ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста 7
1.2 Эффективность применения метода "круговая тренировка" на уроках физической культуры ! ..13
2 . ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА» ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО- РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 19
2.1. Характеристика физических качеств и методика их применения в круговой тренировке 19
2.1.1. Сила как физическое качество и методика развития силы в круговой трениpoвке 33
2.1.2. Основы развития скоростных способностей и
методика развития быстроты в круговой тренировке 30
2.1.3. Понятия о выносливости, методика развития выносливости в круговой тренировке '. 37
2.1.4. Гибкость как физическое качество и методика развития гибкости в круговой тренировке 45
2.1.5. Понятие «ловкость» и методика развития ловкости в круговой тpениpoвке 53
III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ 9-ГО КЛАССА 54
3.1. Методика проведения уроков с применением метода "Круговая тренировка» 54
3.2. Педагогический эксперимент 59
3.3. Педагогический эксперимент. Результаты и их обсуждение....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . .63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые различные - от ограничения по зрению до астмы и сахарного диабета. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встаёт вопрос о правильном планировании, проведении и дозировании нагрузок на уроках физической культуры. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, который с каждым годом приобретает всё большую популярность, особенно у учащихся старших классов. Значительному числу старшеклассников он позволяет заниматься одновременно и самостоятельно, добиваясь неплохих результатов и высокой плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования различного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебными темами, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному усвоению ими всех разделов учебной программы.
И сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за использование метода "круговой тренировки" на уроках физической культуры, поскольку результаты его применения в учебном процессе налицо. С включением метода "круговая тренировка" растет охват старшеклассников разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого ими уровня физического развития. Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению. При развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
Словом, вопрос сегодня стоит не об эпизодическом применении круговой тренировки, а о повсеместном включении её в уроки, на которых идёт освоение разделов гимнастики, лёгкой атлетики, спортивных игр. При наличии необходимых условий круговую тренировку можно применять и во время лыжной подготовки и даже в занятиях по плаванию.
Данные обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач и основные направления настоящего дипломного исследования.
Теоретической и методической основой дипломной работы стали современные концепции организации круговой тренировки, работы ведущих российских учёных в области физкультуры и спорта, опыт педагогов-новаторов.
Целью дипломной работы является рассмотрение теоретического аспекта и определение влияния круговой тренировки на развитие физических качеств школьников.
Объектом исследования дипломной работы является школьники 9¬го класса в количестве 25 человек..
Предметом исследования является: круговая тренировка как метод развития физических качеств школьников.
Задачи исследования.
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
2. Рассмотреть требования к организации проведения уроков методом
"круговая тренировка" .
3. Выявить сенситивные периоды развития физических качеств, проанализировать методику их развития.
4. Разработать и апробировать комплекс круговой тренировки на уроках лёгкой атлетики в старших классах.
5. Проследить динамику развития двигательных качеств в результате занятий методом «Круговая тренировка».
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные упражнения по физической подготовленности /тестирование/.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математико-статистический метод обработки результатов исследования
Гипотеза. Предполагалось, что использование метода круговой тренировки в уроках физической культуры положительно влияет на развитие физических качеств старших школьников.
Организация исследования. Исследование проводилось с 20.09.2015 г. по 20.12.2015 г. на базе средней школы с. Эрзин Эрзинского района. В проведении качественного эксперимента помогал педагог по физическому воспитанию школы Дамба Орлан.
В исследовании принимали участие учащиеся 9-го класса..
Эксперимент проводился с • 20 сентября по 20 декабря 2015 года, во время прохождения педагогической практики и продолжил проведение эксперимента до 20 декабря 2015 года с учащимися 9 класса.
Целью педагогического эксперимента являлась апробирование метода круговой тренировки во время проведения уроков по физической культуре, и определение его эффективности в улучшении физических качеств занимавшихся.
Круговая тренировка включалась в урок в конце основной части урока, в течение 10-12 мин. Круговая тренировка проводилась по методу интенсивно-интервальной работы, по варианту прохождения всего круга с индивидуальной нагрузкой МТ/2 от 1 до 3 раз.Теоретическая значимость заключается в научно-методическом обосновании применения метода «Круговая тренировка».
- выявлены уровень и динамика физического развития, двигательных, способностей, характер и глубина ошибок;
- установлена взаимосвязь между базовым и специальными физическими упражнениями;
- разработаны перечень и последовательность прохождения станций. Практическая значимость заключается в обосновании положения о возможности использования в педагогическом процессе метода круговой тренировки; в разработке и внедрении в практику национальных школ Республики Тыва научно обоснованных рекомендаций по использованию и проведению круговой тренировки на уроках физической культуры, используя средств традиционной физической культуры, способствующей всестороннему развитию организма и повышающей интереса детей к физической культуре. Исследование вооружает учителей и тренеров по спорту теоретически обоснованной и практически проверенной методикой использования средств традиционной физической культуры методом круговой тренировки. Кроме того, рекомендуется использование результатов исследования для решения вопроса организации досуга детей вне школы, в ходе самостоятельной организации спортивных и подвижных игр, способствующих развитию творчества, волевых качеств личности и укреплению здоровья. Результаты исследования могут использоваться также в практике подготовки учителей физической культуры, классных руководителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Круговая тренировка является одной из организационно - методических форм применения физических упражнений. Она строится тик, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 -25 минут). Организационную основу "круговой тренировки» составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены "станций", которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т.п.). Комплекс круговой тренировки составляется, как привило, из технически несложных, предварительно хорошо разученных движений.
Рассматриваемый метод «круговой тренировки» при правильном его применении способствует повышению качества физической подготовленности занимающихся, приучает их к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении физических упражнений. Но это возможно лишь при правильном подходе выбора используемых методов и приемов проведения уроков. Круговая тренировки должна быть направлена на развитие организма, укрепление и систем, а также повышение их функциональных возможностей. В данной работе были лишь обозначены основные средства, методы и приемы, применяемые в методе «круговой тренировки» на уроках физической культуры в старших классах. Но уже из этого можно сделать вывод, что с включением метода «круговой тренировки» в учебный процесс растёт охват учащихся разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого ими уровня физического развития.
На основании вышеизложенного, можно отметить, что проведённое исследование по влиянию круговой тренировки на развитие физических , качеств школьников подтвердило эффективность этого метода.
Материалы обследования уровня физических способностей учащихся 9 класса по прыжкам в длину, челночному бегу, подтягиванию и другим тестам показывают на рост достижений в этих видах по классу в целом и у девушек, и у юношей.
В беге на скорость является закономерный результат более высокого развития этого качества у юношей, чем у девушек. Разрыв результатов имеет параметры : юноши - 14.8, девушки 16.2, почти на 2 сек.
В подтягивании наблюдается закономерно-биологический рост силы мышц плечевого пояса у мальчиков.
Лучшие результаты наблюдаются у мальчиков в прыжках в длину с места. По среднему показателю по прыжкам в длину с места можно сделать вывод, что в 15 лет у мальчиков и девочек уже наблюдаются значительные отличия. Так у мальчиков средний результат равен 2.55 м, а у девушек 1.65 м.
Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей показывает, что уровень, как у девочек, так и у мальчиков повысился по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других рост достижений идёт в виде «ножниц»: разница в результатах у мальчиков и девочек большая, что объясняется морфологическими и функциональными признаками организма.
Физическое развитие школьников мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляется быстрота, сила, ловкость или их сочетания. Процесс выполнения круговой тренировки на уроке физической культуры повысил развития этих качеств.
Таким образом, проведение эксперимента подтвердило гипотезу исследования.
В целом, проблема использования метода «круговой тренировки» в учебном процессе подлежит более полному рассмотрению и исследованию в качестве средства повышения эффективности урока физической культуры, на этой основе развития физических качеств.
1. Башкин С. Уроки по баскетболу. -М., «Физкультура и спорт». 1999. -32с.
2. Ббгданова Г.П. Уроки физической культуры в 9-10 классах. -М., 1992. -54с.
3. Войцеховский С.М. Книга тренера. -М., 1978. -98с.
4. Волынец Ю.И. Круговая тренировка на уроках физической культуры.// Физическая культура в школе. -1999. -№7. -С. 10-11.
5. Володина B.C. Основы теории и методики физического воспитания. - Минусинск. 1999.-46с.
6. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. //Физическая культура в школе,- 1985.-№4. -С 12-14.
7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. Асвета., 1978. -88 с.
8. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М., 1986. -129с.
9. Григорьев Е.С. Исследование эффективности круговой тренировки на начальном этапе занятий спортивной гимнастикой.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1977. -№ 2.- С.59-63.
10. Диет М.М. Исследование эффективности круговой тренировки,- М., 1979. -16 с.
11. Железняк С.Д., Слупский Л.П. Волейбол в школе. -М. 1980. - 205с.
12. Железняк С.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. -М., 2000. -224с.
13. Кожин В.И. Пути совершенствования двигательной активности учащихся на уроках физического воспитания. Ростов на Дону, 1974,- С .39-45.
14. Калмыков Б.Х. Развитие двигательных качеств методом круговой тренировки. АФизическая культура в школе.- 1994,- № З.-С. 13-20.
15. Качашкин В. М. Методика физического воспитания,- М.,1980.-126с.
16. Портнов Ю. М. Баскетбол. - М., 1988. -67с.
17. Степанов В. М., Шипачёв А. Д. Здоровьесохранная педагогика. Иркутск. 2001. -47с.
18. Харабуга Г. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1974.- 167с.
19. Ходман Р. Спортивная физиология физической культуры и спорта. -М., 1980. -156с.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М., 2002. - 289с.
21. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М., 1990. - 98с.
22. Худолеева О.В. Круговая тренировка. /У Физическая культура в школе. - 2004. -№1, -С. 21-25.
23. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания. -М., 1988.-87с.