ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.АНАЛИЗ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИКОН ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 8
1.1. Суздальская школа иконописи 8
1.2. Сравнительное описание бытования иконографического сюжета Покрова
Пресвятой Богородицы 16
1.3. Особенности икон. Сравнительный анализ образцов икон Покрова
Пресвятой Богородицы 2 9
ГЛАВА 2.КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ ПОКРОВ ^КВЕК,
РУССКИЙ СЕВЕР) 38
2.1. Методика укрепления и консервации 38
2.2. Методика восполнения утрат красочного слоя 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является одним из наиболее значимых праздников в календаре Русской православной церкви. Почитание Божьей Матери традиционно велико у всех христианских народов. При этом в каждой культуре вырабатываются свои, особые формы культа, связанные с местными традициями, историями о конкретных чудесах и т. д. Идея и образ Покрова Богородицы, имея свои истоки в Византии, получили особое развитие именно в Древней Руси. При этом, разумеется, была разработана иконография праздника и созданы выдающиеся произведения церковного искусства. Наряду с шедеврами создавались и массовые промысловые иконы для нужд широких масс населения. Каждая региональная школа живописи отличалась своими особенностями стиля.
Актуальность работы заключается в том, что исследование иконографии Покрова Богородицы позволяет увидеть широкий сре з русского искусства как «по вертикали», от его вершинных проявлений до стандартных ремесленных изделий, так и «по горизонтали» через творения различных художественных центров.
Объектом исследования являются иконография русской иконописи, методика консерв ации и реставрации иконописных произведений.
Предметом исследования являютсярусская иконография Покрова и две реставрируемые автором иконы Покрова.
Цель исследования: провести сравнительный анализ икон «Покрова Богородицы», выявить особенности реставрации .
Задачиисследования:
1. изучить особенности суздальской иконописи.
2. изучить иконографию праздника, сакраментальные византийские традиции, на основании которых он сложился.
3. выявить общие и различные черты в изображениях сюжета «Покров Пресвятой Богородицы», созданных мастерами разных художествен - ных школ.
4. выявить основные пути и методики консервации и реставрации иконы Покрова.
Хронологические рамки исследования охватывают период с воз - никновения христианства до XIX в. Территориальные рамки включают в себя столицу Византийской империи город Константинополь и территорию России в границах Древней Руси, в особенности Новгородскую и Вл адимиро- Суздальскую земли.
Научная значимость и новизна исследования обусловлены рассмотрением в рамках одной работы как иконописных произведений средневековой Руси, сформировавших канон иконографического сюжета Покрова Богоматери, так и созданных в XIX в. народных «промысловых» икон...
Творческое наследие суздальских иконописцев занимает важное место в истории древнерусского искусства. Владимиро -Суздальская земля являлась ключевым с точки зрения политики, экономики и культуры регионом, именно она в итоге стала центром формирования единого российского государства. После монгольского завоевания и связанного с ним временного упадка, последовало возвышение Московского княжества, выразившееся не только в политических успехах, но и в становлении собственной художественной школы, обогатившей русское искусство великими достижениями.
В новое время иконопись в регионе продолжала активно развиваться . Крупномасштабное ремесленное производство икон было налажено в селах Палех, Мстера, Холуй. Среди его отличительных черт можно выделить сравнительно простое и примитивное исполнение, в ряде случае в заимствования у зарубежных художников.
В суздальской иконописи, как средневековой, так и отн осящейся к более позднему периоду народно -ремесленной, важное место занимает тема Покрова Богоматери. Сам праздник как таковой также тесно связан с церковной и политической историей Владимиро -Суздальской земли, хотя его установление изначально вдохновлено опытом византийской религиозной культуры. Традиции почитания Богоматери, сформировавшиеся во Влахернском храме Константинополя - чудесное поднятие завесы над иконой Богоматери, видения святого Андрея Юродивого, пение акафиста Богоматери - послужили формированию идеи и образа Покрова Богоматери, символа Ее особого заступничества за верующих. В русской духовной культуре тема Покрова получила особое развитие. В его честь был установлен великий церковный праздник, отмечаемый 1 октября (14 октября н. ст.).
Двумя основными вариантами иконографии Покрова стали суздальский и новгородский. Они различаются по тому, держит ли покров сама Богородица или он поддерживается ангелами; делается ли акцент на образе святого Андрея Юродивого или святого Романа Сладкопевца; служ ит ли архитектурным фоном собор святой Софии или комплекс Влахернской церкви.
В ходе проведенного исследования были изучены особенности суздальской иконописи интересующего нас периода.
При рассмотрении иконографии извода Покрова Богородицы были выявлены византийские традиции почитания Богоматери, послужившие формированию праздника. Также были выявлены особенности композиции характерные для разных иконописных школ.
Проведен сравнительный анализ двух икон Покрова Пресвятой Богородицы, в ходе которого был сделан вывод, что исследуемые иконы являются примером традиционного суздальского извода Покрова, одна из них выполнена предположительно мастерами Поморья, а другая иконописцами Мстёры или Холуя.
Проведена реставрация лицевой и тыльной сторон иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Выполнено укрепление грунта и красочного слоя, заполнение утрат древесины, расчистка произведения от потемневшего покрытия и восполнение утрат живописи.
В ходе проделанной теоретической и практической работы были достигнуты все цели и задачи.
1. Алленов М.А., Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т.1. Русское искусство X - XVII веков. М., 2007. - 343 с.
2. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.— 187 с.
3. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2¬х томах. — М.: Искусство, 1963.- 964 с.
4. Бобров Ю. Г, Бобров Ф. Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. - М: ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2008. - 128 с.
5. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М., 2004. — 344 с.
6. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987. - 162 с.
7. В.Л. Михеев, Н.В. Регинская, Ю.С. Савельева. Экспертиза и реставрация народных икон. - СПб. : РГГМУ, 2017. - 208 с.
8. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. - 254 с.
9. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т.1. М., 1961. - 583 с.
10. Г.С. Клокова и др. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2016. -239 с.
11. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. — М.: Интербук-бизнес, 2000. — Кат. № 180, С. 93.
12. Голейзовский Н.К., Овчинников А.Н., Ямщиков С.В. Сокровища Суздаля. М., 1970. - 488 с.
13. Гордиенко Э.А. «Покров» в новгородском изобразительном искусстве.// Древний Новгород. История. Археология. Искусство. М., 1983. С. 314- 337.
14. Дмитриев Ю. Н. О творчестве древнерусского художника. - «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР», XIV, С. 551-556.
15. Дмитрий Ростовский. Жития святых. Книга 2. М., 2010 . - 624 с...52