Введение 3
1 История керамики и гончарного дела 5
1.1 История появления керамики как вид декоративно-прикладного
искусства 5
1.2 История возникновения гончарного дела, первые упоминания о
гончарном круге 12
2 Школы и мастера гончарного дела. Способы декорирования гончарных
изделий 18
2.1 Региональные школы гончарного промысла 18
2.2 Мастера гончарного дела 20
2.3 Орнаменты и их символика 21
2.4 Мезенская роспись 23
2.5 Глазурование 27
2.6 Молочение 29
2.7 Формы Японских чайников 30
3 Практическая часть 31
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение
Тема дипломной работы- Сервиз «Эхо традиций». Историки до сих пор затрудняются назвать точную дату рoждения первoго сервиза. Впервые он появился около 3-4 веков назaд на территории Китая. Мистера Поднебесной трепетно относились к продукции собственного производства, а тем более к технологии ее изготовления. Все важные нюансы хранились в строгом секрете, а за их разглашение можно было поплатиться жизнью. Сегодняшний выбор необычайно разнообразен. Производители готовы заменить практически весь ассортимент кухонной утвари для готовки, начиная от кастрюль и заканчивая противнями. Интересно, что, например, в Японии цветовая гамма сервиза меняется, в зависимости от времени года, когда он используется. А, в Великобритании классический сервиз состоит из тридцати предметов! Все народы мира огромное значение придавали украшению посуды. Один из способов- нанесение орнамента. Орнаменты - это рисунки, в которых одна часть повторяется. Обычно узоры на посуде имеют орнаменты в полосе, которые либо опоясывают кувшины, бокалы, вазы, либо проходят по кругу края тарелок, блюдец, подносов, мисок, кастрюль и другой кухонной утвари.
В своей работе хотелось объединить традиционный орнамент и форму сервиза, но в тоже время придать ему вид, отвечающий современным вкусам.
Цель изготовить современный, функциональный сервиз, с применением традиционного орнамента.
Задачи
1. Исследование орнамента народов мира, выявление идентичных фрагментов. И использование их в создании работы.
2. Изготовить сервиз традиционной формы и орнаментом, но в тоже время подходящий для повседневного использования и отвечающий современным тенденциям.
Методы исследования:
1. Изучение литературы и статей из интернет-архивов.
2. Посещение музеев этнографической культуры.
3. Зарисовка эскизов.
4. Разработка форм и орнамента.
Материал и техника исполнения:
Работа изготовлена способом гончарного формования, из смеси керамических масс МКФ-2 и МКФ-3.
Декорирование произведено скульптурным способом - контррельеф и способами затирки глазури в рельеф орнамента снаружи, а также метод набразга потечной глазури во внутрь изделий.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что цивилизованный человек всегда будет нуждаться в посуде для употребления пищи и не только. И какая она будет, решать ему. Может это будет обычная повседневная или праздничная для приема гостей, простая или причудливая, индивидуальная или тиражированная. На сегодняшний день дизайн и эргономика окружающих нас утилитарных предметов занимает важное место в сознании потребителя.
Выпускная квалификационная работа выполнена на основе изученного теоретического материала, экспериментов с материалами и техниками. В процессе выполнения работы были посещены музеи культур разных стран, ознакомились с тематической литературой по керамике и орнаментам. Благодаря чему, был проанализирован большой объем информации, касающийся орнаментов народов мира, их сходства и различия. Изучен рынок сбыта керамической продукции, способы ее поставки