Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль игровых технологий в работе над грамотностью на уроках русского языка в начальной школе

Работа №171869

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГРАМОТНОСТИ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....5
1.1. Сущностная характеристика понятия «игровые образовательные технологии»..5
1.2. Характеристика игровых технологий, используемых в образовательном процессе начальной школы...10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...18
2.1. Методика организации и проведения дидактических игр в начальной школе на уроках русского языка...18
2.2. Описание педагогического опыта использования игровых технологий на уроках русского языка...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…33

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 г. предъявляет определенные требования к результатам начального образования. Ученик, оканчивающий начальную школу, - это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Активизировать учебный процесс, сделать его более интересным помогают различные игровые технологии.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что игра является одним из основных методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, так как в ней сочетается игра и обучение. В настоящее время приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на самосовершенствование личности учащихся. Одной из основных задач современной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной самостоятельно осуществлять выбор и на основе этого принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Достижение этой цели посредством использования только традиционных методов и приемов невозможно. Для этого необходимо внедрение в учебно-познавательный процесс активных методов обучения, в том числе игровых технологий.
Анализ педагогической литературы показал, что многие известные педагоги (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.) справедливо обращали внимание на использование игровых технологий в процессе обучения. Переход от дошкольного детства, где ведущим видом деятельности является игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учеба должен осуществляться постепенно. Ведь в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру − это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая делает интересной и увлекательной работу на творческо-поисковом уровне, способствуя использованию знаний в новой ситуации. Игровые технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Игровые технологии возможно применять на разных уроках в начальной школе, в том числе на уроках русского языка. Известно, что усвоение информации именно на уроках русского языка вызывает у детей наибольшие трудности. И для того, чтобы интерес не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя игровые технологии. Таким образом, анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что проблема использования игровых технологий в образовательном процессе начальной школы является актуальной, заслуживает специального изучения и научного анализа.
Цель исследования: выявить особенности использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе с целью развития грамотности младших школьников.
Объект исследования: игровые технологии как средство развития грамотности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности использования игровых технологий на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2) Охарактеризовать игровые технологии, используемые в образовательном процессе начальной школы.
3) Провести анализ современного педагогического опыта использования игровых технологий на уроках русского языка.
4) Привести примеры игр для уроков русского языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время школа заинтересована в выявлении индивидуальных качеств, творческих способностей, раскрытии неповторимости личности каждого учащегося. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью. Все это указывает на актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.
Игровая технология − это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра, в отличие от игр «вообще» имеет чётко поставленную цель обучения (воспитания) и соответствующий ей педагогический результат. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2) как элемент более общей технологии:
3) в качестве урока или его части;
4) как технология внеклассной работы.
Анализ современного педагогического опыта использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе показал, что современные педагоги-практики в своей работе используют различные игровые технологии, например, такие, как: игра-упражнение, игра-поиск, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, деловые игры, познавательные игры, игры-путешествия, онлайн-игры и др. Игровая технология может применяться педагогом на любом этапе урока – при введении в тему, при ее закреплении, при контроле знаний и т.п. Использование многообразия методов и форм работы с помощью игровых технологий способствует лучшему усвоению знаний по предмету у обучающихся.
Использование игровых технологий в начальной школе будет успешным, если:
- урок проводится в игровой форме или игровые ситуации планируются на отдельных его этапах;
- игры соответствуют интересам и познавательным возможностям детей;
- игры отбираются или конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока.



1. Айрумян, Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте / Г.С. Айрумян, Л.В. Нагорнова // Актуальные задачи педагогики: материалы IVмеждунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2019 г.). − Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. − С. 60-62.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – Москва: Прогресс, 1987. – 316 с.
3. Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 2022. - №4. – С.80-87.
4. Бесова, М.А. Познавательные игры для младших школьников от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 114 с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская. – Москва: Просвещение, 1991. – 207 с.
6. Бондаренко, А.И. Игра как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / А.И. Бондаренко // Начальная школа плюс до и после. - 2021. - №1. - С.13-20.
7. Бродовская, З.В. Организация игровой деятельности в системе работы учителя начальных классов / З.В. Бродовская. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2019. - 144 с.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб.-метод. пособие / В.М. Букатов. – Москва: Просвещение, 2017. – 122 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - Москва: Инфра-М, 2007. - 446 с.
10. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - Москва: Просвещение, 1991. – 128 с.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебник / Л.А. Григорович. - Москва: Гардарики, 2020. – 416 с.
12. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках / И.К. Данилов // Начальная школа. – 2023.- №1. – С.45–49.
13. Зимина О.В. Элементы игры на уроках / О.В. Зимина // Начальная школа. – 2021.– №6. – С.23-28.
14. Кабанова, Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков / Л.В. Кабанова // Начальная школа. – 2020. – №1. – С.18–22.
15. Кабышева, Л.И. Возможности и специфика применения игрового метода в начальной школе / Л.И. Кабышева // Начальная школа. - 2020. - №2. - С. 16-22.
16. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2019. – 165 с.
17. Косова, В.Н. Дидактические игры для младших школьников / В.Н. Косова // Справочник классного руководителя. - 2020. - №2. – С.34-38.
18. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин. - Москва: АПКРО, 2005. - 212 с.
19. Лазарева Л.В. Организация игровой деятельности в начальной школе / Л.В. Лазарева - URL: httр://festivаl.1seрtember.ru/аrtiсles/518384/
20. Мастюкова, Е.М. Развивающие игры для младших школьников / Е.М. Мастюкова. – Москва: Просвещение, 1991. – 118 с.
21. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 2019. – 168 с.
22. Никитин, Б.П. Ступени творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – Москва: Просвещение, 2008. – 92 с.
23. Педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 2019. – 428 с.
24. Петрова, И.А. Использование игры в учебном процессе / И.А. Петрова // Начальная школа. – 2023. - №3. – С.60-64.
25. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / под ред. А. Акшиной, Т. Жарковой. - Москва, 1990. – 112 с.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 г. [Текст электронный]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
28. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. – Москва: ФОРУМ, 2022. – 176 с.
29. Шмаков, С.А. Игры обучающихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – Москва: Новая школа, 1994. – 116 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1995. – 245 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ