Сравнительная оценка потенциала развития морской деятельности на региональных направлениях национальной морской политики на основе
современных подходов к определению глобальной конкурентоспособности
Введение 3
1 Комплексное управление прибрежными зонами 6
1.1 Основные положения национальной морской политики России 6
1.2 Методология комплексного управления прибрежными зонами 20
2 Общая теория конкуренции и ее учет при стратегическом планировании
социально-экономического развития регионов 26
2.1 Стратегическое планирование в Российской Федерации 26
2.2 Общие сведения и методы оценки конкурентности 30
2.3 Виды региональных рейтингов, рекомендованных в использовании при
стратегическом планировании в Российской Федерации 39
2.3.1 Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской
Федерации 40
2.3.2 Рейтинг российских регионов по качеству жизни 41
2.3.3 Рейтинг кредитоспособности региона 43
2.3.4 Рейтинг научно-технологического развития регионов 44
2.3.5 Другие региональные рейтинги 44
2.3.6 Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI 46
3 Описание метода глобальной конкуренции приморских регионов за
инвестиции в развитие морской деятельности 49
4 Результаты анализа глобальной конкурентоспособности приморских регионов 54
4.1 Атлантическое региональное направление 55
4.2 Арктическое региональное направление 70
4.3 Тихоокеанское региональное направление 84
4.4 Обобщенный рейтинг инвестиционной привлекательности приморских
регионов для развития морской деятельности 96
Заключение 102
Список использованных источников 104
Морская деятельность может обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие приморских регионов. Морская деятельность обладает системообразующими и мультипликативными свойствами, что способствует не только расширению сферы собственно морской деятельности, но и, что очень важно, развитию других видов экономической деятельности. Более половины грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, так или иначе, связаны с морскими перевозками. Реализация кластерной политики приводит к созданию крупных портово-промышленных комплексов, основанных на локализации взаимосвязанных производств различного характера как морской, так и «не морской» направленности. Использование кластерного подхода позволяет повысить эффективность производства за счет существенного снижения логистических затрат. Ряд приморских регионов с учетом их специфического морского положения и возможностей морской деятельности объявлены территориями опережающего развития (ТОР), являющихся развитием концепции введения особых зон экономического развития.[1] В качестве примеров территорий создания ТОР можно привести Дальний Восток (судостроительный комплекс «Звездочка»), ТОР «Курилы» (12 заводов по выращиванию мальков лососевых пород, марикультура, туристический кластер, горноперерабатывающая промышленность), Сахалинскую область,
Калининградскую область, Мурманский порт и т.д.
Практическая реализация потенциальных возможностей региона будет зависеть от возможности привлечения в экономику инвестиций. Регионы характеризуются различным состоянием социально-экономической сферы и обладают различным потенциалом развития, что в конечной степени будет определять наличие конкуренции между регионами за привлечение инвестиций.
Таким образом, использование потенциала морской деятельности позволяет получить приморскому региону дополнительные конкурентные преимущества, повысить его инвестиционную привлекательность и, таким образом, способствовать социально-экономическому развитию данной территории...
В ходе проведения исследований в рамках подготовки выпускной квалификационной работы были изучены основные положения теории конкуренции, которые представлены в работе в виде краткого обзора. Выполнен обзор рейтингов, принятых в Российской Федерации, для целей стратегического планирования социально-экономического развития регионов. Предложена методика составления обобщенного рейтинга инвестиционной привлекательности приморских регионов в интересах развития морской деятельности. Для чего была разработана система индикаторов, которые были сгруппированы в рамках четырех факторов развития, а именно: информация и наука, природные ресурсы человеческий капитал, институты. Для оценки индикаторов использовалась 10-ти бальная шкала. Статистическая информация для оценки была получена на основе данных Федеральной службы государственной статистики.[31] При отсутствии официальной количественной информации значения параметров оценивалось с помощью экспертных оценок. Экспертные оценки были получены на основе изучения программных документов национальной морской политики, научных обзоров и публикаций. Для перевода размерных величин в безразмерные баллы использовался метод первичных показателей. Кроме сильных и слабых сторон, на основе индикаторной оценки также оценивалась величина потенциальных угроз. Все данные в работе представлены в виде таблиц.
Анализ результатов оценки проводился по трем направлениям морской национальной политики. Результаты анализа для каждого из региональных направлений национальной морской политики представлены в тексте диссертации.
На основе результатов оценки сильных и слабых сторон конкурентоспособности приморских регионов был составлен обобщенный рейтинг инвестиционной привлекательности приморского региона для развития морской деятельности. Результаты составления обобщенного рейтинга дополняются общей оценкой уровня угроз в экономической, политической сферах, а также угроз, связанных природными и
антропогенными негативными явлениями. Места в списке приморских регионов по мере уменьшения их конкурентоспособности в области привлечения инвестиций в развитие морской деятельности распределилось следующим образом:
1. Санкт-Петербург
2. Приморский край
3. Краснодарский край
4. Сахалинская область
5. Хабаровский край
6. Камчатский край
7. Мурманская область
8. Архангельская область
9. Ленинградская область
10. Магаданская область
11. Ямало-Ненецкий автономный округ
12. Калининградская область
13. Республика Крым
14. Республика Саха
15. Республика Карелия
16. Ненецкий автономный округ
17. Чукотский автономный округ
Сравнение результатов позволяет разработать рекомендации, направленные на повышение инвестиционной привлекательности за счет ликвидации институциональных барьеров, развития человеческого капитала, уменьшения риска природных негативных явлений и антропогенной нагрузки, рационального использования природных ресурсов.
1. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ О территориях
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации // Официальные сетевые ресурсы президента России// [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39279/page/] (дата обращения 19.06.2020).
2. Морская доктрина Российской Федерации от 26 июля 2015 года //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/555631869 (дата
обращения: 2.02.2020).
3. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года // Правительство России // [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/37755/ (дата обращения: 11.02.2020).
4. Концепция комплексного управления прибрежными зонами // Coastlearn // [Электронный ресурс] URL: https://biodiversity.ru/coastlearn/iczm- rus/integration.html (дата обращения: 18.03.2020).
5. Плинк Н.Л., Гогоберидзе Г.Г. Политика действий в прибрежной зоне / Н.Л. Плинк, Г.Г. Гогоберидзе // СПб: изд. РГГМУ, 2003. - 226 с.
6. Ендовицкий Д.А.,Бабичева Н.Э. Теоретические основы
экономического анализа развития организации // Экономический анализ: теория и практика. -2012.-13(268) - С. 7. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-ekonomicheskogo-analiza- razvitiya-organizatsiy/viewer (дата обращения 3.02.2020).
7. Федеральный закон 28.06.2014 г. № 172-ФЗ о стратегическом
планировании // Официальные сетевые ресурсы президента России // [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630/page/2 (дата обращения: 25.02.2020).
8. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб / Ю.Б. Рубин - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 608 с. (Университетская серия).
9. Микрюкова Д.А. Этапы развития неоклассической теории конкуренции / Д.А.Микрюкова// Вестн. Моск. Ун-та Сер.6 Экономика 2007.№6- с.3-9.
10. Политическая экономия: Учебник для неэкон. Вузов / Румянцев А. М., Козлов Г. А.., Волков М. И., и др.; Редкол.: Румянцев А. М. и др. - 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. - 592 с.
11. Супроненко Д. Л. Субмодели в совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике: дис. канд. Экон. Наук / Д. Л. Супроненко. - Челябинск, 2006. - 227с.
12. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995, С.128.
13. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2. С. 300.
14. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные
преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
15. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И.
Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998. № 3. С. 34...39