Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовая ответственность за контрабанду

Работа №17200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
747
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие контрабанды, особенности возбуждения уголовного
дела и обстоятельства подлежащие установлению по делам о контрабанде 7
1.1. Понятие и характеристика контрабанды 7
1.2. Особенности возбуждения уголовного дела 27
1.3. Обстоятельства подлежащие установлению по делам о контрабанде 36
Глава II. Первоначальный и последующие этапы расследования контрабанды 40
2.1. Тактика следственных действий на первоначальном этапе расследования контрабанды 40
2.2. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования 49
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 65


Актуальность исследования определяется увеличивающимся количеством фактов совершения контрабанды. Незначительной распространенностью методических советов по расследованию и выявлению этого вида правонарушений.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе использования общепризнанных мер уголовного права об ответственности при квалификации преступлений, связанных с контрабандой.
Предметом исследования выступают: уголовно-правовые нормы, таможенное законодательство, правоприменительная практика по делам о контрабанде, научные публикации по исследуемым вопросам.
Цель выпускной квалификационный работы состоит в осуществлении анализа уголовного законодательства контрабанды и формулировке на этой основе предложений по совершенствованию законодательства по квалификации контрабандной деятельности.
Для достижения поставленной цели нужно будет решить следующие задачи:
• исследование генезиса Российского законодательства о контрабанде;
• исследование уголовно-правовой характеристики контрабанды;
• составление понятия предмета контрабанды денежных средств и денежных инструментов;
• рассмотрение предмета контрабанды, предусмотренной статьей 226.1 УК РФ;
• формулировка предмета контрабанды, предусмотренной статьей 229.1 У K РФ.
Степень научной разработанности темы исследуемой проблемы уголовно-правовой борьбы со всеми видами контрабандной деятельности посвящены работы таких авторов как А. И. Бойко, Б. В. Волженкин, Л. Д. Гаухман, Т. А. Диканова, Л. Р. Клебанов, К. А. Корняков, Т. Н. Кастрикин, В. И. Михайлов, И. М. Середа, Л. Ф. Рогатых, С. Ю. Родина, И. А. Романов, Г. А. Русанов, А. В. Федоров, А. И. Чучаев и прочих научных работников.
Методологической основой исследования является диалектический материализм, также частно-научные способы познания общественных явлений: сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный и аксиологический анализ.
Правовую базу работы составляют Конституция РФ, уголовное и таможенное законодательство, также другие законы и нормативно-правовые акты.
С момента провозглашения независимости и принятия декларации о суверенитете Россия без помощи других характеризует и осуществляет собственную финансовую и общественную политику. Развитие рыночной экономики в Российской Федерации, являющейся политической и общественной основой формирования правового демократического государства и гражданского сообщества, в определенной степени определяется нормальным развитием ее внешнеэкономической сферы, положительная роль которой в формировании рыночных взаимоотношений заключается, прежде всего, в том, что внешнеэкономическая деятельность обычно является важным источником доходной части бюджета нашей страны, вносит значительный вклад в техническое перевооружение и модернизацию производственных отраслей экономики, активно содействует решению общественных задач, стоящих перед сообществом.
B силу этого обстоятельства одной из основных целей внешнеэкономической деятельности страны была и остается задача всемерного становления и улучшения внешней торговли, механизма инвестирования и
производственного сотрудничества с иными странами, без чего не возможно успешное преобразование общества. Проделанная в начале 90-х годов либерализация внешнеэкономической деятельности создала объективные условия для устранения негативных проявлений существовавшие длительные годы государственного монополизма. С одной стороны, она способствовала существенной криминализации данной области экономики. Контрабандный поток грузов, продуктов и валюты из РФ устремился не только в страны традиционного российского экспорта, но и суверенные государства находящиеся в составе СНГ, с которыми после распада СССР полностью не установлены ни государственные, ни таможенные границы, что упрощает нарушение таможенных правил и совершение правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Но с внедрением в действие Уголовного, Уголовно-процессуального и Таможенного кодексов Российской Федерации возникла достаточная правовая база для увеличения эффективности борьбы с контрабандой.
Следует отметить, что структура преступности связанная с контрабандой, претерпела значительные изменения на всех уровнях от организации до совершения. Так совершенствуются способы противоправной деятельности, повышаются сплоченность и организованность преступных образований, растут обороты нелегального капитала. Уполномоченным органам пока не получается предотвратить нелегальный вывоз из страны значительной доли товаров, незаконную поставку в РФ наркотических средств. Контрабанде посягающей на установленный порядок перемещения товаров и других ценностей через таможенную границу РФ способствует наряду с иными факторами злоупотребления должностных лиц таможней и других органов.
Раньше под уголовное преследование попадала контрабанда в РФ и за ее пределы. Сейчас таможенное и уголовное законодательство устанавливает единый порядок осуществления торговли, использование таможенных пошлин и ограничений экономического характера в масштабах Таможенного союза.
Напомним, что в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества входят Белоруссия, Казахстан и Россия.
Таким образом, если перевозка незаконной продукции была совершена из Республики Беларусь в РФ или из РФ в Республику Казахстан, то эта перевозка не будет подпадать под статью 226.1 УК РФ. В случае если товар незаконно перевозился в Украину, то такая перевозка будет отнесена к уголовному нарушению. Дело в том, что с Украиной и с другими государствами, не входящими в Таможенный союз в масштабах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), РФ имеет таможенную границу Таможенного союза, поэтому контрабанда с территории других государств подпадает под действие ст. 226.1 и 229.1 УК РФ. Этот вывод подтверждается и в ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению федеральных законов от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» и от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
При этом успех раскрытия любого преступления, в том числе и контрабанды, во многом зависит от того, на сколько своевременно, полно обнаружены и зафиксированы следы правонарушений, материальные объекты и обстоятельства создаваемые преступным действием, а также проанализирована полученная информация о лицах, совершивших эти действия или потенциально способных к совершению последнего.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При квалификации контрабанды, которая совершена после 31 декабря 2003 года, необходимо использовать понятие перемещения товаров через таможенную границу РФ, раскрываемое в определениях такого перемещения, данных в новом ТК РФ (пп.7,8,9,10 части 1 статьи 11 ТК РФ (2003 г.))
При квалификации контрабанды, которая совершена до 1 января 2004 года, необходимо использовать понятие перемещения товаров через таможенную границу РФ, раскрываемое в определении такого перемещения, данного в старом ТК РФ (п.5 ст.18 ТК РФ (1993 г.))
Совершение контрабанды товаров с целью неуплаты или необоснованного занижения таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах необходимо квалифицировать как контрабанду по ст.ст. 200.1, 200.2, 226.1,
229.1 УК РФ и как уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или с физического лица по статье 194 УК РФ.
Исполнителем контрабанды следует признавать не только лицо, непосредственно участвующее в ее совершении, но и лицо, совершившее это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу того, что противоправные деяния они совершали невиновно, либо по неосторожности, будучи введенными в заблуждение субъектом уголовной ответственности (сами лица, которых субъект уголовной ответственности использовал в качестве орудия преступления, в силу положения закона не могут признаваться участниками преступления).
Субъектами уголовной ответственности по ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ при перемещении товаров через таможенную границу РФ в торговом обороте (для коммерческих целей) могут являться не только работники, руководители и представители коммерческих и иных структур, выступающие в качестве формальных участников таможенных правоотношений, но и любые иные физические лица, фактически совершившие указанные преступления.
Для целей определения размера контрабанды стоимость товаров (цена) незаконно перемещенных через таможенную границу РФ товаров, определяется в соответствии с установленными на момент перемещения товаров государственными регулируемыми ценами на такие товары, либо в соответствии с рыночными ценами на идентичные товары, сложившимися на рынке на момент незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ.
В ходе дальнейшего расследования размер контрабанды может быть скорректирован, как правило, в сторону увеличения. (Последнее может быть обусловлено получением и анализом товаросопроводительных документов на товары, обнаружением и оценкой таких товаров или проведением соответствующих товароведческих и таможенно - экономических экспертиз относительно таких товаров и документов, имеющих отношение к ним).
При таких ситуациях в обвинительных актах или в постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого указываются иные, чем упоминались в постановлениях о возбуждении уголовного дела уже скорректированные (как правило, в сторону увеличения) суммы, характеризующие размер контрабанды товаров.
Результаты контроля таможенной стоимости могут быть использованы в правоохранительной деятельности:
-для выявления ранее неизвестных случаев контрабандного перемещения товаров через таможенную границу РФ, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей;
-для определения действительной таможенной стоимости товаров в качестве налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов (НДС, акциз) по уже установленным правоохранительными органами случаям контрабанды товаров, сопряженной с уклонением от уплаты таможенных платежей.
Более того, если незаконно ввезенный товар обнаружен в натуре, его можно подвергнуть для определения наименования, количественных показателей и соответствующей оценке товароведческим экспертизам, а затем и экспертизе таможенной стоимости.
Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями Таможенного кодекса, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным делам и подлежат оценке органами предварительного расследования или судами при расследовании и рассмотрении указанных дел наряду с иными доказательствами.
Новый ТК РФ предусматривает назначение и проведение экспертизы, право взятия проб и образцов товаров, привлечение специалистов в ходе проведения таможенными органами таможенного контроля.
Заключения таких экспертиз могут приобщаться к материалам уголовного дела в качестве доказательств, однако, не как заключение эксперта (ст.80 УПК РФ), а как «иные документы» (ст.84 УПК РФ). В случаях необходимости, материалы экспертиз, проведенных в порядке таможенного контроля, могут быть объектами судебных экспертиз, назначенных по уголовному делу.
При обнаружении в ходе таможенной ревизии (проведенной в общей или в специальной формах) признаков преступления, предусмотренных по ст. ст.
200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, в акте таможенной ревизии ревизоры обязаны указывать стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу РФ товаров и размер неуплаченных таможенных платежей. Материалы таможенных ревизий, проведенных в порядке таможенного контроля, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовному делу как «иные документы» (ст.84 УПК РФ).
При расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей, если по делу возникли сомнения в правильности определения декларантами или таможенным органом в ходе таможенного контроля размера таможенных платежей на базе рассчитанной таможенной стоимости товаров, назначение судебной экспертизы таможенной стоимости является, как правило, обязательным.
В завершении работы хотелось бы отметить, что в настоящее время, в связи с изменением в уголовно-процессуальном законодательстве наибольшую актуальность приобрели вопросы совершенствования криминалистических понятий, программ деятельности органов дознания и следствия в интересах расследования контрабанды.
Процесс расследования рассматриваемого вида преступлений обусловлен установлением основных обстоятельств подлежащих доказыванию, которые на различных этапах расследования уточняются и детализируются. Установление ряда вспомогательных обстоятельств, подлежащих доказыванию, только способствуют установлению основных обстоятельств, которые находясь во взаимосвязи и зависимости с другими элементами криминалистической характеристики, выполняют устанавливающую функцию, то есть наличие сведений об одних обстоятельствах преступления позволяет судить о содержании других, остающихся неизвестными для следователя. Следовательно, успех расследования преступления заключается в том, на сколько правильно дознаватель или следователь определили основные обстоятельства, подлежащие доказыванию, в зависимости от сложившейся следственной ситуации на каждом этапе расследования контрабанды.
По этому, неустановление нескольких или даже одного из элементов криминалистической характеристики контрабанды препятствует всестороннему полному, объективному исследованию всего события преступления, что приводит в конечном итоге к прекращению уголовного дела.
В ходе решения задач настоящей выпускной квалификационной работы сформулированы следующие выводы:
1. Субъектом рассматриваемого преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, согласно ст. 20 УК РФ 16-летнего возраста. По субъективной стороне контрабанда характеризуется как умышленное преступление, а как всякое умышленное преступление, в каждом конкретном случае обуславливается тем или иным конкретным мотивом и определенной целью, в связи с чем их выявление и оценка органами следствия и судом имеют важное значение в определении общественной опасности содеянного, личности преступника что, в свою очередь оказывает существенное влияние на вид и размер наказания. Объективная сторона контрабанды характеризуется деянием - перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов контрабанды;
2. Для преступления в сфере контрабанды предмет будет являться главным факультативным признаком состава преступления при его квалификации. Так как ситуация изменилась при принятии Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, связанная с декриминализацией контрабанды обычных товаров, было принято правильное решение о расчленении ст. 188 УК РФ, включении новых составов в разных главах УК РФ и распределении предметов контрабанды по трем составам. Следствием этого стало расширение перечня предметов контрабанды, указанных в диспозициях основных составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ. Законодатель объединил предметы контрабанды в конкретные группы по определенным признакам, это дало достаточно точно квалифицировать преступления, но необходимо будет обращаться к иным нормативно-правовым актам для более конкретного толкования. И вместе с тем, из этого следует, что субъект, субъективная сторона и объективная сторона контрабанды будут одинаковы. Но квалифицирующими признаками являются объект и предмет, которые определяют разновидность контрабанды, что позволяет правоприменителю правильно квалифицировать преступление и назначить уголовное наказание;
3. Решены ряд проблем с введением новой ст. 200.1 УК РФ: во-первых, законодатель обозначил, что будет являться предметом преступления в сфере контрабанды денежных средств и денежных инструментов, во-вторых, лицо подлежит уголовной ответственности при совершении контрабанды денежных средств и денежных инструментов в крупном размере;
4. Были проблемы с применением ответственности за преступление, совершенной по ст. 226.1 УК РФ, а именно отдельных предметов контрабанды, это стратегически важные товары и ресурсы. Но постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 г. №923 был утвержден перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ, что решило указанную проблему.



1. Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 №11- ФКЗ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Федеральный закон от 5 июля 1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ//Российская газета - 1995. - 17 июля - № 115. (ред. от 21.12.2013 г.)
3. Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2006 г.)
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации - 2001. № 52. (с изменениями от 07.042015 г.)
6. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. №17. (ред. от
10.10.2014 г., с изм. от 08.05.2015 г.)
7. Указ Президента РФ от 06.03.1995 г. № 245 (ред. от 16.11.1996 г.) «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ»
8. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 (ред. от
16.12.2014 г.) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ»
9. Винберг А.И., Шавер Б.М. Криминалистика. - М, 1999;
10. Белкин Р. С. Проверка и уточнение показаний на месте. - М., 1991;
11. Васильев А.Н. Криминалистика, М. 1996;
12. Белкин Р. С., Белкин А. Р. Эксперимент в уголовном судопроизводстве. Методическое пособие. - М., 1997;
13. Беспалько В.Г. Событие преступления как элемент предмета
доказывания по делам о контрабанде. Учебные записки. - СПб, 1999;
14. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (от теории к практике). - М, 2008;
15. Гинзбург А.Я., Лифшиц Ю.Д. Значение экспертизы в расследовании преступлений. - Караганда, 1991;
16. Герасимов И. Ф., Драпкина Л. И. Криминалистика: Учебник./Под ред. - М., 1994;
17. Жакулин А.Б. Расследование экономической контрабанды. Учебное пособие. - Караганда 2004;
18. Колесников И.А., Иващук В.К. Организация расследования преступлений совершаемых иностранными гражданами. Лекция. - Академия МВД России. 1994;
19. Корухов Ю.Г. Криминалистика. Учебник//под редакцией Филиппова А.Г., Валынского А.Ф. - М, 1998;
20. Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. Проблемы борьбы с экономической преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности. Монография. - М, 2001;
21. Ларичев В.Д. Совершенствование борьбы с преступностью в сфере экономики. Сборник аналитических и методических материалов. - М, 2002;
22. Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. Уголовно - правовой анализ и общие вопросы оперативно - розыскной деятельности.//под редакцией Федорова А.В. СПб, 1999;
23. Николюк В.В., Кальницкий В. В., Марфицин П. Г. Стадия возбуждения уголовного дела (В вопросах и ответах): Учебное пособие, 1995;
24. Облаков А.Ф. характеристика преступлений и криминалистические ситуации. Учебное пособие. - Хабаровск, 1995;
25. Образцова В. А. Криминалистика: Учебник//Под ред. - М., 1995;
26. Расследование контрабанды. Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2009;
27. Филипова А. Г. Криминалистика: Учебник//Под ред. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000;
28. Яблокова Н. П. Криминалистика: Учебник//Под ред. - М., 2009;
29. http://www.garant.ru/ - Справочно - правовая система Гарант.
30. http://www.consultant.ru/ - Справочно - правовая система Консультант Плюс.
31. http://www.rg.ru/ - Российская газета - официальный сайт.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ