Организация аудита в сфере государственных закупок товаров, работы, услуг (Государственный, финансовый и антикоррупционный контроль, Херсонский Технический Университет)
Работа сделана на примере ГКУ Херсонской области "Управление труда и социальной защиты Скадовского муниципального образования".
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы организации аудита в сфере государственных закупок 7
1.1. Понятие, цели и задачи аудита в сфере государственных закупок в России 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование аудита государственных закупок в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГКУ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СКАДОВСКОГО МО" 15
2.1. Характеристика учреждения и системы организации закупок 15
2.2. Организация и практика проведения аудита закупок в учреждении 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Актуальность курсовой работы заключается в том, что эффективная организация аудита в сфере государственных закупок имеет ключевое значение для обеспечения прозрачности и добросовестности процессов расходования бюджетных средств. В условиях кризиса доверия к государственным закупкам и повышения внимания к проблемам коррупции и нецелевого использования бюджетных средств, задача совершенствования контроля и аудита в данной области становится особенно важной. Современные проблемы в сфере закупок требуют подробного изучения процесса аудита с целью выявления эффективных методов и инструментов, которые могут повысить надежность и результативность проводимых проверок.
Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, что с введением контрактной системы и необходимостью обеспечения эффективного расходования государственных средств, особое внимание уделяется контролю за закупочной деятельностью. Вопросы, касающиеся организации аудита в сфере государственных закупок, являются очень актуальными, так как требуют внедрения новых подходов к анализу и регулированию закупок на уровне государственных и муниципальных учреждений.
Целью курсовой работы является анализ организации аудита в сфере государственных закупок, исследование основных проблем и предложений по улучшению аудиторской практики на примере конкретного учреждения — ГКУ Херсонской области «Управление труда и социальной защиты Скадовского МО».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность аудита в сфере государственных закупок.
2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование аудита государственных закупок в Российской Федерации.
3. Изучить методику проведения аудита в сфере закупок на примере конкретного учреждения.
4. Выявить типичные нарушения и проблемы, возникающие при проведении аудита, и предложить возможные пути их решения.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса аудита в сфере государственных закупок.
Объектом исследования является процесс проведения аудита в сфере государственных закупок. Предметом исследования являются особенности и методы организации аудита государственных закупок на примере ГКУ Херсонской области «Управление труда и социальной защиты Скадовского МО».
База исследования — документы и материалы, относящиеся к практике организации и проведения аудита в рассматриваемом учреждении.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использованы следующие методы: анализ научных и нормативно-правовых источников, сравнительный анализ, метод обобщения, анализ практики проведения аудита в государственных учреждениях, а также синтез и классификация данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для улучшения системы аудита в сфере государственных закупок на уровне конкретных учреждений. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процедур контроля за закупочной деятельностью, повышения эффективности расходования государственных средств и уменьшения рисков коррупции.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методами исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты организации аудита в сфере государственных закупок, анализируются нормативно-правовые акты и законодательные изменения. Во второй главе проводится исследование организации аудита в ГКУ Херсонской области, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы и предложения для дальнейшего совершенствования аудита в сфере закупок.
В ходе выполнения курсовой работы был проведен всесторонний анализ организации аудита в сфере государственных закупок, с особым вниманием к практике его проведения в ГКУ Херсонской области «Управление труда и социальной защиты Скадовского МО». Исследование позволило выявить ключевые аспекты, влияющие на эффективность аудиторской работы, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются аудиторы в процессе контроля закупок.
Основными результатами работы являются следующие выводы:
1. Анализ нормативно-правового регулирования показал, что в Российской Федерации существует достаточно развитая правовая база для организации аудита в сфере государственных закупок. Однако, несмотря на множество законов и подзаконных актов, проблема соблюдения всех требований законодательства на практике остается актуальной. Особенно важным является соблюдение процедур, установленных федеральными законами, такими как № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, регулирующими закупочную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях. Проблемы с соблюдением этих норм в реальной практике приводят к правовым последствиям, которые могут угрожать не только правомерности заключенных контрактов, но и репутации государственных организаций.
2. Основные проблемы, выявленные в процессе исследования, связаны с несоответствием теоретических и практических аспектов аудиторской деятельности в сфере государственных закупок. Среди них — недостаток квалифицированных кадров, проблемы с правовой экспертизой контрактов, а также высокие риски коррупции и нецелевого использования средств. Кадровая проблема остается одной из центральных, поскольку без должного уровня профессионализма аудиторов невозможно обеспечить должный уровень контроля за государственными расходами. Это требует дополнительных усилий для привлечения специалистов с высокими компетенциями в области закупок, а также для повышения квалификации уже работающих сотрудников. Проблемы с правовой экспертизой контрактов часто возникают из-за недостаточной осведомленности сотрудников о последних изменениях в законодательстве и их влиянии на процесс закупок.
3. Методы аудита в сфере государственных закупок требуют совершенствования, включая внедрение более жестких инструментов контроля за соблюдением законодательства, а также улучшение механизмов внутреннего и внешнего аудита. Для повышения прозрачности и эффективности государственных закупок необходимо внедрение современных инструментов мониторинга и аналитики, таких как использование программного обеспечения для автоматизации процесса контроля. Это позволит ускорить обработку данных, улучшить качество отчетности и снизить человеческий фактор в оценке документации. Важно также усилить роль внутреннего контроля на каждом этапе закупочного процесса, начиная с планирования и заканчивая исполнением контрактов. Внедрение рекомендаций по повышению качества внутреннего контроля может минимизировать риски финансовых нарушений и снизить случаи нецелевого расходования средств.
4. Практическое применение результатов работы может включать разработку рекомендаций по улучшению организации аудита на уровне муниципальных и государственных учреждений, а также создание эффективных инструментов мониторинга и контроля закупок. Одной из рекомендаций является необходимость создания четкой системы внутреннего контроля, которая бы включала регулярные проверки всех этапов закупок, включая подготовку документации, проведение торгов, выбор поставщиков, а также исполнение контрактов. Установление прозрачных и четких процедур будет способствовать повышению доверия граждан к государственным органам и снижению количества нарушений. Помимо этого, важным аспектом является обучение сотрудников учреждений на всех уровнях — от закупок до контрактования — на предмет последних изменений в законодательстве и их практическом применении.
5. Этические аспекты и соблюдение стандартов в процессе проведения аудита также требуют особого внимания. Аудиторы должны действовать строго в рамках установленных кодексов этики, чтобы обеспечить беспристрастность и независимость в ходе своей работы. Это особенно важно в государственных учреждениях, где прозрачность и честность действий аудиторов влияют на общественное мнение и доверие к органам власти. Этические принципы, разработанные международными организациями, такими как ИНТОСАИ, играют важную роль в обеспечении прозрачности и доверия к процессу государственного аудита. В связи с этим необходимо проводить регулярное повышение квалификации сотрудников органов аудита и строго контролировать их соблюдение норм и стандартов этики.
6. Дальнейшее совершенствование практики аудита в сфере государственных закупок потребует комплексного подхода, включающего обновление нормативной базы, улучшение качества подготовки кадров и усиление внутреннего контроля. Важно продолжать развивать и внедрять новые технологии, такие как использование блокчейн-технологий для обеспечения прозрачности контрактов и отслеживания исполнения закупок. Также необходимо укреплять международное сотрудничество в сфере аудита государственных закупок, обмениваться опытом с другими странами, применяющими передовые практики и инструменты в этом направлении.
В завершение можно утверждать, что эффективная организация аудита в сфере государственных закупок имеет стратегическое значение для повышения уровня доверия граждан и бизнеса к государственным органам. Исследование выявило важность комплексного подхода к вопросам аудита, включая юридическую, организационную и кадровую составляющую. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля, что будет способствовать улучшению качества государственных закупок и расходования бюджетных средств. Оптимизация процессов аудита и устранение выявленных недостатков в организации закупок позволит повысить уровень эффективности использования государственных средств, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому развитию экономики и улучшению качества жизни граждан.
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.01.2025) // КонсультантПлюс.
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (ред. от 11.09.2018) «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами...» // Справочно-правовая система «Гарант».
5. Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе (Принят в г. Монтевидео 09.11.1998 – 14.11.1998 XVI Конгрессом ИНТОСАИ) // Официальный сайт Счетной палаты РФ.
6. Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977 – 26.10.1977 IX Конгрессом ИНТОСАИ) // Официальный сайт Счетной палаты РФ.
7. Мексиканская декларация независимости (г. Мехико, ноябрь 2007 года) // Официальный сайт Счетной палаты РФ.
8. Статья 98. Аудит в сфере закупок // Федеральный закон № 44-ФЗ. КонсультантПлюс.
Методические материалы и научные публикации
9. Порядок проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (СФК-7) // Утвержден распоряжением.
10. Аудит в сфере государственных закупок: Группа авторов // Наука.ру. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/37645/view (дата обращения: 13.04.2025).
11. Методология аудита государственных закупок // GAAP.ru. URL: https://gaap.ru/articles/Metodologiya_audita_gosudarstvennykh_zakupok/ (дата обращения: 13.04.2025).
12. Аудит закупок. Методика аудита // Ценный Советник. URL: https://censovet.ru/audit-zakupok-metodika-audita/ (дата обращения: 13.04.2025).
Электронные и интернет-ресурсы
13. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» // URL: http://www.budget.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
14. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок // URL: http://zakupki.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
15. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: http://www.minfin.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
16. Официальный сайт Федерального казначейства // URL: http://www.roskazna.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).
17. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2025).
18. Справочно-правовая система «Гарант» // URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 13.04.2025).
19. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // URL: http://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 13.04.2025).