Проведен анализ Стратегии социально – экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 6
1.1.Организационно-правовые основы стратегического управления в сфере физической культуры и спорта 6
1.2.Характеристика системы документов стратегического планирования, направленных на развитие сферы физической культуры и спорта 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ21
2.1. Анализ документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по целеполаганию 21
2.2. Анализ документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по прогнозированию 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 30
3.1. Анализ документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по планированию и программированию30
3.2. Анализ методов и инструментов реализации стратегии в сфере физической культуры и спорта 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. С учетом роста заболеваемости, связанной с малоподвижным образом жизни, а также значительного влияния спорта на экономическое развитие, национальную безопасность и социальную стабильность, вопрос стратегического планирования и управления отраслью приобретает особую значимость. Государственная поддержка и регулирование сферы физической культуры и спорта требуют разработки и внедрения долгосрочных программ, обеспечивающих доступность спортивной инфраструктуры, повышение качества подготовки спортсменов и тренерского состава, а также формирование устойчивого интереса населения к активному образу жизни. Особое внимание следует уделить вопросам финансирования, межведомственного взаимодействия, нормативно-правового регулирования и внедрения современных управленческих технологий.
Исходя из вышеприведенного, можно отметить, что изучение механизмов стратегического государственного управления данной сферой в современных условиях является своевременной и значимой научно-практической задачей, решение которой позволит оптимизировать процессы управления и обеспечить их соответствие актуальным вызовам времени.
Объект исследования – сфера физической культуры и спорта.
Предмет исследования – система стратегического государственного управления сферой физической культуры и спорта.
Цель исследования – проведение комплексного исследования теоретических и практических аспектов сущности и особенностей процесса стратегического государственного управления сферой физической культуры и спорта, как на уровне всей страны, так и на примере отдельного региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить организационно-правовую основу стратегического государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
- дать характеристику системы документов стратегического планирования, направленных на развитие сферы физической культуры и спорта;
- проанализировать документы стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по целеполаганию;
- проанализировать документы стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по прогнозированию;
- проанализировать документы стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по планированию и программированию;
- проанализировать методы и инструменты реализации стратегии в сфере физической культуры и спорта.
Теоретической основой исследования послужили труды таких специалистов в области государственного и муниципального управления, как И.А. Абрамяна, В.В. Келарева, Е.Ю. Коваленко, В.А. Корнилович, М.А. Красновой, П.В. Магданова, Т.Р. Соломатиной, В.А. Таймазова, Л.Б. Шабановой, В.А. Шамахова, Л.С. Шеховцевой.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы, как теоретические, так и практические методы исследования. В числе теоретических методов следует отметить метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, обобщения, аналогии. Среди используемых практических методов следует отметить методы наблюдения, анализа документации, статистический анализ.
Теоретическая значимость исследовании язаключается в том, что в ходе работы был проведен комплексный анализ системы стратегического государственного управления в сфере физической культуры и спорта посредством анализа организационно-правовой основы стратегического государственного управления в сфере физической культуры и спорта и характеристики системы документов стратегического планирования, направленных на развитие физической культуры и спорта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в рамках настоящей курсовой работы был проведен комплексный анализ документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по целеполаганию и прогнозированию, а также анализ реализации стратегии развития сферы физической культуры и спорта, как на уровне всей страны, так и на примере отдельной Нижегородской области.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Основываясь на вышеизложенном, сделаем обобщающие выводы. Так, государственное управление представляет собой процесс реализации административной деятельности органами государственной власти, которое непосредственно направлено на достижение поставленных целей и задач, а также на реализацию выбранной стратегии развития той или иной сферы. При этом, управление, может быть, двух основных видов – оперативное и стратегическое.
В рамках настоящего исследования, под стратегическим управлением определили совокупность форм и методов воздействия государства на объект управления (в рамках настоящего исследования – сферу физической культуры и спорта) с целью повышению конкурентоспособности последнего и обеспечения его долгосрочного устойчивого развития. Для реализации стратегического управления необходимо одновременное сочетание четырех основных ее элементов: миссия, общеорганизационные и специфические цели, ведущие приоритеты или принципы распределения ресурсов, правила осуществления управленческих решений.
Все документы стратегического планирования можно разделить по двум основным критериям. В первую очередь, данные документы различны по уровню принятия – выделяют федеральный, региональный и муниципальный уровень и соответствующие данным уровням документы стратегического планирования. Кроме того, существует различие в документации стратегического планирования в зависимости от вида деятельности участников – выделяют документы стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по целеполаганию, прогнозированию, программированию и планированию, а также мониторинга и контроля.
В рамках целеполагания проанализированы такие документы стратегического планирования, как ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Стратегия социально – экономического развития РФ, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, стратегия социально – экономического развития макрорегионов.
В рамках анализа документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по прогнозированию, на федеральном уровне были проанализированы Прогноз научно – технологического развития Российской Федерации до 2030 года, Прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а именно до 2036 года, Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период (до 2036 года), Прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
На федеральном уровне к перечню документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по планированию и программированию относятся: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, Национальные проекты Российской Федерации (например, проект «Демография», «Спорт – норма жизни»), государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», планы деятельности федеральных органов исполнительной власти, в особенности Министерства спорта Российской Федерации.
В рамках второй главы настоящей курсовой работы был проведен анализ документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по целеполаганию и прогнозированию на региональном и муниципальном уровнях. На уровне субъекта к документам стратегического планирования сферой физической культуры и спорта относятся: Прогноз социально – экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период до 2035 года, Бюджетный прогноз Нижегородской области Российской Федерации на долгосрочный период, Прогноз социально – экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
На уровне муниципального образования к документам стратегического планирования сферой физической культуры и спорта относятся: Прогноз социально-экономического развития Нижнего Новгорода на 2023-2032 годы, Бюджетный прогноз Нижнего Новгорода на долгосрочный период (2023-2032 годы).
В рамках третьей главы проведен анализ реализации стратегии развития сферы физической культуры и спорта. На региональном уровне к перечню документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по планированию и программированию относятся: План мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития Нижегородской области, постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении государственной программы «Нижегородской области «Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области», Схема территориального планирования Нижегородской области.
На муниципальном уровне к перечню документов стратегического планирования сферой физической культуры и спорта по планированию и программированию относятся муниципальные программы, например, постановление Администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде» на 2023-2028 год».
Таким образом, вся существующая система нормативно-правового регулирования стратегического государственного управления сферой физической культуры, направлена на повышение эффективности и качества системы спортивного развития нашей страны.
1. Конституция Российской Федерация (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172- ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
6. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
8. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации
9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года
10. Указ Президента РФ от 08.11.2021 N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации"
11. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
12. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1661 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
13. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года
14. Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период
15. Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта»
16. Национальный проект «Демография»
17. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
18. План деятельности Министерства спорта РФ на 2025 год
19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 "Послание Президента Федеральному Собранию"
20. Прогноз научно – технологического развития Российской Федерации до 2030 года
21. Прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (до 2036 года)
22. Прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
23. Федеральный проект «Спорт – норма жизни»
24. Стратегия социально – экономического развития Нижегородской области до 2035 года
25. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 285 «Об утверждении государственной программы «Нижегородской области «Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области»
26. Бюджетный прогноз Нижегородской области Российской Федерации на долгосрочный период
27. План мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития Нижегородской области
28. Прогноз социально – экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
29. Прогноз социально – экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период до 2035 года
30. Схема территориального планирования Нижегородской области
31. Стратегия социально – экономического развития города Нижний Новгород на период до 2030 года
32. Бюджетный прогноз Нижнего Новгорода на долгосрочный период (2023-2032 годы)
33. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 27.12.2022 №7119 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Развитие физической культуры и спорта в городе Нижнем Новгороде» на 2023-2028 год»
34. Абрамян, И.А. Целеполагание в управлении сферой физической культуры и спорта в масштабах государства / И.А. Абрамян // Вестник Академии знаний. - 2024. - №5 (64). – С. 503 – 509.
35. Келарев, В.В. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием сферы физической культуры и спорта / В.В. Келарев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . - 2019. - №1. – С. 100-109.
36. Коваленко, Е. Ю. Особенности государственного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта / Е.Ю. Коваленко // Российско-азиатский правовой журнал. - 2022. - №2. – С. 17 – 25.
37. Корнилович, В.А. Государственное стратегическое управление: социологический подход [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/gosudarstvennoe-strategicheskoe-upravlenie-sotsiologicheskii-podkhod?ysclid=m7lgoxgd6x977335325 (дата обращения: 25.02.2025)
38. Краснова, М. А. Проблемы государственного управления в сфере физической культуры и спорта / М.А. Краснова // Инновации и инвестиции. - 2023. - №5. – С. 78 – 83.
39. Магданов, П. В. Современный подход к стратегическому планированию / П.В. Магданов // ArsAdministrandi. - 2011. - №1. – С.11 – 27.
40. Соломахина, Т. Р. Влияние финансирование на траекторию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / Т.Р. Соломахина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - №8. – С. 221 – 226.
41. Таймазов , В.А. Особенности стратегического планирования в системе управления физической культуры и спортом в России / В.А. Таймазов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - №4 (182). – С. 445 – 454.
42. Шабанова, Л.Б. Роль государственного и муниципального управления в развитии физической культуры и спорта / Л.Б. Шабанова // Вестник науки и образования. - 2021. - №11-1 (114). – С. 89 – 94.
43. Шамахов, В. А. О государственном управлении и государственной идеологии / В.А. Шамахов // Управленческое консультирование. - 2021. - №10 (154). – С. 8 – 10.
44. Шеховцева, Л. С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона / Л.С. Шеховцева // Вестник МГТУ. - 2006. - №4. – С. 690 – 694.
45. Итоговая коллегия министерства спорта Нижегородской области от 25 февраля 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://sport.nobl.ru/presscenter/news/111776/?ysclid=m7mzkdccco959300171 (дата обращения: 27.02.2025)