ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА И. БРОДСКОГО 6
1.1 Жанровая структура творчества И. Бродского 6
1.2 Мотивная структура поэзии И. Бродского 11
1.3 Образная система художественного мира И. Бродского 22
Выводы 30
Глава 2 ПОЭТИКА АНТИЧНЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО 32
2.1. Эволюция освоения и трансформации античных образов в творчестве И. Бродского: от
простого к сложному 32
2.2. Функции греческой античности в лирике И. Бродского. Образ Улисса (Одиссея) 41
2.3. Образ вечного Рима в «античной» поэзии И. Бродского 48
Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Иосиф Бродский - уникальная и сложная личность. Поэт, эссеист, драматург, а также педагог и переводчик. Лауреат Нобелевской премии («за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью»), он повторил судьбу многих творческих людей нашей родины - в 70-е гг. он вынужден был эмигрировать. В 1991-1992 гг. стал поэтом-лауреатом США.
Сложная и поэзия И. Бродского. Он говорит о высоких материях - времени, космосе, смерти, говорит как знаток, познавший все тайны вселенной. Иногда создается впечатление, что его ничуть не волнует, насколько он понятен своему читателю. В то же время в его строчках проскальзывает довольно часто обыденность.
К античности, к античному мифу и к античным образам у поэта всегда было особое отношение. Тонко чувствующий сложную и универсальную природу мифа, он обращался к античности на протяжении всего творчества. И. Бродский не только преломлял в поэзии архетипическую основу мифа, но и наполнял ее личностным, сугубо субъективным началом. Мучительно раздумывая над загадками собственной жизни, поэт соотносил их с тайнами древнего мифа. В результате создавалось впечатление, что все это лично прожито и предельно волнует автора.
Вместе с взрослением И. Бродского как поэта расширялось и углублялось его обращение к античности. Античные образы у него постепенно перестают быть обычной декорацией или объектом для сравнения, на фоне которых поэт выражает свои чувства, делится впечатлениями. Появляется ряд текстов, в которых эти образы становятся частью его поэтической системы, помогают И. Бродскому, разрешая сложные философские проблемы, выйти за пределы индивидуального, личностного.
Данное исследование посвящено выявлению специфических особенностей использования И.А. Бродским античных образов в своих поэтических текстах...
Теоретический аспект исследования дает представление о сущности жанровой и мотивной структуры в творчестве И. Бродского. Поэт в своем творчестве обращается к различным традиционным жанрам (элегия, эпитафия, стансы и др.), трансформируя их и достигая обновления жанра. Главным жанром поэзии И. Бродского выделяется жанр «больших стихотворений», основные черты которого: философичность, композиционная неустойчивость, повествовательность, преобладание внутреннего сюжета над внешним, совмещение лирического героя и нарративных персонажей.
Мотивная структура творчества И. Бродского характеризуется повторяемостью, что подчеркивает целостность художественного мира поэта. Основными выявленными мотивами являются: мотив любви, смерти, одиночества, времени, сна, страдания.
Также, дается понятие художественного образа, определяются особенности формирования данной категории внутри поэтического текста И. Бродского. Главные образы в художественном пространстве автора: изгнанник, утерянный дом, время и пространство, язык.
Основываясь на положениях, представленных в теоретической части исследования, выявляются особенности функционирования античных образов в поэтическом тексте И. Бродского.
Использование античных образов, опора на авторитетный опыт классической древности является для поэта фоном для осмысления собственной жизненной судьбы. Образы Одиссея, Телемака, Пенелопы и др. Бродский использует для сравнения с современностью, приходя к выводу о ее тавтологичности по отношению к древности...