителя.
Степень изученности темы
Сейчас рынок общественного питания активно развивается, он перестал быть отраслью, где наблюдается стагнация. Предприниматели все больше экспериментируют со своими форматами, люди находят занимательные места. Поход в кафе или ресторан в целом изменил свой формат, из места для особенных дат, к месту для проведения повседневного вечера.
Чтобы добиться лидерства на рынке, необходимо управлять маркетингом, т.е. влиять на рынок в продвижении своей продукции. Таким образом, проблема управления маркетингом не является внутренней проблемой компании, так как эффективно управление будет зависеть от того, в каком состоянии находится компания с точки зрения требований рынка.
Для написания выпускной квалифицированной работы по теме «Продвижение компании на рынке общественного питания г. Красноярска методами digital-маркетинга. Тенденции развития и особенности коммуникации с целевой аудиторией» потребовалось изучить понятия: «продвижение», «рынок общественного питания», «digital-маркетинг», «маркетинг», «контент»,
«мобильный маркетинг», «партнерский маркетинг», «интернет-маркетинг»
Болокан Д. И. считает, что рынок общественного питания является одним из самых молодых способов ведения бизнеса. В статье также затрагивается необходимость маркетинговых исследований и применения конкретных маркетинговых приемов на практике для достижения лидерства на рынке (Якушина, 2016. С. 180-198).
В работе Т. А. Вашко, С. В. Здрестова-Захаренковой, И. А. Максименко рассмотрены проблемы отечественного рынка общественного питания в кризисный и посткризисный период, определены основные тренды в его развитии на ближайшие годы. Анализ факторов, влияющих на формирование товарооборота в заведении, проводится с помощью уравнений регрессии для определения количественной оценки этих факторов и выделения наиболее важных из них. Результат исследования показал, что максимальную степень влияния на развитие внутреннего рынка общественного питания оказывают: потребительские расходы на питание «вне дома» на душу населения, размер среднего чека на посетителя, количество заведений на рынке (Якушина, 2016 С. 180-198).
Проблемы и тенденции развития рынка общественного питания на современном этапе и влияние экономического кризиса на деятельность российских предприятий общественного питания выявлены в работе А. Е. Гавриловой.
Характерные особенности сектора рынка услуг, связанных с деятельностью ресторанной компании, подчеркнуты работами авторов Т. А. Джум, М. В. Ксенз, Е. Л. Заднепровской. В статье также анализируются требования к качеству услуг в соответствии с действующими стандартами в отрасли и исследуются наиболее важные на данный момент тенденции с учетом западной практики организации производства и обслуживания в предприятиях общественного питания. Успешные предприятия переходят на более высокий уровень производительности, стремясь сделать свой бизнес популярным местом отдыха для потребителей, чтобы укрепить свои позиции на рынке (Джум, 2019. С. 41-48).
Рынок общественного питания - это комплексная компания, которая сочетает различные традиции. Маркетологи стараются привлечь как можно больше потребителей, используя различные инструменты маркетинга. Можно с легкостью выявить экономическую цель рынка - получить прибыль. Но для многих владельцев бизнеса общепита, важной целью является угодить клиенту и постоянно совершенствовать свой бизнес стремясь к идеалу. На сегодня кушать вне дома является обычной жизнью. Люди приходят в заведения имея разный социальный статус. Но возвращаясь к экономической цели любого владельца бизнеса, и популяризацией у потребителя походов в заведения, возникает высокий уровень конкуренции. А соответственно необходимо выбрать правильные инструмент для продвижения своей компании, чтобы привлечь как можно больше потребителей.
В статье анализируется специфика российского рынка, его сегментация, степень конкуренции, а также роль фирменного стиля, дизайна, дизайна интерьера и PR-технологий в индустрии общепита (Бородаева, 2018. С. 12).
Первый шаг к успеху любого бизнеса - это правильный выбор канала продвижения рекламы. Но сделать его непросто: каналов много, и у каждого есть свои плюсы и минусы. В работе В. А. Киреевой рассмотрены преимущества двух каналов, двух форматов продвижения - offline (журнальные статьи, визитные карточки, креативные наклейки, наружная реклама, реклама на радио и т. п.) и цифровой маркетинг (SEO, контекстное продвижение, SMM и т. д.) (Киреева, 2019. С. 155-160).
Наиболее эффективным решением является применение digital- маркетинга.
Офлайн реклама часто не может дать для определенного сегмента хороших результатов, это всё связано с замыленным восприятием у потребителей. Digital- маркетинг позволяет маркетологам составлять конкретные цели и получать желаемый результат. Путем создания омниканальной системы воздействия на потребителя, потенциальный клиент окажется гостем заведения.
Мобильный маркетинг становится популярным инструментом у маркетологов. Такой подход позволяет активно продвигать свои компании, адаптируя рекламу под смартфоны, излагает в своей статье Глебова Г. С.
Е.С. Гусева в рамках своего диссертационного исследования предлагает свое определение digital-маркетинга, подчеркивая основные сходства и различия между терминами digital-маркетинг, реклама, нативная реклама и Public Relations. Для решения данной проблемы, информация по данной теме, то есть собственный практический опыт автора были опубликованы, проанализированы и представлены в виде таблиц. Для более наглядного представления выявленных различий были разработаны две матрицы, позволяющие различать эти определения (Гусева, 2018. С. 14).
Вывод следующий, узко направленное сообщение на потенциального потребителя можно отнести к той или иной концепции основываясь на том, какой посыл имеет сообщение, на каких платформах оно размещено, какие были условия публикации, а также какие преимущества использовал маркетолог для воздействия. Это может быть просто красивая картинка приятная на глаз или же описание услуг, компании и т.д. Е. С. Гусева изъявила такую идею как введение понятия «контент», и понимать его стоит как неразделимую деталь для digital- маркетинга.
На сегодняшний день тема маркетинга в России определяется общемировыми тенденциями и конкретно российским развитием, и трансформацией рыночных отношений. Проблематике маркетинга в период кризиса общества уделяют внимание такие авторы как: И. Б. Манн, Э. Серновиц, Д. Турусин, П. Хенли.
Очень большое количество трудов посвящено маркетингу, но изучение специфики продвижения услуг с применением инструментов digital-маркетинга на рынке общественного питания, довольно мало.
Изучению специфики продвижения на рынке общественного питания и ресторанного бизнеса посвящены исследования и практические рекомендации таких авторов, как: А. В. Гидбут, А. Г. Мезенцев, А. Д. Чудновский, В. Г. Гуляев, М. Н. Смирнова, К. С. Шеремент, В. С. Анфилатов, А. А. Емельянова, А. А. Кукушкин, И. А. Бланк, В. В. Волгин, А. Г. Воронин, А. Г. Мезенцев, Д. Грейсон, Т. И. Друкер, А. О. Яворская, И. В. Зорин, Н. И. Кабушкин, В. Азар, И. С. Бирюков, И. П. Мацицкий, А. В. Чернышев.
В книге «Маркетинг-менеджмент в системе организации общественного питания» Г. Л. Багиев уделяет внимание разработкам основ формирования стратегий развития общественного питания.
Также свои работы посвятили исследованию рынка общественного питания такие авторы, как: К. А. Баган, В. Г. Бычков. В их работах можно найти много полезной информации о перспективах развития интересующего нас рынка.
В своей книге «Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании» С. Б. Жабина раскрывает «Современные технологии управления маркетингом, излагает методологию маркетингового управления, адаптированную к современным условиям отечественного рынка. Большое внимание уделено товарной политике, ценообразованию, системе распределения и коммуникаций» (Жабина, 2014).
С. Юзеф раскрыл в своей книге сущность и роль общественного питания на рынке, а также методы повышения конкурентоспособности и продвижения услуг общественного питания.
Объектом выпускной квалифицированной работы является рынок общественного питания г. Красноярска.
Предметом выпускной квалифицированной работы является digital- маркетинг как метод продвижения компании на рынке общественного питания г. Красноярска.
Цель: проанализировать тенденции развития и особенности коммуникации с целевой аудиторией методами digital-маркетинга на рынке общественного питания г. Красноярска....
Сегодня абсолютно любая организация нуждается в постоянном продвижении - будь то компания, поставляющая товары первой необходимости, или компания, строящая свою работу на импульсивных покупках. Перед лицом жесткой конкуренции практически на каждом рынке организация, которая не работает над повышением своей узнаваемости и лояльности клиентов, рискует своей прибылью и, в конечном итоге, своим существованием.
Рынок общественного питания - один из самых заполненных рынков Красноярска. И в этом контексте рестораторам необходимо не только правильно использовать свои ресурсы, следить за качеством предлагаемых продуктов и услуг, но и продвигать свое заведение, чтобы реклама не превращалась в фоновый шум вместе с рекламными сообщениями конкурентов. Для этого необходимо учитывать специфику рынка, рекламируемый товар и целевую аудиторию, для которой этот товар предназначен. Ведь если не учитывать данные переменные, то заведение будет пустовать.
Рынку сложно продвигаться на рынке в отличие от других сфер, дело всё в том, что именно эмоциональная реакция клиента будет оценкой качества. Этого сложно добиться, так как существует множество аспектов, например деятельность персонала, качество еды, сам посетитель (его настроение, эмоциональное состояние), интерьер заведения. То есть каждая мелочь собирается в одну оценку о заведении. Поэтому заведению необходимо добиться в каждом аспекте идеала.
Рынок общепита стал лидирующим в сегменте российской экономики. Но за последние десять лет из-за мирового кризиса рынок общественного питания упал. Также рынок общественного питания сильно пострадал во время пандемии. С одной стороны, пострадали от введенных ограничений, а с другой стороны, наблюдалась тенденция к снижению доходов населения. В мае 2020 года оборот общественного питания снизился более чем в 2 раза, после этого началось постепенное восстановление индустрии.
Индустрия рынка общественного питания в Красноярском крае долго будет возвращаться к первоначальным показателям и стала понемногу восстанавливаться. Сейчас в 2021 году положение дел постепенно улучшается.
Несмотря на выход из режима самоизоляции, россияне продолжают активно пользоваться доставкой еды. Этот канал продаж поможет владельцам заведений быстрее пройти период восстановления от коронавируса. Эпидемия не только привлекла внимание потребителей к сервисам доставки в моменте, но и ускорила изменение модели их поведения. И аудитория активных пользователей доставки, и аудитория тех, кто в принципе знаком с такими сервисами, значительно расширилась за период домашней изоляции.
В рамках выпускной квалифицированной работе было проведено качественное исследование на тему «Мнение представителей профессионального сообщества о состоянии и развитии digital-маркетинга на рынке общественного питания в г. Красноярск» в форме личного опроса, где респонденты (представители профессионального сообщества на изучаемом рынке общественного питания) дали развернутый ответ. Исследование проводилось в мае 2021 г.
Можно сделать вывод, что пандемия внесла свои коррективы компаниям пришлось перестроиться и найти новые инструменты для того, чтобы удержать клиентов. И подходящим стали инструменты digital-маркетинга. Такой подход позволяет повысить узнаваемость бренда, улучшить имидж компании, увеличить доверие потребителя и привлечь новых клиентов. Маркетологи задолго до пандемии использовали методы digital-маркетинга для продвижения, в основном SMM, а в период пандемии сделали на них больший акцент.
Именно коронавирус и послужил фактором, который сыграл главную роль в развитии digital-маркетинга на рынке общественного питания. Респонденты отметили, что из-за закрытых заведений и пропускной системы пришлось находить новые возможности для продвижения заведений. Больше стали уделять внимание на контент в социальных сетях. Грамотное его применение, позволяет не только удержаться на плаву, а также развиваться и расширяться, привлекая все больше лояльных потребителей.
Таким образом, гипотеза о том, что на сегодняшний день, из-за пандемии и экономического кризиса инструменты digital-маркетинга стали преимущественными в качестве продвижения для рынка общественного питания в городе Красноярск, подтвердилась.
Красноярский общепит ориентируется на жителей города, именно поэтому цены приемлемые. Ведь Красноярск не считается курортным городом и если и есть приезжие по делам или поглядеть на красоты центра Сибири, то это совсем небольшой процент приезжих.
Уверенными шагами разрастаются недорогие, относительно других, заведения: столовые, закусочные, кафе, бары - куда направляется основная масса потребителей. Это происходит по понятным причинам: здесь на нейтральную территорию приходят люди разного материального достатка и в комфорте проводят свой досуг.
Рынок общественного питания в г. Красноярск - именно та отрасль, которая использует максимальное количество методов продвижения, чтобы привлечь потребителя и устоять в конкурентной битве. Инструмент продвижения, который выбирает компания во многом зависит от категории заведения, также очень важна целевая аудитория и позиционирование. Для начала необходимо определить стратегию продвижения, составить бюджет и начинать привлекать клиентов.
В сфере питания есть один очень важный факт, который уже был назван неоднократно - это высокая конкуренция. И так как все предприятия используют классические способы продвижения, работа маркетологов усложняется и появляется необходимость в поиске новых креативных идей для коммуникации с потребителем.
В рамках выпускной квалифицированной работе было проведено количественное исследование на тему: «Исследование отношения потребителей к рекламе кейтеринга с применением инструментов digital-маркетинга в г. Красноярск». Исследование проводилось с мая по июнь 2021 года.
Исходя из количественного исследования можно выделить эффективные инструменты digital-маркетинга на рынке общественного питания:
• мобильный маркетинг - мобильное приложение;
• интернет-маркетинг - фирменный сайт компании, SEO-продвижение (оптимизация поисковой системы), SMM (продвижение в социальных сетях), SERM (управление репутацией компании в сети), контекстная реклама.
Данные инструменты были успешно применены практически в разработке стратегии продвижения проекта «Catering Please!».
Цель выпускной квалификационной работы, заключающаяся в анализе тенденций развития и особенности коммуникации с целевой аудиторией методами digital-маркетинга на рынке общественного питания г. Красноярска, выполнена, задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Болокан, Д. И. Маркетинг в ресторанном бизнесе / Д. И. Болокан // Практический маркетинг: материалы IV международной студенческой научнопрактической конференции. Ответственный редактор И. Л. Сурат, 2019. - С. 1719.
2. Бородаева, Д. Д. Управление ресторанным бизнесом в условиях конкуренции / Д. Д. Бородаева, С. А. Труфанов // Вектор экономики. - 2018. - № 2 (20). - С. 12.
3. Вашко, Т. А. Формирование и развитие рынка ресторанных услуг России: эмпирическое исследование факторов, влияющих на рост / Т. А. Вашко, С. В. Здрестова-Захаренкова, И. А. Максименко // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 10. - С. 3149-3162.
4. Вертайм, К. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий / К. Вертайм, Я. Фенвик. - Москва: Альпина Паблишер, Юрайт, 2010. - 384 с.
5. Винникова, А. А. Эффективные инструменты digital-маркетинга для ресторанного бизнеса / А. А. Винникова, Т. А. Береговская // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Технологическое лидерство: взгляд за горизонт: материалы IV Международного научного форума, Москва, 25-26 ноября 2020 года. - Москва: Государственный университет управления, 2021. - С. 177-183.
6. Гаврилова, А. Е. Тенденции развития ресторанного рынка России /
А. Е. Гаврилова // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы X международной научно-практической конференции, 2018. - С. 54-57.
7. Гениберг, Т. В. Ситуация на рынке ресторанного бизнеса / Т. В. Гениберг, Е. А. Сафонова // Вестник науки. - 2018. - Т. 1. - № 9 (9). - С. 112113.
8. ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов»). - Введ. 01.01.2016. - Москва : Стандартинформ, 2013. - 14 с.
9. ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения. - Введ. 2015-01-01 - Москва : Стандартинформ, 2013. - 16 с.
10. Гринберг А. М. Формирование лояльности потребителя в ресторанном бизнесе / А. М. Гринберг // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2019. - № 5. - С. 29-32.
11. Дедюлина, А. М. Контент-маркетинг - искусство убеждения /
А. М. Дедюлина // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. - С. 161-164.
12. Джум, Т. А. Современные тренды ресторанного рынка / Т. А. Джум, М. В. Ксенз, Е. Л. Заднепровская // Сфера услуг: инновации и качество. - 2019. - № 45. - С. 41-48.
13. Ерлыгина Е.Г. Яманов А. А. Роль digital-маркетинга в системе рыночных отношений [Электронный ресурс] : Е. Г. Ерлыгина, А. А. Яманов // Бюллетень науки и практики. - 2020. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-digital-marketinga-v-sisteme-rynochnyh- otnosheniy (дата обращения: 05.05.2021).
14. Жабина, С. Б. Маркетинг в организациях общественного питания. Учебное пособие для СПО / С. Б. Жабина. - Москва: 2017. - 264 с.
15. Жабина, С. Б. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание. Учебное пособие для академического бакалавриата / С. Б. Жабина. - Москва: Юрайт, 2017. - 264 с....62