ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 7
1.1. Сущность малого и среднего бизнеса и его роль в экономике страны 7
1.2. Роль малого и среднего бизнеса в развитии территории региона 18
1.3. Налоговая политика государства в отношении малого и среднего бизнеса: история и современное состояние 23
Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В
РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 29
2.1. Характеристика состояния малого и среднего бизнеса Республики Тыва 29
2.2. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Тыва 34
2.3. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Тыва 41
Глава 3. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 49
3.1. Совершенствование процесса государственной поддержки малого и среднего бизнеса 49
3.2. Комплекс мер по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в Республике Тыва 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица 1.1. Оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) микропредприятий с 2009 года 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица 2.1. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Тыва 8/
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица 3.1. Численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Тыва 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Таблица 4.1. Оборот средних организаций Республики Тыва по видам экономической деятельности 84
Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого и среднего предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс , способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуги насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных проблем. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса - одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике, как инструмент регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.
Развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социально-экономических проблем, связанных с:
- созданием условий для обеспечения политической стабильности в обществе;
- формированием рациональной структуры экономики;
- образованием среднего класса;
- смягчением безработицы;
- ростом доходной части бюджетов всех уровней и другие.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.
Вместе с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Становление и развитие малого предпринимательства в России сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного , информационного характера. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.
Государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых и средних предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса, является неотъемлемым элементом развития данного сектора. Но, к сожалению, существует большое количество проблем, касающихся данного вопроса.
Цель данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Тыва
Для достижения этой цели обозначены следующие задачи:
- изучены теоретические основы развития малого и среднего бизнеса;
- проанализировано состояние и особенности финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Тыва;
- разработаны комплекс мероприятий по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего бизнеса Республики Тыва.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает малый и средний бизнес Республики Тыва.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают особенности финансирования малого и среднего бизнеса в Республике Тыва.
Теоретическая и методологическая основа. В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса. Среди самых известных авторов по данной тематики можно выделить следующих: Бесшапошного М. Е., Велиевой И.С., Давыдовой Л.В., Недосекина С. Е., Преображенского Б. Л., Титова В.И.
МетоДы исследования. В качестве методов исследования в работе использовались: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса и разработке комплекса мер по ее совершенствованию.
Проведенное исследование теоретических, и методических проблем развития малого и среднего бизнеса Республики Тыва, позволило сделать следующие выводы.
Малый и средний бизнес играет очень важную роль в развитии экономики государства.
Малый бизнес выступает основной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта.
Малые предприятия как ведущий сектор рыночной экономики определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому большинство развитых стран поощряют деятельность малого и среднего бизнеса.
Рассматривая тенденции развития малого и среднего бизнеса в Республике Тыва, можно сказать, что он развивается с положительной динамикой, с каждым годом наращивая обороты и укрепляя свои позиции.
Работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства ведется органами государственной власти Республики Тыва системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Сформирована инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки.
Для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в регионе, принята и реализуется Государственная программа «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017- 2020 годы» подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Но, несмотря на столь положительные тенденции развития, можно выделить основные проблемы касающиеся малого и среднего бизнеса в Ростовской области:
• недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
• трудности с получением банковских кредитов;
• усиление давления криминальных структур;
• нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
• сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
• отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и другие.
Важную роль для развития малого и среднего бизнеса играет государственная поддержка.
Главным инструментом реализации государственной политики в области малого и среднего предпринимательства служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд приоритетными мерами являются:
• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
• упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
• упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
• льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
• особенность участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
• меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
• меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
• меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и иные направленные.
Предлагаемые меры позволят повысить эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, а также будут способствовать развитию данной сферы.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
5. Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
6. Постановление от 13 августа 2014 года N 398 об утверждении положения о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва
7. Аликаева М. Р. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход // Предпринимательство. - 2009.- № 6.
8. Арсамаков И. О. Финансово-кредитные факторы активизации малого бизнеса в региональных отраслевых комплексах // Предпринимательство. - 2010. - № 5.
9. Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого бизнеса // Предпринимательство. - 2011. - № 4.
10. Бесшапошный М. Е. Появление эффективного предпринимателя на селе - залог правильного развития земельных отношений // предпринимательство. - 2009. - № 4.
11. Биншток Ф.И. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2009. - 200 с.
12. Бородина В.В. «Малое предприятие» - М.: Книжный мир, 2012г.
13. Булатова А.С. «Экономика» - М.: Экономист, 2012 г. - 12 с.
14. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе - М.: Маросейка, 2007, 192 с.
15. Бухвальд Е.М., Виленский А.В. «О роли малого предпринимательства в развитии экономики России» // Вестник РГНФ, 2012 г. № 1.
16. Велиева И.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста // Аудитор. - 2011. - № 1.
17. Вьюгина В. Э. Малый бизнес в решении социальных задач регионов // Предпринимательство. - 2008. - № 5.
18. Газгиреева Ф.Р. «Эволюция Российского малого бизнеса» // Финансовый бизнес, 2012 г.№5
19. Гизайтуллин Р.Р. Использование бюджета развития в инновационной и инвестиционной сферах // Экономический вестник РТ. - 2009. -№ 2.
20. Григорян Р. М. Совершенствование финансово-кредитного механизма муниципальной поддержки предпринимательства // Предпринимательство. - 2008. - № 4.
21. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. - 141 с.
22. ГрузиновВ.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» - М.: Финансы и статистика, 2014 г. - 96 с.
23. Грязнова А.Г., Юрданова А.Ю. Микроэкономика - М.: ИТД «Кнорус», 2012 г.
24. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение // Финансы и кредит. - 2009. - № 12
25. Динаев Т. Д. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности // Предпринимательство. - 2008. - № 6.
26. Дудин М. Р. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России // Предпринимательство. - 2010. - № 4.
27. "Исследование состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства" - Серээжикпей А.А. Исследование состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства Республики Тыва // Материалы IV международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов // Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016.
28. Калмыкова Е. Б. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес // Проблемы теории и практики управления. - 2011.- № 1.
29. Кирюшкин Р. Н. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования // Предпринимательство. - 2009.- № 5.
30. Краснова О.М. Развитие инновационных процессов // Экономическийвестник. - 2010. - № 4.
31. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, 2009. № 5
32. Малый бизнес : возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. - 2009. - Выпуск № 13
33. Меркушев А. Д. Малый бизнес и развитие сельских территорий // Предпринимательство. - 2011. - № 4.
34. Мещерякова Л. О. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона // Предпринимательство. - 2009. - № 2.
35. Морозко Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России // Финансы и кредит. - 2009. - № 28.
36. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие для вузов - СПб: ИД Бизнес-пресса, 2009. - 608 с.
37. Назмиева Е. О. Лизинг - хороший шанс для развития малого бизнеса // Экономика и жизнь. - 2008. -№ 5
38. Недосекин С. Е. Регионы России в реализации национального проекта «Развитие АПК» // Предпринимательство. - 2009. - № 2.
39. Нестеренко Ю. М. К разработке концепции государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Российский экономический журнал. - 2011. - № 10.
40. Никологорский Д. Э. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 11.
41. Онучак В. Д. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства //Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2.
42. Орлов А. «Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация // Вопросы экономики, 2015 г. - 126 с.
43. Предпринимательство: учебни, под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 667 с.
44. Преображенский Б. Д. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве // Предпринимательство. - 2010. - № 6.
45. Преображенский Б. Л. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в научно - технической сфере // Предпринимательство. - 2008. - № 4.
46. Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие - М.: ПРИОР, 2008. - 250 с.
47. Семин Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. - 2008. - № 19
48. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятий): учебник - М.: Проспект, 2008. - 560 с.
49. Суранов С. О. Долгая дорога в Думах: кредитование малого бизнеса // Экономика и жизнь. - 2009.- № 6
50. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник для вузов. - М.: ЭКСМО, 2008. - 416 с.
51. Тихомирова А. «Инвестиционный климат в России:
региональный рейтинг и риски» - М.: ФФПМП, 2012г.- 143 с.
52. Хамидуллин Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития - М.: Издательство Казанского Университета, 2014. - 180 с.
53. Ходов Л. «О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации» // Вопросы статистики, 2012 г. №7
54. Чапек В.Н. Малое предпринимательство В России: учебное пособие - Ростов на/Д: Феникс, 2009. - 283 с.
55. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие - М.: Финансы и статистика, 2008. - 496 с.
56. Сайт Министерства экономики Республики Тыва: URL: http: //www.mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/ (время обращения 27 мая 2017 г.)
57. Сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: URL:
http://tuvastat.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tuvastat/ru/statistics/enterprises/s
mall_and _medium__enterprises (время обращения 26 мая 2017 г.)
58. Сайт Министерства экономики Республики Тыва: URL:
http: //www.mert.tuva.ru/directions/fcp/favorable_terms_2014-2016/ (время обращения 27 мая 2017 г.)
59. Сайт Федеральной службы государственной статистики: URL: http://www.gks.ru (время обращения 25 мая 2017 г.)