ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ТУВИНЦЕВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава I . Теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах 7
1.1. Психолого-педагогические основы обучения детей в начальных классах 7
1.2. Внеурочная деятельность по математике в начальных классах 19
1.3. Устное народное творчество тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах 22
Выводы по первой главе 41
Глава II . Опытно-практическая работ по использованию устного народного творчества во внеурочной деятельности по математике в
начальных классах .3
2.1. Изучение практики использования устного народного творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 43
2.2. Технология использования элементов устного народного
творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 43
2.3. Анализ эффективности использования элементов устного народного творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 64
Выводы по второй главе 64
Заключение 6 4
Список литературы 70
Приложение
Глава I . Теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах 7
1.1. Психолого-педагогические основы обучения детей в начальных классах 7
1.2. Внеурочная деятельность по математике в начальных классах 19
1.3. Устное народное творчество тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах 22
Выводы по первой главе 41
Глава II . Опытно-практическая работ по использованию устного народного творчества во внеурочной деятельности по математике в
начальных классах .3
2.1. Изучение практики использования устного народного творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 43
2.2. Технология использования элементов устного народного
творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 43
2.3. Анализ эффективности использования элементов устного народного творчества во внеурочной деятельности младших школьников по математике 64
Выводы по второй главе 64
Заключение 6 4
Список литературы 70
Приложение
На современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется развитию личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования влечет изменение в результатах освоения основных образовательных программ, заключающихся не только в получении предметных знаний, но и в умении применять эти знания в практической деятельности, в овладении умением использовать средства для решения поставленных задач. B связи с этим значительное внимание уделяется внеурочной деятельности младших школьников, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития учащихся. Кроме этого, изменения в сфере образования определены и в государственной инициативе «Наша новая школа».
В качестве определения «внеурочной деятельности» мы используем формулировку, данную Е.Б. Евладовой: «внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге».
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России определенно приоритетной задачей государственной политики в области образования. В связи с этим, как справедливо отмечают авторы концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва (Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, Крас Байыр-оолович Салчак, Галина Донгаковна Сундуй, Алефтина Сугдуровна Шаалы), возникает необходимость осознания и понимания каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в консолидации многонационального и мультикультурного российского общества, хранящего уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям - в целом к национальному богатству народов России. Концепция создана с целью - создание эффективных социально-педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей Российской и мировой культур.
Примечательно то, что авторы концепции подчеркивают, что образовательные учреждения Республики Тыва должны целенаправленно создавать условия для включения человека в систему духовно-нравственных ценностей и отношений, приобретения и накопления знаний, умений и навыков, опыта нравственного поведения социума.
В педагогике и психологии много вопросов посвящено использованию занимательного материала во внеурочной деятельности, что безусловно способствует духовно-нравственному воспитанию личности. И среди них особое значение уделяется использованию устного творчества, которое в современной общеобразовательной практике получило недостаточное распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, П. М. Баев и другие).
Вопросы организации внеурочной работы по математике в начальной школе всегда привлекали внимание методистов. В качестве примера назовем книгу В.П. Труднева «Внеклассная работа по математике в начальной школе», вышедшую в издательстве «Просвещение» в 1975 г. В ней рассматриваются не только общие вопросы методики проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками, ее виды, но и содержатся материалы для организации внеклассной деятельности. Нельзя не назвать и пособие «Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе», написанное А.А. Свечниковым и И.И. Сорокиным и вышедшее в том же издательстве в 1977 г.
К сожалению, в последние два десятилетия внеурочная работа по математике в начальной школе часто сводилась к дополнительным занятиям с учениками, плохо усвоившими тот или иной программный материал..
Несомненно, произведения устного творчества широко используются на уроках русского языка и литературного чтения. Однако использование элементов устного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике является также и интересным, и занимательным.
На основе вышеизложенного, тема настоящего исследования определена следующим образом: использование элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности в начальных классах.
Цель исследования: изучить возможности использования устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: внеурочная деятельность по математике в начальных классах.
Предмет исследования: использование элементов устного народного творчества тувинцев по математике в начальных классах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование элементов устного народного творчества тувинцев является эффективным средством организации внеурочной деятельности по математике.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической, психологической, математической литературы по теме исследования.
2. Изучение современного состояния проблемы организации и проведения внеурочной деятельности с использованием элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности.
3. Разработка методических рекомендации по использованию элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах.
4. Проверить эффективность использования элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах.
Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах Л.П. Стойловой, И.В. Дубровиной, П.П. Блонского, В.А. Изотовой, А.А. Синцовой, Л.А. Харитоновой, Л.С. Ульяницкой, Н.Н. Светловской и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и математической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.
База исследования: МБОУ СОШ №11 г. Кызыла.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методический материал данного исследования может быть использован учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В качестве определения «внеурочной деятельности» мы используем формулировку, данную Е.Б. Евладовой: «внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге».
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России определенно приоритетной задачей государственной политики в области образования. В связи с этим, как справедливо отмечают авторы концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва (Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, Крас Байыр-оолович Салчак, Галина Донгаковна Сундуй, Алефтина Сугдуровна Шаалы), возникает необходимость осознания и понимания каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в консолидации многонационального и мультикультурного российского общества, хранящего уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям - в целом к национальному богатству народов России. Концепция создана с целью - создание эффективных социально-педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей Российской и мировой культур.
Примечательно то, что авторы концепции подчеркивают, что образовательные учреждения Республики Тыва должны целенаправленно создавать условия для включения человека в систему духовно-нравственных ценностей и отношений, приобретения и накопления знаний, умений и навыков, опыта нравственного поведения социума.
В педагогике и психологии много вопросов посвящено использованию занимательного материала во внеурочной деятельности, что безусловно способствует духовно-нравственному воспитанию личности. И среди них особое значение уделяется использованию устного творчества, которое в современной общеобразовательной практике получило недостаточное распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, П. М. Баев и другие).
Вопросы организации внеурочной работы по математике в начальной школе всегда привлекали внимание методистов. В качестве примера назовем книгу В.П. Труднева «Внеклассная работа по математике в начальной школе», вышедшую в издательстве «Просвещение» в 1975 г. В ней рассматриваются не только общие вопросы методики проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками, ее виды, но и содержатся материалы для организации внеклассной деятельности. Нельзя не назвать и пособие «Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе», написанное А.А. Свечниковым и И.И. Сорокиным и вышедшее в том же издательстве в 1977 г.
К сожалению, в последние два десятилетия внеурочная работа по математике в начальной школе часто сводилась к дополнительным занятиям с учениками, плохо усвоившими тот или иной программный материал..
Несомненно, произведения устного творчества широко используются на уроках русского языка и литературного чтения. Однако использование элементов устного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике является также и интересным, и занимательным.
На основе вышеизложенного, тема настоящего исследования определена следующим образом: использование элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности в начальных классах.
Цель исследования: изучить возможности использования устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: внеурочная деятельность по математике в начальных классах.
Предмет исследования: использование элементов устного народного творчества тувинцев по математике в начальных классах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование элементов устного народного творчества тувинцев является эффективным средством организации внеурочной деятельности по математике.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической, психологической, математической литературы по теме исследования.
2. Изучение современного состояния проблемы организации и проведения внеурочной деятельности с использованием элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности.
3. Разработка методических рекомендации по использованию элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах.
4. Проверить эффективность использования элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности по математике в начальных классах.
Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах Л.П. Стойловой, И.В. Дубровиной, П.П. Блонского, В.А. Изотовой, А.А. Синцовой, Л.А. Харитоновой, Л.С. Ульяницкой, Н.Н. Светловской и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и математической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.
База исследования: МБОУ СОШ №11 г. Кызыла.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучен и систематизирован теоретический и методический материал по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методический материал данного исследования может быть использован учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив психолого-педагогическую и математическую литературу, мы выяснили, что под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО. следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 1205.2011 «Об организации внеучебной деятельности при введении ФГОС»),
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Для развития математических способностей очень важно использовать с младшими школьниками малые формы фольклора. Устное народное творчество способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с младшими школьниками как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей младшего школьного возраста
Мы пришли к выводу, что использование элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективных средств развития духовно¬нравственного воспитания и познавательных способностей.
Чтобы проверить эффективность выдвинутой гипотезы, мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МБОУ НОШ г. Кызыла Кызылского района. Был задействован 4 класс с количеством учащихся 16 человек.
На констатирующем этапе мы провели анкетирование на выявление уровня интереса младших школьников к математике и знания элементов тувинского фольклора. Анкетирование показало низкие результаты.
На формирующем этапе мы провели внеклассные мероприятия с использованием элементов устного народного творчества тувинцев.
Результат контрольного этапа показало, что наблюдается положительная динамика в изменении уровней интереса к математике и знания элементов устного народного творчества тувинцев.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Для развития математических способностей очень важно использовать с младшими школьниками малые формы фольклора. Устное народное творчество способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с младшими школьниками как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей младшего школьного возраста
Мы пришли к выводу, что использование элементов устного народного творчества тувинцев во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективных средств развития духовно¬нравственного воспитания и познавательных способностей.
Чтобы проверить эффективность выдвинутой гипотезы, мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МБОУ НОШ г. Кызыла Кызылского района. Был задействован 4 класс с количеством учащихся 16 человек.
На констатирующем этапе мы провели анкетирование на выявление уровня интереса младших школьников к математике и знания элементов тувинского фольклора. Анкетирование показало низкие результаты.
На формирующем этапе мы провели внеклассные мероприятия с использованием элементов устного народного творчества тувинцев.
Результат контрольного этапа показало, что наблюдается положительная динамика в изменении уровней интереса к математике и знания элементов устного народного творчества тувинцев.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза доказана.



