Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА ПОСЛЕРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Особенности социально-политического развития России после
реформ 1860-х годов и пути развития русской литературы 8
1.2. О роли женщин в общественной и культурной (литературной)
жизни России послереформенного периода 17
1.3. Литературный процесс и женское движение в России: из истории
вопроса 21
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ПОСЛЕРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ В
ТВОРЧЕСТВЕ Н. Д. ХВОЩИНСКОЙ И С. В. КОВАЛЕВСКОЙ 31
2.1 Вопросы образования и семьи в повести Н. Д. Хвощинской «Семья
и школа» 31
2.2 Образ нового типа женщины в повести С. В. Ковалевской
«Нигилистка» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Русская литература второй половины XIX века представляет собой уникальное явление. Обилие затрагиваемых в произведениях проблем, психологизм в создании образов, доминирование романного жанра, новые и новые имена. Значительное влияние на русскую литературу оказали реформы 1860-х годов: отмена крепостного права способствовала появлению новых тем, активизировался интерес писателей к жизни крестьян, к их страданиям и борьбе за свои права. В послереформенное время в России складывается новый тип реализма - критический, основы которого были заложены еще А. С. Пушкиным, а развиты в творчестве Н. В. Гоголя. Особенностью этого типа является новый подход к изображению отношений между человеком и окружающей его средой. Русские прозаики успешно работали в направлении критического реализма, создавали свои образы в органической связи с теми социальными условиями, которые соответствовали их образу жизни. Глубокому анализу подвергался внутренний мир героя. Одним словом, произошло изменение литературы в целом, изменился читатель, изменилась и роль писателя.
Вхождение в литературу женщин-писательниц стало еще одним новаторским шагом в развитии российской культуры. Если раньше им приходилось довольствоваться только переводческой деятельностью и скромными заметками о воспитании детей, то в этот период они стали гораздо смелее заявлять о себе. Е. Ган, Н. Лухманова, сестры Н. и С. Хвощинские, М. Вилинская, С. Ковалевская, С. Соболева - это далеко не полный список русских писательниц 60-80-х годов XIX века, которые сотрудничали в журналах «Современник», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Вестник Европы» и в меру возможностей публиковали свои произведения отдельными изданиями.
Среди других писательниц С. В. Ковалевская (1850-1891) и
Н. Д. Хвощинская (1882-1889) были известны тем, что в своем творчестве они смогли представить своеобразный «срез» литературно-художественной и общественно-политической жизни послереформенной России и тем самым внесли весомый вклад в осмысление новых реалий. В текстах своих произведений они отразили сложные процессы, происходившие в обществе, заострили внимание на важных вопросах о роли женщины в семье, образовании и социализации и т.п.
Литературное творчество Н. Д. Хвощинской и С. В. Ковалевской не оставляют без внимания в литературоведении и в критической литературе. Об этом свидетельствую исследования А. Ш. Леффлер, П. Я. Кочиной, A. Е. Козлова и др...
В послереформенной России 1860- 1880-х годов с отменой крепостного права, реформами экономическими и образовательными произошло множество изменений в обществе: свобода крестьян, увеличение рабочего класса, женское образование, появление феминистского движения, идеи нигилизма, самосознание женщин как самостоятельных личностей растет, и они стремятся к самовыражению. Многим открылся путь литературы, который до этого прокладывали С. П. Сечина, Е. П. Ростопчина, В. И. Ланская, Е. В. Хераскова, на этом фоне формируются предпосылки для окончательного становления женской прозы, которую представляли Ю. В. Жадовская, М. В. Трубникова, Н. С. Соханская и многие другие. Послереформенная Россия 1860-1880-х годов стала важным этапом в развитии женской прозы.
Женская проза начала формировать собственные темы и стили, отличающиеся от традиционных мужских нарративов, что способствовало расширению литературного канона. В результате исследования творчества Н. Д. Хвощинской и С. В. Ковалевской именно женская проза представляла особое направление в русской литературной традиции. В отличие от изображения женской доли в мужской социальной прозе и женщины в целом в мужском взгляде, уникальность женской прозы второй половины XIX века исходила во многом из-за того, что женская тематика и проблематика, раскрывались непосредственно самими женщинами, т. е. носила автобиографический характер. Именно этот характер произведений смог показать настоящую, актуальную связь литературы с жизнью. Опыт, отраженный Н. Хвощинской и С. Ковалевской, был не индивидуальным, а общенациональным для судеб женщин России...
1. Афанасьева Ю. Ю Софья Ковалевская в воспоминаниях и критических исследованиях / Ю Ю. Афанасьева // Вестник ТГПУ. 2015. № 10 (163). [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sofya- kovalevskaya-v-vospominaniyah-i-kriticheskih-issledovaniyah (дата обращения: 25.12.2024).
2. Афанасьева Ю. Ю. С.В. Ковалевская: «Воспоминания детства» и кризис идентичности / Ю. Ю. Афанасьева // Вестник ТГПУ. 2017. № 7 (184). C. 144-149.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
4. Березкина Е. П. Мифологическое начало в повести С.В. Ковалевской «Нигилистка» / Е. П. Березкина // Вестник БГУ. 2014. № 10-1. С. 126-129.
5. Березкина Е. П., Проявина В. В. Мотив духовного поиска героини в повести Н. Д. Хвощинской «Пансионерка» / Е. П. Березкина, В. В. Проявина ZZ Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2018. Вып. 1. С. 37-43.
6. Березкина Е. П Художественное воплощение гендерной оппозиции феминность/маскулинность в русской литературе второй половины XIX в. (на материале романа Н. Д. Хвощинской «Большая Медведица») Z Е. П. Березкина // Вестник БГУ. 2011. № 10. С. 116-121.
7. Воронцова Л. А. Софья Ковалевская / Л. А. Воронцова. - М.: Молодая гвардия, 1959. (Сер. Жизнь замечательных людей. Вып. 22.). - 336 с.
8. Гаврилов С. В. Феномен Н. Д. Хвощинской-Зайончковской глазами историка-народника В.И. Семевского / С. В. Гаврилов // СибСкрипт. 2019. № 4 (80). [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/fenomen-n-d- hvoschinskoy-zayonchkovskoy-glazami-istorika-narodnika-v-i-semevskogo (дата обращения: 20.12.2024).
9. Геронимус Я. Л. Очерки о работах корифеев русской механики / Я. Л. Геронимус. - М.: Гостехиздат, 1952. - 519 с.
10. Голицын Н. Н. Библиографический словарь русских писательниц / Кн. Н. Н. Голицына. - Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1889. - 308 с.
11. Гончарова О. М. Русская женщина 1860-х в «Зеркале» идей и
литературы / О. М. Гоннчарова // Культура и текст. 2012. № 1. - С. 44-53. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-
zhenschina-1860-h-v-zerkale-idey-i-literatury (дата обращения: 20.12.2024).
12. Горжая А. А. Психологическая женская проза как объект
исследования / А. А. Горжая // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 2. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskaya-zhenskaya-proza-kak-obekt- issledovaniya (дата обращения: 20.12.2024).
13. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические произведения / Вводная статья проф. В.З. Смирнова / Н. А. Добролюбов. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - 736 с.
14. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX вв. / Г. В. Жирков - М.: Аспект Пресс, 2001. - 368 с.
15. Зотов В. Н. Д. Хвощинская (Из воспоминаний старого журналиста) / В. Зотов // Исторический вестник. 1889. № 10. С. 93-108...52